Россия — государство, игнорирующее свой народ
Запрос российского общества требует «решения повседневных проблем» и «устранения раздражающих факторов». По факту, сегодня в России — «вывих» истории: господствующее над своим народом государство в лице социального класса «чиновников всех уровней и "сросшихся" с ними депутатов и полицейских, судей и прокуроров, руководителей государственных корпораций…». И очень раздраженный народ. |
Запрос российского общества общеизвестен.
Сумма претензий граждан к государству, удовлетворение которых находится в исключительной компетенции государства, публично — из года в год, десятилетиями — проговаривается, признается, обрастает неисполняемыми национальными проектами и «Стратегиями развития» до 20-го, теперь до 30-го, потом наверняка до 50-го года… XXI века.
И вот уже «повседневные проблемы» российского общества и «раздражающие граждан факторы» стали… «привычными», как бы уже и не требующими решений: «Зачем требовать, когда власть все знает и признает, неустанно работая над устранением».
Миру явлено чудо: российский народ в большинстве своем — из года в год, десятилетиями — уверен, что идет работа «по системному устранению недостатков во благо простого человека».
А она — не идет!
При этом запрос общества не просто игнорируется властью — и большинством оппозиционных партий (рвущихся к власти), — а осознанно искажается.
Чаще всего власть использует примитивную манипуляцию: признавая ключевые проблемы — казнокрадство, ростовщичество и асоциальность банков, сырьевую основу экономики, импортозависимость во всем.., — она переводит внимание общества на оперативную работу и оперативные успехи чиновничьего и правоохранительного сообщества: «задержание проворовавшегося начальника департамента сельсовета», «отзыв лицензии у камизятского банка», «конфискация и уничтожение (вместо передачи детским домам) продовольственной контрабанды»…
И людей заставляют забыть, что без истребления «казнокрадства, ростовщичества, сырьевой и импортозависимости…» мы так и будем не жить, а существовать по остаточному принципу: в рамках средств, оставшихся после, естественно, казнокрадства, ростовщичества, отвода денег в офшоры как в процессе экспорта всенародных природных ресурсов, так и импортных закупок…
Властью фантастически успешно реализуется манипуляция: «телевидение — это производство по изготовлению представлений людей о происходящем».
Люди перестали видеть очевидное.
Поставлено на поток изготовление представлений о жизни — системное медиаформатирование взглядов людей на жизнь, осуществление ее правил, предписаний морали, стереотипов, ментальных кодов, ценностных систем. И никакие блогеры не смогут компенсировать извращение здравого смысла федеральными телеканалами, являющимися рупорами государственной власти (которая в России не всегда уважаема, но во все времена почитаема).
Вдалбливая людям страх перед западным проектом, который и на самом деле противопоказан для России, мастера ток-шоу отвлекают нас от реальных российских проблем, инициированных российскими привластными агентами… западного проекта.
Резюме. Нами манипулируют, а мы отдаемся и получаем, как свидетельствуют рейтинги, удовольствие.
Вернемся к ключевой проблеме России: «игнорирование запроса российского общества». Прежде чем ее решить, надо выявить суть, осознать проблему и сформулировать задачу.
Дискуссия «Социальные проблемы в условиях структурного кризиса». Фото: СергейСуть проблемы в том, что мы живем в подсознательном состоянии уверенности, словно государство знает проблемы людей и занимается их решением. Будто у нас сервисное государство, работающее по простому алгоритму:
- Избранные народом политики (Власть) — формулируют проблемы и, будете смеяться, составляют Регистр проблем страны (регионов, муниципалитетов, жилищных комплексов. Смеяться надо по поводу того, что такового целеполагающего документа, как Регистр проблем, нет ни на каком уровне политической власти. А ведь именно Регистр проблем народа, выражающий его потребности и интересы, определяет действия и депутатов, и чиновников. Этим реализуется принцип абсолютного главенства народа над представительной властью и исполнительными органами. Это определяет государство как «сервильное» (обслуживающее).
- Эксперты и ученые (Компетенция), владеющие системой знаний в определенной предметной области и знающие методы решения проблем и ценностных (нормативных) ограничений на применение этих методов, разрабатывают механизмы решения проблем (на основе «Регламента решения проблем»). Они определяют подходящие методы и в случае их дефицита изобретают и опробуют недостающие годные методы. В функции Компетенций входит также выявление логической структуры проблем, тенденций развития ущерба от проблем и генетической связи между ними. «Регламент решения проблем страны» основан на системно-аналитическом Объективном стандарте по решению проблем, нормативном документе по демаркации областей деятельности Власти, Полномочий и Компетенции, Прописи наставлений по решению проблем.
