В последние дни в российском образовательном сообществе разгорелся настоящий скандал. Причиной стала прямая речь Елены Чугариной, заместителя руководителя Департамента образования Москвы, прозвучавшая на совещании с директорами школ и экономистами образовательных организаций.
Её слова — грубые, циничные и откровенно коммерциализированные — вызвали шок даже у тех, кто давно привык к «оптимизациям» и «эффективному управлению» в социальной сфере.
«Дети не должны выходить из школы!»
«Это ваш доходный потенциал!»
Такими фразами Чугарина, бывший министр финансов Пермского края, а ныне — высокопоставленная московская чиновница, призывает школы массово монетизировать внеурочную деятельность, превращая детей в источник прибыли. Не образовательный процесс, не развитие личности, не поддержка семьи — а доход. Прямо, открыто, без прикрас.
«Растет бюджет Москвы, подоходный налог растет за счет роста зарплат. Так ведь и ваши бюджеты тоже должны расти. Население в Москве не бедное, платежеспособное, готово платить за широкий спектр услуг. Посмотрите, что в торговых центрах происходит – дети носятся там в этих игровых комнатах. Вы-то, почему не придумываете? Почему во второй половине дня и в выходные у вас школы полупустые? Дети не должны выходить из школы… и вы должны им обеспечивать широкий спектр услуг. Это ваш потенциал доходный», - поучала чиновница директоров школ.
От социальной миссии — к торговле детьми
Образование — не услуга. Это одна из ключевых функций государства, один из столпов социального контракта между властью и народом. Граждане платят налоги не для того, чтобы их дети потом платили за каждую минуту пребывания в школе, а чтобы государство обеспечивало им равный старт, независимо от дохода семьи.
Но для Чугариной и её команды школа — это коммерческая организация сферы услуг, а ребёнок — клиент, а точнее — ресурс. В её лексиконе нет места таким понятиям, как «социальная справедливость», «доступность», «государственная ответственность». Есть только бюджетное освоение, доходный потенциал и эффективность — в духе рынка, а не общества.
Как метко заметил экономист Алексей Савватеев:
«Чёрным по белому, русским языком: дети — это доходный потенциал школ…»
Это не просто ошибка. Это идеологический выбор — превратить школу из храма знаний в торговую точку, где каждая секция, кружок и даже проверка тетрадей становится поводом для выставления счёта.
«Квалификация учителя не влияет на качество»?
Ещё более возмутительным стало утверждение, приписываемое окружению Чугариной:
«Квалификация учителя, его опыт и проверка тетрадей не влияют на качество обучения».
Это уже не просто цинизм — это отрицание самой сути педагогики. Если верить такой логике, то школа — это не про знания, не про воспитание, не про труд учителя, а про логистику, цифры и KPI. Учитель превращается в «оператора образовательного процесса», а ребёнок — в «объект обслуживания».
Такие взгляды — прямое следствие засилья в управлении образованием менеджеров без педагогического опыта, экономистов первой категории, бывших региональных финансистов, для которых человек — это статья расходов, а не цель политики.
«Раковское хабальё» и социальный дарвинизм
Критики уже окрестили нынешнее руководство Департамента образования Москвы «раковским хабальём» — в честь бывшего руководителя ведомства Анастасии Раковой, чьё наследие до сих пор определяет вектор «московского образования». Это — социальный дарвинизм в действии: слабые — плати, сильные — получай бонусы, остальные — не нужны.
Как пишет журналист Биджев:
«Манагеры и экономисты 1-й категории в эффективном горе-руководстве... уже третьи сутки сияют под медиа-софитами горящей публичной народной любви».
Но пока — никто не уволен. Никто не извинился. Никто не понёс ответственности за то, что оскорбил миллионы родителей, учителей и детей.
Кто такая Чугарина?
Елена Чугарина — не новичок в чиновничьей иерархии. Бывший министр финансов Пермского края, она пришла в московское образование не через школу, не через педагогику, а через связи: её покровителем считается Максим Решетников, экс-губернатор Перми и нынешний глава Минэкономразвития. Это яркий пример того, как финансовые кланы проникают в социальную сферу, превращая её в полигон для экспериментов по «монетизации всего».
И теперь эта дама с «короной на голове» (по выражению одного из блогеров), сидя нога на ногу и размахивая пухлой ручкой, определяет политику в отношении миллионов московских школьников.
Кто защищает детей?
Когда чиновница говорит: «дети не должны выходить из школы», она не думает о безопасности, не заботится о дополнительном образовании — она думает о выручке. Это уже не образование. Это торговля. И торгуется — будущее страны.
Пока такие люди остаются у власти, пока их слова не вызывают немедленных кадровых решений, пока общество не скажет «хватит!» — мы будем получать всё больше «доходного потенциала» и всё меньше настоящего образования.
Школа должна быть местом, куда ребёнка ведут с гордостью — а не с кошельком в руке.
