Ставка НДС вырастет с 18 до 20%
В правительстве РФ придумали, где взять недостающие триллионы рублей на выполнение новых майских указов президента. Источником поступления средств станут кошельки россиян. Достаточно повысить налог на добавленную стоимость с 18 до 20% – и государство за шесть лет дополнительно получит порядка 2 трлн рублей.
Такой вариант в настоящее время обсуждается в кабинете министров, и он является одним из наиболее вероятных, сообщают "Ведомости" со ссылкой на трех федеральных чиновников. Кроме того, власти могут отменить льготную ставку НДС в 10%, заменив ее пособием.
Чиновники давно планировали повысить НДС в рамках налогового маневра, который предлагал Минфин: увеличить налог до 22% и до такой же ставки снизить страховой взнос. Это, по замыслу, помогло бы сократить размеры теневой экономики и принести бюджету дополнительно 500 млрд рублей. От идеи отказались, но найти деньги на указы не удавалось. Вот и решили оставить от маневра только первую часть. Правда, повышение сделали более щадящим.
Эксперты критикуют подобный подход. Ведь повышение НДС в первую очередь ударит по населению: значительную часть издержек бизнес сможет заложить в цены и перенести на потребителей. В ожидании роста налоговой ставки компании уже заранее начали поднимать цены.
Однако правительственные чиновники утверждают, что возврат НДС к 20% – это менее болезненное решение, чем повышение налога на доходы физических лиц или введение налога с продаж. Может, это и так, но получается, что власти в любом случае рассматривают лишь различные варианты повышения налогов. Непонятно, каким образом это увязывается с недавним обещанием первого вице-премьера РФ, министра финансов Антона Силуанова, заявившего, что в течение шести лет государство не будет менять налоги.
Пока что решения по источникам финансирования президентских указов окончательно не приняты. Чиновникам и депутатам нужно поторопиться, поскольку все необходимые законы нужно принять в весеннюю сессию Госдумы.
Всего для выполнения майских указов правительству нужно дополнительно где-то взять 8 трлн рублей. Помимо 2 трлн, полученных от повышения налогов, еще столько же даст повышение пенсионного возраста (в том случае, если возраст будут ежегодно повышать на один год как для женщин, так и для мужчин).
Остальные 4 трлн руб. принесут объявленные ранее меры: 3 трлн руб. для финансирования инфраструктуры государство возьмет в долг, разместив облигации федерального займа и сформировав временный фонд внутри бюджета. Еще 1 трлн руб. бюджет получит от реформы налогообложения нефтяной отрасли – обнуления экспортной пошлины и компенсирующего повышения налога на добычу полезных ископаемых. Впрочем, часть решений еще могут пересмотреть.
12:05, 28.05.2018
Андрей ФИЛАТОВ
Борьба вокруг НДС
Революционная налоговая идея обсуждается чиновниками
Повысить НДС, снизить страховые взносы
Остается только гадать, поможет ли налоговый маневр экспортерам
Снижение доходов бюджета заставляет власти размышлять о нестандартных решениях. В частности, обсуждается идея радикального снижения страховых взносов с одновременным повышением НДС, рассказали «Ведомостям» четыре федеральных чиновника. Пока нет никаких решений и расчетов по ставкам, прорабатывается сама конструкция, уверяют они, а о введении новой системы в 2017 г. даже бессмысленно говорить.
Идея родилась в Минфине, знают три чиновника, широкая дискуссия пока не ведется. Снижение нагрузки на фонд оплаты труда с одновременным повышением НДС поможет решить две проблемы, объясняет федеральный чиновник: вывести зарплаты из тени и оказать поддержку внутреннему производителю. Снизить можно ставку отчислений в Пенсионный фонд России (см. врез на стр. 04), продолжает он, выпадающие доходы компенсирует рост поступлений от НДС и улучшение администрирования. Кроме того, снижение ставок страховых взносов сделает переход на белые зарплаты менее болезненным для бизнеса, полагает чиновник. В Минфине не ответили на вопрос «Ведомостей».
По сути, это фискальная девальвация, идея которой изложена в исследованиях Еврокомиссии, МВФ и Европейского центробанка как способ стимулировать чистый экспорт в странах ЕС за счет снижения издержек экспортеров – внутри единого монетарного союза возможности повысить конкурентоспособность за счет девальвации валюты нет. Снижение ставок страховых взносов сокращает издержки на труд, продукция экспортеров становится более конкурентоспособной, экспорт растет. Экспортеры не платят НДС, а импортеры платят, повышение НДС ограничивает потребление импорта и препятствует его росту, увеличивается чистый экспорт.
