вторник, 9 февраля 2021 г.

Взбесившиеся тарифы

 Россия потеряла рычаги сдерживания цен на электричество

Стоимость электроэнергии в России достигла максимального значения за последние пять лет. Пока повышение цен, которые выросли даже несмотря на прошлогодний карантин, повсеместные локдауны и падение спроса, касается только оптового рынка. В роли основного драйвера повышения тарифов выступили нерыночные надбавки — инвестиции на развитие энергосетей и строительство новых генераций, которые закладываются в «жировки» рядовых граждан. Впрочем, даже если правительство сможет сдержать непосредственный рост тарифов на электричество, скачок оптовых цен скажется практически на всех товарах народного потребления, что дополнительно разгонит инфляцию.

Либерализация электроэнергетического рынка в России, направленная на повышение конкуренции и сдерживание тарифов за счет увеличения числа поставщиков, завершилась более 10 лет назад. Но цены на электричество в нашей стране постоянно растут.

В прошлом году наибольшее удорожание (на 3,4%) наблюдалось в первой ценовой зоне, которая покрывает Европейскую часть России и Урал, а менее всего (на 0,6%) стоимость электричества выросла во второй ценовой зоне, распространяющейся на регионы Сибири. Основной причиной роста тарифов выступили обязательные нерыночные надбавки, объем которых практически достиг 560 млрд руб., при том что общая стоимость мощности составила 810 млрд руб.

Поясним, что формирование тарифной сетки на электричество в России зависит от степени развития и оснащения современным оборудованием системы передачи электроэнергии, уровня сетевых потерь и объема неплатежей по потребленным ресурсам. Для физлиц и предприятий, а также для городской и сельской местности тарифы отличаются.

Сами тарифы складываются из двух составляющих: рыночных и нерыночных платежей. «В тарифе есть доля, которую составляет собственно себестоимость производства электроэнергии, — объясняет глава аналитического департамента AMarkets Артем Деев. — Остальное приходится на т.н. нерыночные платежи, в которые входит плата за мощность (готовность поставить энергию в сеть), стоимость возврата инвестиций, развитие «зеленой энергетики» и так далее». В итоге рядовой потребитель, оплачивая электроэнергию, платит за непосредственно потребленный ресурс только пятую часть, а остальное приходится на инвестиции в развитие системы ТЭК: строительство новых электростанций и модернизацию действующих сетей, а также на перекрестное субсидирование — в частности, компенсацию пониженных тарифов на Дальнем Востоке. По словам эксперта, в 2011 году доля нерыночных платежей за электричество в «жировках» россиян составляла только 14%, а теперь она доходит до 80%.

Хотя по первой категории (себестоимости) в прошлом году цены упали на 4–6%, то по второму пункту (нерыночные платежи) тарифы подскочили со значительным опережением инфляции: на 7–14% в зависимости от региона. Причем из-за снижения числа потребителей нерыночная часть распределилась на меньшее количество пользователей, что также повлияло на увеличение этого показателя.

«Парадокс в том, что при уменьшении спроса и избытке мощностей цена поднимается, — считает главный аналитик «Теле Трейд» Марк Гойхман. — Такова практика ценообразования, что препятствует сокращению затрат энергосектора, отрицательно сказывается на развитии экономики в целом и повышает издержки производственного сектора».


 

Комментариев нет:

Отправить комментарий