-------------------------------------------
Актуальный архив 2010 г.
Все на заработки!
"Для учащихся ничего в худшую сторону не меняется. Меняется лишь форма отношений между учредителем (государством) и юридическим лицом (автономным учреждением)", - пишет газета «Время новостей», по поводу закона об автономных учреждения. Конечно, добавим мы! Просто родителям придется сильно раскошелиться, чтобы их чадо смогло получить достойное среднее образование.
«Автономное учреждение будет обладать большей финансово-хозяйственной самостоятельностью. - Поясняет заместитель директора департамента государственной политики в сфере образования Министерства образования и науки Наталия ТРЕТЬЯК. - Оно будет вправе самостоятельно распоряжаться своим имуществом, в том числе недвижимым, вправе с согласия собственника быть учредителем других организаций, вправе по своему усмотрению оказывать различные услуги, причем не только образовательные. Но, естественно, при предоставлении больших хозяйственных прав должна возрастать и ответственность».
Все эти заклинания журналистов, и пояснения «специалистов», о том, что все делается как лучше, похожи на наркоз для граждан. Граждан пытаются усыпить. А повод тревожится есть. Тем более что граждане прекрасно усвоили, принцип действия наших реформаторов – хотели как лучше, а получается как всегда плохо.
По новому закону, который вышел уже на второе чтение в Госдуме, средняя и высшая школа получит право коммерческого заработка и сможет тратить заработанные и привлеченные деньги по собственному усмотрению.
А кто же будет объектом для заработков школы? Наверно, американцы или австралийцы начнут давать им деньги? Или школы начнут производить товары народного потребления? А может, даже и делать научные разработки? Авторы, закона об автономных учреждениях как-то скромно обошли эту тему. Хотя и самому наивному человеку понятно, что источником заработков средней школы станут родители учащихся. К тому, что высшие учебные заведения давно уже занимаются коммерцией, обирая родителей, мы привыкли и почти не возмущаемся, а вот что будет со средней школой?
Что же преследуют авторы предложенной реформы? Может быть, они действительно желают блага для учащихся и их родителей? Тогда и родителям надо пойти по такому же пути, и предоставить своим несовершенным детям автономию. Прямо с завтрашнего дня своим детям и объявить: теперь вы свободны и мы, ваши родители, теперь не отвечаем по ваши обязательствам. Теперь мы будем вас финансировать по новой форме, не будем покупать все, что вам необходимо, а только в форме субвенций и субсидий. (Именно так будет финансироваться автономное учреждение) Будем давать вам по десять рублей в день, и то, что обед в школьной столовой стоит 25, нас мало волнует. Зарабатывайте! Оказывайте услуги и производите полезную продукцию.
- Какую продукцию? - Резонно возмутиться ребенок.
-Мне еще надо учиться и учиться, как завещал, между прочим, Ленин.
-Ленин теперь не в почете и для нас уже не авторитет.
-Я еще ничему не научился? Не имею профессиональных навыков, а вы мне говорите про какую-то продукцию, про оказание услуг.
- Возьми кредит в банке, или учреди фирму, например – консалтинговую, советуют родители, опираясь на подсказки, Наталии ТРЕТЬЯК, расхваливающей новый закон.
«Бюджетное учреждение, например, сейчас не может распоряжаться своим имуществом, не имеет права самостоятельно изменить смету расходов, взять кредит в банке, выступить учредителем другого юридического лица».
Очень важное, для родителей, пояснение. Они должны быть готовы к тому, что с них потребуют деньги за обучение их детей, а для обоснования уже приготовили и пунктик – не уложились в смету расходов.
- А чем я за кредит буду расплачиваться? – Вопрошает дитя.
- Сдай в аренду свою комнату, - учат ребенка родители, - заглядывая в пояснительный текст, Наталии Третьяк.
«Автономное учреждение будет обладать большей финансово-хозяйственной самостоятельностью. Оно будет вправе самостоятельно распоряжаться своим имуществом, в том числе недвижимым, вправе с согласия собственника быть учредителем других организаций, вправе по своему усмотрению оказывать различные услуги, причем не только образовательные».
– Тем более что ты, согласно нового закона, имеешь налоговые льготы. «Льготы, по налогу на добавленную стоимость, предоставляются некоммерческим организациям, осуществляющим образовательный процесс. Автономное учреждение к этой категории относится», - зачитывает текст отец.
- А мне прикажите жить на улице, - справедливо возмущается ребенок, начиная подозревать родителей в умопомешательстве.
Действительно, любой здравомыслящий гражданин, ознакомившись с текстом закона, неизбежно придет к выводу, что все как раз наоборот, тому, что нам пытаются внушить. Если оценивать в целом, то государство стремиться снять с себя ответственность за образование молодых людей и в перспективе за систему образования вообще.
