понедельник, 16 ноября 2015 г.

Антинародное правительство затягивает удавку


Минфин предлагает полу-платную медицину

  На днях стали известны предложения Минфина, направленные, как принято говорить в таких случаях на чиновничьем “новоязе”, на “оптимизацию расходов на здравоохранение”. На нормальном языке это означает снижение ассигнований за счет введения ряда платных услуг. Причем плата будет взиматься, — что особенно важно — за те виды медицинской помощи, которые ранее оказывались “безлимитно” и бесплатно. То есть, речь идет о “ползучей” замене бесплатной медицины, гарантированной всем гражданам Конституцией РФ на медицину “частично платную”.
Подробнее обо всех предложенных нововведениях можно прочесть в обширной статье на сайте Российского агентства медико-социальной информации.

Можно сразу заметить, что не все предложения финчиновников заслуживают однозначной критики. Например, обязывать больного оплачивать повторный вызов “Скорой”, если часом раньше она уже приезжала к нему домой и предлагала госпитализацию — это вполне логично. “Домашний доктор”, да еще по вызову, обходящемуся государству не в одну тысячу рублей — это слишком жирно для любителей лечиться на дому. И во всех, куда более богатых государствах мира, оплачивается отдельно. Ну или входит в очень дорогостоящую, в сравнении с обычными, страховку.
Также не стоит отметать с порога и реальную, а не механически-ограничительную оптимизацию системы вызовов врачей на дом. Конечно, предложение Минфина ограничить “бесплатный лимит” аж четырьмя вызовами в году вызывает лишь иронию. Другое дело, что стоит навести порядок с основаниями для таких вызовов.
Моя хорошая знакомая, российская эмигрантка в Германии, например, рассказывала, что вызвать доктора на дом там практически невозможно — при условии общедоступной медстраховки, как минимум. Сама она не то что в случае собственной болезни, скажем, с высокой температурой, ездила на прием к “семейному врачу”, но также возила туда и температурящего ребенка, что для России бы однозначно воспринималось, как ЧП. Так что даже богатые страны мира не могут позволить себе тратить столько времени своих высокооплачиваемых врачей на один вызов — за сколько они могли бы осмотреть не одного лично явившегося к ним пациента.
Так что, конечно, если больной “лежачий” (парализованный, например), все визиты доктора к нему на дом должны быть бесплатными. Лихорадка при ОРЗ? Наверное, при этом надо учитывать еще и какая погода на дворе. Если холодно, конечно, пациенту рисковать получить к простуде еще и воспаление легких не стоит. Но если на улице достаточно тепло, а заболевший после визита к нему врача пойдет в магазин, то, наверное, такие вызовы в “безлимитном” варианте, и правда, излишни?
А вот что вызывает уже не иронию, а настоящий “зубовный скрежет” — это инициатива Минфина ограничить лимит бесплатных плановых госпитализаций в стационар двумя в год. Такое впечатление, что подобное разрабатывалось не просто полными “профанами” в медицине, но и в финансах тоже. Всего один пример. Допустим, пожилой человек с “хронической недостаточностью мозгового кровообращения” обратится к невропатологу. Тот назначит курс амбулаторного лечения — обычно в виде таблеток. Но вот они оказались недостаточно эффективными: нужны уколы, капельницы, постоянное внимание врачей. Но два раза в году пациент в неврологии уже лежал. А может, использовал свой “лимит”, скажем, в кардиологии, когда у него сердце начало болеть.
Хорошо, если такой больной согласится заплатить нужную сумму для услуги, ставшей “дополнительно-платной”. А если решит сэкономить? А через несколько дней — инсульт, организм не глупый, он своего “хозяина” все эти дни предупреждал жалобами на головную боль и головокружение. А тот предупреждению не внял. Да, в этом случае, несчастного госпитализируют уже бесплатно — в срочном порядке, по “Скорой”. Но кто-то в Минфине представляет разницу в стоимости поддерживающего курса терапии при ХНМК — и лечения острого нарушения мозгового кровообращения, последующей реабилитации, многолетних пенсионных выплат по инвалидности. Увы, по общей статистике этих болячек, лишь 25% инсультов заканчиваются выздоровлением, еще четверть —  смертью больных, а половина из них так и остаются инвалидами разных групп.
И уж совсем бредовой предстает инициатива ограничить число бесплатных обращений к участковому терапевту 10 разами в год. Да, это вроде не так мало. Но авторы этой “рацухи” хоть в курсе, что почти 40% населения России вообще предпочитают не обращаться за медпомощью в официальные лечебные учреждения, занимаясь самолечением? А насколько возрастет эта цифра, если за визит еще придется и доплачивать? И как на этом фоне будут смотреться вполне обоснованные призывы и врачей, и политиков к гражданам “больше уделять внимания своему здоровью, вовремя обращаться за медпомощью при болезни” и т.д.?
Вообще, в Минфине понимают сам смысл понятия “страхового подхода” в целом — и в сфере медицинского страхования в частности? В отличие от обычного предоставления услуг “получил–заплатил”, в системе ОМС исповедуется принцип “здоровые платят за больных”. Молодые могут годами вообще в поликлинике не появляться, а вот родителям, а тем более, бабушкам-дедушкам помощь людей в белых халатах может понадобиться куда чаще пары раз в год.
Спору нет: государственные финансисты — такие люди, которым по должности предписано искать способы экономии бюджета, в том числе и в сфере здравоохранения. И путей экономии, причем, очень значительной — несть числа. Например, действенное импортозамещение лекарств и оборудования.
Так, колоссальную выгоду принесла бы победа над западной фармацевтической мафией и находящимся у нее на содержании  сонмом ученых, врачей и журналистов, доказывающих доверчивым россиянам, что дешевыми “дженериками”, а не дорогостоящими “оригинальными лекарствами” что-то вылечить в принципе невозможно.
Но нельзя же при этом покушаться на систему оказания первичной и просто массовой системы оказания медицинской помощи, где каждая вложенная копейка дает максимальный экономический эффект, зато любая копеечная экономия часто бывает сравнима с поступком хрестоматийного дореволюционного купца, который ради того, чтобы найти упавший на траву в темноте пятак, подсветил тропинку “факелом” из сторублевой бумажки.





















Комментариев нет:

Отправить комментарий