Сколько платят взносовВ 2016 г. в Пенсионный фонд России уплачивается 22% с годовых зарплат до 796 000 руб. и 10% на зарплаты сверх этого порога. В фонд соцстраха – 2,9% с зарплат до 718 000 руб. и ничего на доходы выше этой суммы. И лишь для взносов в фонд медицинского страхования установлена плоская шкала – 5,1% с любой зарплаты. Совокупная ставка страховых взносов составляет 30% плюс 15,1% для доходов сверх установленного порога.
Проводить маневр не имеет смысла в пределах 2–3 процентных пунктов, считает другой чиновник: снижение ставки взносов должно быть сильным, а повышение ставки НДС – вопрос калибровки.
Если уж проводить налоговый маневр, то по-другому, возражает высокопоставленный участник дискуссии: взносы не трогать, а повышение НДС увязать с льготой по налогу на прибыль. Такая льгота повысит стимулы для инвестиций и их доходность, а для многих компаний, которым доступ на финансовые рынки затруднен, предоставит еще и сам ресурс. Льгота может сократить доходы региональных бюджетов (основная часть налога на прибыль уплачивается в регионах), предвидит возражения собеседник «Ведомостей», но ее можно дать за счет федеральной части налога, а разбалансированность региональных бюджетов и так большая проблема, требующая системного решения.
Пока у идеи фискальной девальвации больше противников, чем сторонников. Она нужна, чтобы снизить фискальную нагрузку на бизнес и переложить ее на потребителей, говорит федеральный чиновник: мера повысит прибыль компаний, у них должен будет появиться внутренний источник для инвестиций. Но велик риск, что компании не будут инвестировать, а потом выведут эту прибыль через дивиденды, делится он сомнениями. НДС – косвенный налог и его практически полностью можно ретранслировать на потребителя, но вопрос – сколько будет терпеть потребитель, продолжает чиновник: «Девальвация, рост косвенных налогов – все это снижает реальные доходы населения».
Повышение НДС еще больше увеличит инфляцию, указывает Наталия Орлова из Альфа-банка: такие идеи противоречат логике инфляционного таргетирования, это еще и вопрос управления инфляционными ожиданиями. Влияние на инфляцию может быть разовым и быстро пройдет, спорит с нею чиновник.
Если нечто подобное и будет предлагаться, то скорее будет исходить от экспертной группы председателя Центра стратегических разработок Алексея Кудрина, полагает федеральный чиновник. Там есть люди, которые считают, что такая идея может сработать, уверяет чиновник финансово-экономического блока.
Фискальная девальвация – вещь реализуемая, оценивает руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич, но как она может сработать в России – это нужно исследовать, могут быть разные последствия. Теоретические моделирования для стран ЕС (на практике такой маневр не проводился) показали, что положительный вклад в ВВП этой меры составляет от 0,3 до 1%. «Для некоторых стран МВФ очень рекомендует эту меру, например для Греции, – знает Гурвич. – Они [МВФ] считают, что это могло бы помочь увеличить конкурентоспособность и производство».
Если рассуждать строго с точки зрения бюджета, то идея осмысленная, подхватывает Орлова: «Но даже обсуждение такой схемы в контексте текущей экономической политики как минимум странно».
Любые манипуляции с налогами подрывают доверие людей, говорит высокопоставленный чиновник: «Пока налоги лучше не трогать – ни прямые, ни косвенные». По его словам, эффект от размена НДС на социальные взносы плохо прогнозируется: «Правила игры менялись столько раз, что никто никому не доверяет, отсюда совсем не очевидно, что теневой сектор начнет обеляться».
«Безумие полное», – оценивает идею другой высокопоставленный чиновник. Резкое снижение ставок взносов приведет к росту зависимости Пенсионного фонда от трансфертов из федерального бюджета и к ликвидации страховой модели пенсионного обеспечения. Это переход на советскую модель финансирования пенсий из бюджета, работавшую по остаточному принципу, уверен он.
Если маневр оставит общий уровень нагрузки прежним, эту историю очень сложно будет «продать» бизнесу, говорит чиновник финансово-экономического блока, и совсем сложно будет убедить в ней социальный блок.
