Зачем брать дорого взаймы, когда своих денег куры не клюют?
Иван Рыбин
Госдолг России должен вырасти до 20% ВВП, а далее — как получится. При этом средства у властей есть, огромные деньги лежат в Фонде национального благосостояния (ФНБ), они усыхают от инфляции, однако ни на что полезное не расходуются.
«В целом у нас по итогам 2022 года уровень долга 22,8 трлн рублей — 14,9% ВВП. Это пока наша безопасная граница, хотя мы понимаем, что в условиях текущей ситуации долг мы будем наращивать, это безнадежная ситуация, и мы должны будем это делать, потому что у нас растет расходная часть, мы должны поддерживать экономику.
Мы должны поддерживать военный блок, и наши четыре новые региона нуждаются в существенной поддержке. Поэтому мы будем наращивать долг, но будем стараться оставаться в безопасных границах. У нас безопасная граница, которую мы сами для себя наметили — это 20% ВВП. Она установлена как показатель в государственной программе. Это тот предельный долг, который мы в самой пессимистичной ситуации не должны перешагнуть", — заявила замминистра финансов Ирина Окладникова.
Очень расплывчатые формулировки — «не должны», «наметили», «будем стараться»… Почему-то сразу вспоминается «Хотели как лучше, а получилось как всегда». Но в данном случае как лучше — точно не хотят.
Согласно закону о федеральном бюджете на период с 2023 по 2025 год, ВВП России в 2023-м оценивается в 149,95 трлн рублей. 20% от этой цифры — 30 трлн рублей, то есть Минфин собирается для начала занять ещё около 7 трлн рублей. А после — как пойдёт.
В финансово благополучные несколько предыдущих лет, до начала СВО, когда наблюдался бюджетный профицит, у РФ зачем-то имелся госдолг. В том числе внешний — на 1 января 2022 года, по данным ЦБ, он составлял $478,2 млрд. О том, к чему он нам при таком денежном изобилии, зачем платить по нему проценты, чиновники ничего внятного не говорили. Кроме того, что внешний госдолг, якобы, быть должен. И точка. Внутренний тоже.
А потом, после старта событий на Украине, началась свистопляска с обслуживанием этих обязательств. Сперва были патриотичные заявления, что-де станем платить только в рублях, но потом пришлось раскошелиться на валютные перечисления. Тихо так, но всем всё заплатили — в долларах и евро. Всего на обслуживание долгов — и внешних, и внутренних — в 2022 году по официальным данным было потрачено 1,33 трлн рублей. Сколько реально — непонятно. Просто выброшенные на ветер деньги, которые Минфин по доброте душевной подарил так называемым «инвесторам».
И мы продолжаем платить. Непонятно зачем. Платить тем, кто «арестовал» (считай — украл) российские активы минимум на $300 млрд. А максимум — на триллион долларов, а то и поболее. Ситуация выгладит по меньшей мере странно, хотя на фоне всяких договорняков с бандеровцами и прочими «общечеловеками» всё как раз очень даже логично и органично.
«Квинтэссенцией экономического колониализма стал пресловутый налоговый маневр, введенный в 2018 году в нефтяной отрасли, а в 2021 — и в черной металлургии. Его суть заключалась в максимальном стимулировании вывоза из России сырья и продукции низкой степени передела (снижением вплоть до полной отмены экспортной пошлины на них) при подавлении их переработки в самой России и блокировании таким образом производства добавленной стоимости и в целом экономического развития (путем переноса налоговой нагрузки на внутреннее производство).
Стоит отметить, что в 90-е годы предложения МВФ осуществить налоговый маневр отвергались даже такими кончеными либералами, как Чубайс, — именно в силу чрезмерной разрушительности для России. Однако нынешние последыши Гайдара и Чубайса, которым в 2018 году МВФ предложил его вкупе с повышением пенсионного возраста, отреагировали на это как на не подлежащую обсуждению команду.
В нефтяной отрасли налоговый маневр привел к немедленному скачку цен на бензин при одновременном превращении все НПЗ страны в убыточные, из-за чего бюджет был вынужден дотировать их во все больших объемах. В 2022 году такие дотации (в виде «обратного акциза») составили 3,2 трлн рублей, практически сравнявшись с дефицитом бюджета (3,3 трлн рублей)", — объясняет зампред комитета Госдумы по экономической политике Михаил Делягин.
Как несложно догадаться, и это тоже вредительство в особо крупных размерах. Но отнюдь не последнее в нашем списке.
Так называемый ФНБ снова пополнился, его размер теперь 12,67 трлн рублей, которые на это самое национальное благосостояние никак не работают. Структуру размещения его средств можно увидеть по ссылке выше, из чего несложно сделать простой вывод — это самый настоящий Фонд финансовых спекуляций. Всякие никому не нужные акции и облигации (в том числе Украины!), средства на счетах банков (которые прокручивают их в своих интересах), валюта недружественных стран и 511,987 тонны золота, но в обезличенной форме. То есть самого золота нет, есть лишь бумажки о том, что оно где-то там вроде как лежит. Судя по всему, за границей.
ФНБ имел бы право на своё название, если бы средства из него тратились на нечто полезное. К примеру, строительство станкостроительных заводов — тут у РФ стопроцентная зависимость от импорта. Или на производства по выпуску автокомпонентов, здесь у нас всё тоже очень плохо — продукция «АвтоВАЗа» более чем на 50% собирается из импортных деталей. Отечественная электроника вообще отсутствует как класс, отрасль разрушили до основания — нужно восстанавливать, с нуля. Куда потратить есть, причём именно в целях повышения национального благосостояния — развития экономики.
Посему заявления Окладниковой о необходимости изыскания средств на её поддержку — откровенное лукавство. Средства для этого есть, их много, даже более чем. Хватит на много заводов и фабрик полного цикла (от сырья и до готовой продукции), столь необходимых России.
Да и этот самый дефицит, как объяснил выше экономист-парламентарий, штука сугубо искусственная. Предательская. Никакие дополнительные деньги госбюджету не нужны, более того, таковые даже вредны — разворуют-с… Средств и так хватает, просто стоит поменять тех персонажей, которые ими распоряжаются.
Как несложно догадаться, в нынешней шаткой политико-экономической ситуации никто российскому государству в долг не даст. Только под очень высокие проценты, как это уже было в 90-е, когда глава департамента ценных бумаг и финансового рынка того же самого Минфина Белла Златкис раскручивала пирамиду ГКО-ОФЗ. Очень быстро госдолг достиг астрономических размеров, а потом случился дефолт 1998-го.
Сейчас ситуация в стране ничуть не лучше, точнее, намного хуже. В конце 90-х ещё работали десятки тысяч советских заводов. Производились отечественные товары народного потребления, в весьма приличном количестве, чего нынче нет и в помине. И не только народного потребления, ещё делали станки и всякое прочее оборудование, даже новые модели самолётов пытались поставить на крыло.
«В текущих условиях занимать на внешних рынках для России проблематично не только из-за запретов и санкций. Но и потому, что даже те инвесторы, которые потенциально могли бы вложиться в российский долг, вероятно, захотят получить повышенную премию за принятие на себя дополнительных рисков», — говорит аналитик «КСП Капитал» Михаил Беспалов.
Логично. Но на внутреннем рынке никто в долг Кремлю не даст, дурных нема. Значит только иностранцы, дорого. Большие проценты — огромные средства на обслуживание госдолга. Которые взять негде. Опять занимать, чтобы расплатиться? Так дадут ещё дороже! И так далее.
Комментариев нет:
Отправить комментарий