Здесь мы видим, что государство пытается стать над обществом, жить за счет общества, и не нести ни какой ответственности за то, что происходит в обществе. Может быть, наше государство, действительно, потеряло рассудок, в стремлении заставить всех зарабатывать для него деньги?
Иван Тевризский.
«Автономное учреждение будет обладать большей финансово-хозяйственной самостоятельностью. - Поясняет заместитель директора департамента государственной политики в сфере образования Министерства образования и науки Наталия ТРЕТЬЯК. - Оно будет вправе самостоятельно распоряжаться своим имуществом, в том числе недвижимым, вправе с согласия собственника быть учредителем других организаций, вправе по своему усмотрению оказывать различные услуги, причем не только образовательные. Но, естественно, при предоставлении больших хозяйственных прав должна возрастать и ответственность».
Все эти заклинания журналистов, и пояснения «специалистов», о том, что все делается как лучше, похожи на наркоз для граждан. Граждан пытаются усыпить. А повод тревожится есть. Тем более что граждане прекрасно усвоили, принцип действия наших реформаторов – хотели как лучше, а получается как всегда плохо.
По новому закону, который вышел уже на второе чтение в Госдуме, средняя и высшая школа получит право коммерческого заработка и сможет тратить заработанные и привлеченные деньги по собственному усмотрению.
А кто же будет объектом для заработков школы? Наверно, американцы или австралийцы начнут давать им деньги? Или школы начнут производить товары народного потребления? А может, даже и делать научные разработки? Авторы, закона об автономных учреждениях как-то скромно обошли эту тему. Хотя и самому наивному человеку понятно, что источником заработков средней школы станут родители учащихся. К тому, что высшие учебные заведения давно уже занимаются коммерцией, обирая родителей, мы привыкли и почти не возмущаемся, а вот что будет со средней школой?
Что же преследуют авторы предложенной реформы? Может быть, они действительно желают блага для учащихся и их родителей? Тогда и родителям надо пойти по такому же пути, и предоставить своим несовершенным детям автономию. Прямо с завтрашнего дня своим детям и объявить: теперь вы свободны и мы, ваши родители, теперь не отвечаем по ваши обязательствам. Теперь мы будем вас финансировать по новой форме, не будем покупать все, что вам необходимо, а только в форме субвенций и субсидий. (Именно так будет финансироваться автономное учреждение) Будем давать вам по десять рублей в день, и то, что обед в школьной столовой стоит 25, нас мало волнует. Зарабатывайте! Оказывайте услуги и производите полезную продукцию.
- Какую продукцию? - Резонно возмутиться ребенок.
-Мне еще надо учиться и учиться, как завещал, между прочим, Ленин.
-Ленин теперь не в почете и для нас уже не авторитет.
-Я еще ничему не научился? Не имею профессиональных навыков, а вы мне говорите про какую-то продукцию, про оказание услуг.
- Возьми кредит в банке, или учреди фирму, например – консалтинговую, советуют родители, опираясь на подсказки, Наталии ТРЕТЬЯК, расхваливающей новый закон.
«Бюджетное учреждение, например, сейчас не может распоряжаться своим имуществом, не имеет права самостоятельно изменить смету расходов, взять кредит в банке, выступить учредителем другого юридического лица».
Очень важное, для родителей, пояснение. Они должны быть готовы к тому, что с них потребуют деньги за обучение их детей, а для обоснования уже приготовили и пунктик – не уложились в смету расходов.
- А чем я за кредит буду расплачиваться? – Вопрошает дитя.
- Сдай в аренду свою комнату, - учат ребенка родители, - заглядывая в пояснительный текст, Наталии Третьяк.
«Автономное учреждение будет обладать большей финансово-хозяйственной самостоятельностью. Оно будет вправе самостоятельно распоряжаться своим имуществом, в том числе недвижимым, вправе с согласия собственника быть учредителем других организаций, вправе по своему усмотрению оказывать различные услуги, причем не только образовательные».
– Тем более что ты, согласно нового закона, имеешь налоговые льготы. «Льготы, по налогу на добавленную стоимость, предоставляются некоммерческим организациям, осуществляющим образовательный процесс. Автономное учреждение к этой категории относится», - зачитывает текст отец.
- А мне прикажите жить на улице, - справедливо возмущается ребенок, начиная подозревать родителей в умопомешательстве.
Действительно, любой здравомыслящий гражданин, ознакомившись с текстом закона, неизбежно придет к выводу, что все как раз наоборот, тому, что нам пытаются внушить. Если оценивать в целом, то государство стремиться снять с себя ответственность за образование молодых людей и в перспективе за систему образования вообще.
Здесь мы видим, что государство пытается стать над обществом, жить за счет общества, и не нести ни какой ответственности за то, что происходит в обществе. Может быть, наше государство, действительно, потеряло рассудок, в стремлении заставить всех зарабатывать для него деньги?
Иван Тевризский.
Комментариев нет:
Отправить комментарий