В машиностроении в отличие от добывающих компаний доля фонда оплаты труда в стоимости продукта велика, отмечает председатель совета директоров группы «Каскол» Сергей Недорослев, в инженерном центре – до 60–70%. Но чтобы увеличить возможность для долгосрочных инвестиций, ставку страховых выплат нужно понизить серьезно, считает он. А повышение НДС придется закладывать в стоимость продукта, продолжает Недорослев: это ведет к потере доли на рынке, кроме того, не все производители направляют продукцию на экспорт. От роста нагрузки из-за выросшего НДС больше всего пострадают обрабатывающие производства, свидетельствуют данные Федеральной налоговой службы: за январь – март 2016 г. они обеспечили бюджету около 20% всех сборов НДС, или 148,1 млрд руб.
В подготовке статьи участвовал Филипп Стеркин
АКТУАЛЬНЫЙ АРХИВ
Алексей Кудрин и НДС
25 ИЮНЯ 2008 г. в заметке Сюзанна Камара «Пожарный Кудрин», опубликованной в Газете.ru, глава Минфина Алексей Кудрин вновь взялся защищать НДС утверждая, что «снижение НДС — абсолютно деструктивное решение».
Пожарный Кудрин
25 ИЮНЯ, 16:14 // Сюзанна Камара
Несмотря на обещание снизить НДС, данное президентом бизнесу, глава Минфина Алексей Кудрин настаивает, что делать этого ни в коем случае нельзя. Это деструктивно и способно только усугубить перегрев экономики и рост цен. Вместо этого лучше снизить налог на прибыль, считает министр. Бизнес и Минэкономразвития на размен не согласны.
«Снижение НДС — абсолютно деструктивное решение», — заявил министр финансов Алексей Кудрин на конференции «Налоговая политика в условиях выбора пути развития России». Свое заявление он сделал на следующий день после того, как президент Дмитрий Медведев опубликовал бюджетное послание, где пообещал, что снижение НДС состоится. Правда, глава государства не указал ни сроков, ни величины снижения ставки налога.
Кудрин всегда был противником снижения НДС. Этот налог — самый надежный источник пополнения бюджета, не устает напоминать министр. Однако после того как бывший президент Владимир Путин, а за ним и Дмитрий Медведев весной заявили о необходимости реформирования этого налога, Кудрин стал более лояльным, выступая лишь против поспешных сроков и глубины снижения. Он настаивал лишь, что нельзя опускать НДС до 10—12% в течение двух лет, как того требует бизнес. Но теперь заявления министра вновь категоричны: снижать НДС не следует в принципе.
Он приводит новые аргументы в пользу такого решения. НДС — нейтральный налог, и изменение его ставки не приведет к структурной перестройке в экономике. Если такие налоги и сборы, как НДПИ, экспортная пошлина и налог на прибыль, могут колебаться под влиянием различных факторов, то сборы НДС будут устойчиво расти, что важно для стабильности бюджетной системы. Они будут сохраняться на уровне 3,7% от ВВП, считает глава Минфина.
Министр также подчеркнул, что НДС является налогом на потребление, а в последние годы российская экономика растет в основном за счет роста потребления. «Внутреннее производство не может до конца удовлетворить растущий спрос, в связи с этим происходит значительный прирост импорта — по 40% в год», — отмечает Кудрин. Высокий спрос в России вызван ростом цен на нефть, а не ростом производства. «В условиях существенного опережения спроса над предложением снижение налогового пресса может усилить этот разрыв и создать дополнительные риски. Это означает не охладить перегрев экономики, а подлить туда керосина», — заключил министр.
Солидарное с министром многие эксперты. «Снижение ставки НДС с 18% до 12% губительно для страны», — полагает научный руководитель Государственного Университета — Высшей школы экономики Евгений Ясин. В условиях высокой инфляции, а также увеличения госрасходов снижение НДС — неправильная мера, лучше направлять средства от взимания этого налога на увеличение заработной платы работникам бюджетной сферы, считает экономист. Специалисты Международного валютного фонда также отметили, что сокращение ставок этого налога противоречило бы международным тенденциям. «Российский НДС меньше других налогов нуждается в кардинальных реформах, а его замена налогом с продаж была бы «шагом назад», говорится в заключении МВФ. Эксперты организации полагают, что несовершенство НДС связано лишь с проблемами в его администрировании и, прежде всего, длительными задержками его возмещения. «Это становится особенно тяжелым бременем для экспортеров и для компаний с большим объемом инвестиций», — говорят экономисты. Таким образом, приоритетом должно быть именно преодоление этой проблемы.