- Чиновники (Полномочия), наделенные со стороны власти целью проблемно-ориентированной деятельности и ресурсами, потребными для этой деятельности, не имеют права принимать решения, но обязаны составлять и предоставлять власти на утверждение план действий по поставленной им цели и отвечать перед ней за правильное использование ресурсов и сроки достижения цели. Чиновники полностью подотчетны политической власти и входят в исполнительные организации (ошибочно квалифицируемые как «исполнительная власть», что неверно, ибо власть одна — политическая, и она неделегируема и неделима). В безраздельном распоряжении чиновников находятся только технико-технологические комплексы для решения повторяющихся задач.
Сегодня же в России идет уникальный эксперимент: чиновники под присмотром министров и губернаторов образовали совокупность с триединой функцией: «властвующее некомпетентное полномочие». В результате при наличии ресурсов и в отсутствие ответственности чиновникам просто стыдно не стать казнокрадами. Действующая практика, при которой министерства и ведомства сами ведут экспертные разработки и сами их реализуют, продуцирует саботажный процесс коррупциогенного совмещения власти, компетенций и полномочий. Более того, чиновники противодействуют реализации любых, даже своих, решений, ибо исполненное решение — это окончание востребованности и задействованности чиновника, а значит, и периода финансовой подпитки (взяток) со стороны лиц, заинтересованных в принятии и реализации решения.
По факту, сегодня в России — «вывих» истории: господствующее над своим народом государство в лице социального класса «чиновников всех уровней и "сросшихся" с ними депутатов и полицейских, судей и прокуроров, руководителей государственных корпораций…». И очень раздраженный народ.
Сегодня та часть Регистра проблем, которая касается запроса российских граждан — если бы она была, — потребовала бы решения «повседневных проблем» и устранения «раздражающих факторов».
«Повседневные проблемы», осознаваемые и/или осязаемые всеми гражданами и обществом (по алфавиту, список открыт):
- Административное и социально-бытовое взяткодательство — муниципальным чиновникам и работникам ЖЭС, участковым и сотрудникам ДПС, врачам и учителям, судьям и прокурорам, работникам ФСИН и проводникам РЖД…
- Засилье культурологически чуждых мигрантов в сфере торговли и услуг и их поведение на улице и в общественных местах.
- Мутная деятельность в системе ЖКХ при отсутствии законодательного обеспечения прав жильцов на уровне микрорайона и жилого дома, а также норм ответственности эксплуатирующих организаций (в том числе материальных) перед жильцами.
- Несправедливое, никак не привязанное к потреблению налогообложение физических лиц.
- Отсутствие государственной системы переквалификации кадров.
- Отсутствие прозрачной и контролируемой пенсионной системы.
- Отсутствие безопасности на улицах и во дворах.
- Платность, а значит, недоступность услуг качественного здравоохранения и образования (деградирующего ежедневно).
- Дополни сам, уважаемый читатель.
- Акцентированная деструктивность манипуляционных государственных СМИ.
- «Вечные» ремонты дорог (без доступа общественности к контролю над строительством).
- Жизнь без достатка.
- Издевательское неравенство в доходах граждан (на нелегитимных основаниях).
- Косноязычие, профанство и «снисходительность» чиновников.
- Максимизация капитала и прибыли работодателя в ущерб обеспечению достатка работника.
- Манипуляции со скрытыми тарифами на банковское обслуживание и услуги связи. Грабительские комиссии платежных банковских систем.
- Насилие в армии и отсутствие контрактной армии.
- Неощущение государства как гаранта справедливости и прав гражданина.
- Неподъемные кредитные ставки (с манипулятивной привязкой к уровню инфляции и «мировым проблемам»).
- Приватизация стратегически важных отраслей народно-хозяйственного комплекса (добыча и продажа природных ресурсов, энергетика, связь, финансы).
- Отмена смертной казни (по крайней мере за педофилию и серийные убийства).
- Отсутствие господдержки при переселении в сельскую местность и освоении сельхозугодий.
- Отсутствие законодательно обоснованного рынка арендного жилья (в первую очередь государственного и на основе государственно-частного партнерства).
- Показная роскошь чиновников, депутатов и госслужащих.
- Постоянный рост цен на потребительские услуги и продукты (включая бензин, с его манипулятивной — для нефтедобывающей страны — привязкой к мировым ценам).
- «Ручное (ситуативное) управление» государством.
- Дополни сам, уважаемый читатель.
Дело даже не в том, что лучше не становится десятилетиями. Хотя и это для общества постоянный стресс. Кстати, поруганный — в очень многом справедливо — сталинизм каждый год предъявлял видимые улучшения во всех сферах жизни. И не стоит спорить о соответствующих уровнях жизни: спустя восемь лет после войны он был не намного ниже, чем через восемь лет от начала перестройки (в адекватных показателях).
Беда России — это непонимание гражданами, что ждет их в будущем, ибо у общества и государства отсутствует целеполагание: прописанное, согласованное с обществом и подписанное. Отсутствует замысел.
