Когда я приехал в Барнаул, мне хотелось попасть куда-нибудь в "промышленную" территорию, походить, посмотреть любое предприятие хотя бы снаружи, если повезет, то и заглянуть внутрь.
Еще в юности, гуляя по проспекту Космонавтов, мне понравилось смотреть на такие промышленные гиганты как, например, завод Механических Прессов, Комбинат Химических Волокон, ТЕЦ-2, Шинный завод и т.д.
..Всегда мечтал попасть на экскурсию на какой-нибудь завод! Всегда. Меня манила эта огромная территория, шум предприятия, небывалые размеры зданий и помещений. Еще в детстве мне повезло попасть на экскурсию на Горно-Алтайскую Ткацкую фабрику. Не смотря на то, что было мне лет 6 тогда, я четко запомнил множество станков, шум, рабочих.
Это поражало. Спустя некоторое время у меня возникало чувство желания посетить завод, любой. Интересно понаблюдать за производством разной продукции, не важно какого назначения...
...Шло время. С распадом СССР большинство предприятий было ликвидировано, какой за ненадобностью, какой уже просто не нужен был. Время и потребности расставляло все, как диктовал уже спрос и рынок.
..И вот я в Барнауле. Дома нарыл информацию, что несколько предприятий в Барнауле уже практически перестали существовать. От них остались одни руины и пустые здания. Поскольку я питал страсть к посещению заброшенных мест, то мне стало любопытно посетить хотя бы одно из них, посмотреть, в каком сейчас оно состоянии, посмотреть здания, цеха и т.д.
..Я решил посмотреть , что осталось от Алтайского Моторного Завода.
От завода, численность рабочих когда-то доходивших до более 20000 человек, на сегодняшний день которых осталось не то 200, не то 300 человек!
...Я уже шел туда. Шел посмотреть, что осталось от гиганта завода, производящего двигатели для тяжелой сельхоз техники...
Немного справки:
Алтайский моторный завод — машиностроительное предприятие в Барнауле. С 2006 года ОАО «АМЗ» входил в концерн « Тракторные заводы ». В 2019 году после банкротства на основе акционерного общества было создано ООО «Алтайский моторостроительный завод»
Предприятие ОOО «Алтайский моторный завод» занимается производством и реализацией дизельных двигателей, а также на их базе электроагрегатов общепромышленного назначения, дизель-генераторов судовых и дизель редукторных агрегатов (главный судовой дизель).
История Алтайского моторного завода началась с 1955 года и связана с организацией производства сельскохозяйственной техники, предназначенной для освоения целинных и залежных земель Сибири и Казахстана.
Вначале Барнаульский комбайно-сборочный завод производил жатки и копнители для прицепных комбайнов, затем в 1958 г. завод преобразован в предприятие по выпуску рядных 4-х цилиндровых, а позже и 6-ти цилиндровых дизелей и дизельной топливоподающей аппаратуры.
В 1959 году начат выпуск комбайнового 4-цилиндрового двигателя СМД-7 мощностью 55 л. с. по чертежам Харьковского завода «Серп и Молот». Одновременно конструкторским бюро завода был разработан новый 6-цилиндровый двигатель собственной конструкции А-01 мощностью 110 л. с. А в 1963 году уже успешно прошли государственные испытания этого двигателя, и с 1964 г. завод приступил к его выпуску. Параллельно с ним — к выпуску был подготовлен собственный 4-цилиндровый дизель А-41 мощностью 95 л. с. Модели А-01 и А-41 стали базовыми и были предназначены для комплектования, прежде всего, тракторов типа ДТ-75 и Т-4.
Этим было положено начало созданию двигателей собственной конструкции с большим количеством оригинальных инженерных решений, как в самой конструкции двигателя, так в технологии его производства.
В 80-е гг. XX в. численность работающих достигала 22,5 тыс. чел., завод имел собственное строительно-монтажное управление, дворец культуры, базу отдыха «Касмалинка» в поселке Павловск недалеко от Барнаула.