Вместо того чтобы снижать НДС до 12—13%, Кудрин предлагает сосредоточиться на улучшении администрирования этого налога, а также снизить налог на прибыль.
В ближайшие три года поступления от налога на прибыль будут снижаться из-за роста тарифов и роста издержек предприятий, а также недостаточного роста производительности труда, прогнозирует Кудрин. По его словам, развитие налоговой политики в мире сейчас идет по такому пути: за последние десять лет во многих странах НДС повышался и сейчас продолжает повышаться, при этом снижается налог на прибыль.
Но бизнес на размен не согласен. Эффект, который дает снижение НДС, не достигается альтернативными методами, в том числе и снижением налогом на прибыль, считает зампредседателя налогового комитета Российского союза промышленников и предпринимателей Сергей Беляков. «Чтобы обеспечить сохранение у предприятий средств в том же объеме, налог на прибыль придется снизить до 9%. Не думаю, что власти пойдут на это, особенно если учесть, что это не федеральный налог (из 24% ставки налога лишь 6,5% поступает в федеральный бюджет, остальные 17,5% — в региональные. — Газета.Ru)», — отмечает он.
Не согласен он и с утверждением, что НДС — нейтральный налог. Его снижение как раз направлено на обеспечение структурной перестройки экономики. «Снижение НДС создаст стимул для развития перерабатывающих предприятий в машиностроении лесопереработки и легкой промышленности, снизит нагрузку при реализации инвестиционных проектов», — говорит Беляков. А от уменьшения налога на прибыль прежде всего выиграют прибыльные компании нефтегазового сектора.
Ориентироваться на мировые тенденции тоже бессмысленно, полагает эксперт, так как перед российской экономикой стоят совершенно иные задачи.
Мнение бизнеса разделяют и в Минэкономразвития. «Необходимо унифицировать ставку НДС на уровне 12%», — заявил заместитель министра экономического развития Станислав Воскресенский на налоговой конференции. Он также отметил, что в результате этого шага собираемость НДС может вырасти с нынешних 67—69%, так что уже через четыре года мы «выйдем на нулевые потери бюджета».
Похоже, разрешить этот принципиальный спор между Минфином с одной стороны и бизнесом и Минэкономразвития с другой под силу только главным арбитрам.
Творцы кризиса (НДС)
Актуальный архив 2005 г.
Газета «Известия» от 15 декабря 2005 г. сообщает, что Счетная палата предложила вернуть прогрессивную шкалу подоходного налога, а Михаил Фрадков, вновь выступил с предложением снизить НДС до 13%. Но чиновники из правительства, в очередной раз, отклонив предложение Счетной палаты, по введению прогрессивной шкалы налогообложения, показали, чьи интересы они защищают. Еще более определенно высказался Алексей Кудрин, заявив, что он никогда не поддержит введение прогрессивной ставки на высокие доходы физических лиц, обосновав это тем, что низкие налоги способствуют легализации бизнеса.
Что за странная у нас страна, где все происходит абсолютно иначе? Разрыв между бедными слоями населения и богатыми огромный, и продолжает увеличиваться, а правительство неизменно заботиться только о богатых. Нет, чтобы граждан с низкими доходами вообще освободить от подоходного налога и ввести прогрессивную ставку, правительство продолжает отстаивать 13% ставку для всех. В Германии, почему-то, где в демократичности государственных институтов никто не сомневается, применение прогрессивной шкалы налогообложения возможно, а у нас нет? И на последних выборах, одним из факторов, обеспечивший победу Христианским демократам и Ангелы Меркель, было их заявление об увеличении налога на крупные доходы до 45%. А у нас, почему-то это невозможно. У нас все крупные собственники, по словам Кудрина, сразу же уйдут в тень, перестанут платить налоги, и станут абсолютно невидимыми для налоговых служб.
С тем, как обсуждается в правительстве изменение НДС, вообще ничего не ясно. Складывается такое впечатление, что выступающие господа просто хотят всех запутать. Фрадков выступает за снижение НДС до 13% (эти 13%, просто магическая цифра для членов правительства), но ничего не говорит о том, для кого снизить и для кого поднять. Кудрин заявляет, что изменение НДС до 13%, ухудшит положение тех, кто платит по льготной ставке - 10%, хотя Фрадков и не затрагивает льготников, но тут же предлагает ввести единую ставку НДС в 15% с 2009 года. Похоже, что никто не желает говорить откровенно, а просто создают видимость озабоченности состоянием дел.