И как следствие наблюдается угрожающий рост разочарования в настоящем.
Ни граждане, ни общество в целом не доверяют государству (в его лице исполнительной и судебной власти). Общество и власть в России обитают в параллельных мирах. Люди доверяют президенту России, главе его администрации, полномочным представителям президента в федеральных округах, министру обороны и руководителям еще пары ведомств. Десятку губернаторов.
Это слабый, но единственный плацдарм для изменений.
Пора осознать, что в основе жизнеспособности России лежит создание условий — и поддержка условий — для удовлетворения потребностей и запросов граждан и общества в целом, которое (и это уже понятно) невозможно в рамках существующей социокультурной и социально-экономической модели.
Более того, любые выборы политической власти — если они не обусловлены «идеалополагающими ценностями» и системой целей и путей (задач) развития, которые одновременно хороши для всех граждан страны — ведут к вседозволенности властвования протоэлиты над своими гражданами. А цель этой протоэлиты — консервация монополии на распределение богатств и ресурсов. Это факт, скрываемый всеми партиями, участвующими в «демократических» выборах.
Сегодняшнее состояние России позволяет людям не умереть, но не обеспечивает условий для того, чтобы жить: самореализоваться и удовлетворять насущные ежедневные потребности. При этом страна будет и далее деградировать — до тех пор, пока власть не поймет, что концептуальные и стратегические проблемы надо не только констатировать, демонстрируя «глубокое знание предмета», но и решать.
Пора осознать, что, пока люди ежечасно ощущают казнокрадство, ростовщичество, издевательское неравенство в доходах, постоянный рост цен на потребительские услуги и товары, ущербность образования и здравоохранения... — их чрезвычайно раздражают затраты на Олимпиаду, Универсиаду, чемпионаты мира, строительство Керченского моста и даже на новые танки.
Сегодня целеполагание российского государства не сформулировано (или неведомо подавляющей части общества).
Просматривается лишь неявная цель — рост благосостояния народа. Вроде бы благая цель, если бы результат не оценивался исключительно по росту материального потребления (по удовлетворению… «тела»).
Как следствие при декларируемом властью росте благосостояния граждан наблюдается постоянное уменьшение числа счастливых людей.
Сегодня полностью игнорируется тот факт, что человек хочет быть счастливым: хочет достичь личного и общественного успеха в жизни в сочетании с душевным, моральным и материальным комфортом. Игнорируется тот факт, что в реальности насущные ежедневные потребности человека гораздо шире и лежат в совершенно других, во многом не материальных сферах жизнедеятельности:
- Быть здоровым (для чего гораздо важнее иметь хороший психологический климат на работе, дома и в обществе в целом, чем даже высокий уровень медицинского обслуживания).
- Жить в мире (не только без войн, но, главное, в условиях социального, национального и религиозного мира, дающего уверенность в справедливости общественного устройства страны).
- Быть оцененным (иметь свободу в выборе сферы деятельности по душе и возможность заниматься творчеством на рабочем месте, получая достаточные доходы пропорционально количеству и качеству труда; каждый человек должен иметь возможность в процессе самореализации приобретать материальные блага).
- Иметь социальные гарантии (обеспечение образованием, медицинским обслуживанием и занятостью; пенсионное обеспечение).
- Работать и жить в своем традиционном обществе.
- Иметь благоприятный жизненный фон (отсутствие в окружении нищих, больных, наркоманов, падения нравов, коррупции, деградации властных структур). Это латентная потребность, но сказывающаяся на всем и во всем.
Ко всему прочему, игнорирование запроса российского общества свидетельствует о пренебрежении к сути его предназначения, в принципе очевидной: «обеспечение гармоничного развития человека через реализацию его эксклюзивного внутреннего потенциала в условиях соборности: органичного сочетания свободы личности и единства народа». С учетом задачи любого общества: «сохранение человека как вида».
Системообразующий запрос российского общества — построение государства счастливых людей, страны, в которой подавляющее большинство граждан уверено: именно в ней созданы наиболее благоприятные условия для того, чтобы каждый человек смог добиться успеха в жизни в сочетании с душевным, моральным и материальным комфортом.
Этот запрос — неявный, ибо народ, естественно, озабочен «повседневными проблемами» и «раздражающими факторами». Но власть, не реагирующая на первопричину (на системообразующий запрос), — «временная» власть (не по сроку, а по концептуальности и вкладу в историю страны).
Построение государства счастливых людей могло бы стать национальной идеей России — но потребует цивилизационной трансформации жизнеспособности России.
Успешное развитие России возможно только тогда, когда появится собственный проект: инициированный политиками (это Власть), разработанный экспертами и учеными (это Компетентность), реализованный — с экспертным сопровождением — Банком России, министрами, губернаторами, чиновниками (это Полномочия).
Комментариев нет:
Отправить комментарий