В 1986 г. общий объём производства двигателей заводом составил 154 368 единиц.
После посещения завода Б. Ельциным в 1992 году, завод акционировался до начала ваучерной приватизации. От АМЗ отделился Алтайский Завод Прецизионных Изделий. Он перебрался в здания бывшего Барнаульского Хлопчато-бумажного комбината.
В 2007 году «АМЗ» продал 70 000 м² производственных и 10 000 м² бытовых площадей завода финансовой группе «Самарский деловой мир» для строительства торгово-развлекательного центра .
В 2019 году АМЗ был объявлен банкротом. Одному из старейших промышленных предприятий региона поставлена задача поиска вариантов привлечения инвестиций в модернизацию производства и проведения поэтапной работы по восстановлению ранее утраченных рынков сбыта.
В 2006 году, когда на предприятие пришел новый собственник, началась политика "удушения" производства, некоторые литейные производства были вывезены на другие площадки, терялись рынки сбыта, производство деградировало, требовалась модернизация. Завод , не желая сокращать персонал и сворачивать производство, постепенно накоплял кредиторскую задолженность в виду убыточности производства. Позже это вылилось в обращения в суд, счета были заморожены. Новый собственник стал искать варианты оздоровления предприятия, в частности, через процедуру банкротства...
..Давайте посмотрим, что представляет из себя предприятие в 2021 году. Это центральная проходная:
Видно, что тут теплится жизнь. Однако здание старое. Окна пластиковые только на втором этаже, где начальство, наверное. Все неухоженное, грязное:
Завод огорожен. Однако мне бросились взгляду множество брошенных зданий с пустыми глазницами окон...
Появилась возможность заглянуть на территорию предприятия. Здесь она никем не охраняется. Часть территорий и зданий давно выведена из оборота:
Дул ветер. Было холодно, но любопытство брало верх надо мною, и я шел дальше. Давно, видимо, специалисты экономической защиты покинули этот кабинет:
Территорию превратили в склад строительного мусора и снега:
..Я нашел вход в ближайшее здание. Тут, видимо, были разные подсобные помещения. Везде бардак, мусор, брошенная мебель:
Далее я пошел еще дальше-там уже были места больше размеров. Крыши накренились, все развалилось:
Тишина.. Дует ветер, продувая меня даже в этих заброшенных зданиях! Жутко тут находится, но интересно. Пустые окна смотрят на меня.. Все заросло, и покрылось мусором..
Там, где завод еще действует, я конечно, не попал. Какие нужны рычаги, разрешения, чтобы вот так просто попасть на завод обычному гражданскому лицу? Наверно никак. Только с экскурсией, или как журналист. С этими мыслями я гулял дальше по пустым цехам завода:
А вот тут уже были производства! Здание большое, что здесь собирали?
Кучи мусора. Строительного и не только. Бутылки, шприцы.. Благо зима, никого нет
Все интересно от таких прогулок, но есть одно НО! Вернее два. Это, во-первых, холодно. Во-вторых- все таки опасно! Здания старые, все обрушается. Тут надо быть на чеку. Особенно, когда ходишь по цехам, нужно смотреть и под ноги- полы имеют большие дефекты, можно и провалиться куда-нибудь.. Но это так, к слову..
..Покидал я это место с двояким чувством. Безусловно, жаль, что заводы закрываются. Однако, на мой взгляд, везде сейчас рулит рынок! Есть спрос- будет и предложение. Заводы строились и закрывались в разные времена. Это диктовало время, сами люди.
Что будет с этим предприятием в будущем? Не знаю. То, что я увидел сейчас- думаю ничего хорошего. Постепенно производства свернут. Целые здания отдадут в аренду, как это случилось со многими заводами, фабриками. Время покажет..
Вот такой обзор получился!
Комментариев нет:
Отправить комментарий