Аргументы же Кудрина, в защиту ставки НДС, не выдерживают критики. Его заявление, что снижение НДС приведет к инфляции, так как полтриллиона рублей будут «выброшены» в экономику, просто смешны. Ведь, если государство уберет или снизит НДС, то скорее произойдет обратное. Произойдет укрепление рубля. Увеличится его покупательная способность, так как подешевеют товары и услуги, ранее продаваемые с НДС. Сегодня все предприятия вынуждены увеличивать стоимость своих товаров, на размер НДС, который они, и перечисляют в бюджет. Для предприятий НДС – это дополнительные издержки, а для потребителей дополнительные расходы. С уменьшением НДС, если не учитывать возможность монополизации сферы деятельности, просто произойдет снижение стоимости товаров, а значит и вырастет покупательная способность рубля. Поэтому эмоциональные выступления Кудрина, в защиту НДС, скорее, продуманный трюк, а не стремление сдержать инфляцию.
Но самое интересное, что сегодня могут узнать российские граждане из средств массовой информации - это то, что Госдума выделила 500 миллионов рублей на развитие демократии за рубежом. Оказывается мы уже вполне демократичная страна, с демократичной системой государственного устройства и нам только остается заняться развитием демократии в других государствах.
К сожалению, мы так и не услышали каким способом наши думцы намереваются развивать демократию за рубежом. Хотя, скорее всего, никакого развития демократии и не произойдет. Можно вполне уверенно можно прогнозировать, при нашей системе реализации различных проектов, что эти средства чиновники просто растащат по карманам.
Все произойдет как всегда, а нам остается только надеяться, что и до демократизации России, когда-нибудь, дело дойдет.
Виталий Глухов
16.12.2005 г. -------------------------------------------------------------------------
НДС не доходит до бюджета Незаконные объемы возмещения налога на добавленную стоимость (НДС) в России составляют около 17 млрд рублей ежегодно, заявил на заседании руководителей подразделений экономической безопасности России, Белоруссии и Украины в Харькове начальник департамента экономической безопасности (ДЭБ) МВД РФ генерал- лейтенант Юрий Шалаков. "По экспертным оценкам, за последние годы темпы роста возмещения по НДС существенно превысили темпы роста его поступлений (доля налоговых вычетов и возмещений составляет около 90%). Так, около 17 млрд рублей ежегодно возмещается незаконно по работающим криминальным схемам", - отметил Шалаков. НДС - один из бюджетообразующих налогов России, он формирует значительную часть доходов федерального бюджета. В прошлом году поступления составили около 1,4 трлн рублей. "Анализ криминальной ситуации свидетельствует об осложнении оперативной обстановки, связанной с завладением бюджетными средствами при неправомерном возмещении НДС, а также с применением многочисленных незаконных схем для минимизации налогообложения с помощью финансово-хозяйственных операций с нерезидентами, зарегистрированными в офшорных зонах", - сказал глава ДЭБ МВД РФ. Источник: «Газета. GZT.RU»
В правительстве РФ придумали, где взять недостающие триллионы рублей на выполнение новых майских указов президента. Источником поступления средств станут кошельки россиян. Достаточно повысить налог на добавленную стоимость с 18 до 20% – и государство за шесть лет дополнительно получит порядка 2 трлн рублей.
Такой вариант в настоящее время обсуждается в кабинете министров, и он является одним из наиболее вероятных, сообщают "Ведомости" со ссылкой на трех федеральных чиновников. Кроме того, власти могут отменить льготную ставку НДС в 10%, заменив ее пособием.
Чиновники давно планировали повысить НДС в рамках налогового маневра, который предлагал Минфин: увеличить налог до 22% и до такой же ставки снизить страховой взнос. Это, по замыслу, помогло бы сократить размеры теневой экономики и принести бюджету дополнительно 500 млрд рублей. От идеи отказались, но найти деньги на указы не удавалось. Вот и решили оставить от маневра только первую часть. Правда, повышение сделали более щадящим.
Эксперты критикуют подобный подход. Ведь повышение НДС в первую очередь ударит по населению: значительную часть издержек бизнес сможет заложить в цены и перенести на потребителей. В ожидании роста налоговой ставки компании уже заранее начали поднимать цены.
Однако правительственные чиновники утверждают, что возврат НДС к 20% – это менее болезненное решение, чем повышение налога на доходы физических лиц или введение налога с продаж. Может, это и так, но получается, что власти в любом случае рассматривают лишь различные варианты повышения налогов. Непонятно, каким образом это увязывается с недавним обещанием первого вице-премьера РФ, министра финансов Антона Силуанова, заявившего, что в течение шести лет государство не будет менять налоги.
Пока что решения по источникам финансирования президентских указов окончательно не приняты. Чиновникам и депутатам нужно поторопиться, поскольку все необходимые законы нужно принять в весеннюю сессию Госдумы.
Всего для выполнения майских указов правительству нужно дополнительно где-то взять 8 трлн рублей. Помимо 2 трлн, полученных от повышения налогов, еще столько же даст повышение пенсионного возраста (в том случае, если возраст будут ежегодно повышать на один год как для женщин, так и для мужчин).
Остальные 4 трлн руб. принесут объявленные ранее меры: 3 трлн руб. для финансирования инфраструктуры государство возьмет в долг, разместив облигации федерального займа и сформировав временный фонд внутри бюджета. Еще 1 трлн руб. бюджет получит от реформы налогообложения нефтяной отрасли – обнуления экспортной пошлины и компенсирующего повышения налога на добычу полезных ископаемых. Впрочем, часть решений еще могут пересмотреть.
12:05, 28.05.2018
Андрей ФИЛАТОВ
Борьба вокруг НДС
Революционная налоговая идея обсуждается чиновниками
Повысить НДС, снизить страховые взносы
Остается только гадать, поможет ли налоговый маневр экспортерам
Снижение доходов бюджета заставляет власти размышлять о нестандартных решениях. В частности, обсуждается идея радикального снижения страховых взносов с одновременным повышением НДС, рассказали «Ведомостям» четыре федеральных чиновника. Пока нет никаких решений и расчетов по ставкам, прорабатывается сама конструкция, уверяют они, а о введении новой системы в 2017 г. даже бессмысленно говорить.
Идея родилась в Минфине, знают три чиновника, широкая дискуссия пока не ведется. Снижение нагрузки на фонд оплаты труда с одновременным повышением НДС поможет решить две проблемы, объясняет федеральный чиновник: вывести зарплаты из тени и оказать поддержку внутреннему производителю. Снизить можно ставку отчислений в Пенсионный фонд России (см. врез на стр. 04), продолжает он, выпадающие доходы компенсирует рост поступлений от НДС и улучшение администрирования. Кроме того, снижение ставок страховых взносов сделает переход на белые зарплаты менее болезненным для бизнеса, полагает чиновник. В Минфине не ответили на вопрос «Ведомостей».
По сути, это фискальная девальвация, идея которой изложена в исследованиях Еврокомиссии, МВФ и Европейского центробанка как способ стимулировать чистый экспорт в странах ЕС за счет снижения издержек экспортеров – внутри единого монетарного союза возможности повысить конкурентоспособность за счет девальвации валюты нет. Снижение ставок страховых взносов сокращает издержки на труд, продукция экспортеров становится более конкурентоспособной, экспорт растет. Экспортеры не платят НДС, а импортеры платят, повышение НДС ограничивает потребление импорта и препятствует его росту, увеличивается чистый экспорт.
Сколько платят взносовВ 2016 г. в Пенсионный фонд России уплачивается 22% с годовых зарплат до 796 000 руб. и 10% на зарплаты сверх этого порога. В фонд соцстраха – 2,9% с зарплат до 718 000 руб. и ничего на доходы выше этой суммы. И лишь для взносов в фонд медицинского страхования установлена плоская шкала – 5,1% с любой зарплаты. Совокупная ставка страховых взносов составляет 30% плюс 15,1% для доходов сверх установленного порога.
Проводить маневр не имеет смысла в пределах 2–3 процентных пунктов, считает другой чиновник: снижение ставки взносов должно быть сильным, а повышение ставки НДС – вопрос калибровки.
Если уж проводить налоговый маневр, то по-другому, возражает высокопоставленный участник дискуссии: взносы не трогать, а повышение НДС увязать с льготой по налогу на прибыль. Такая льгота повысит стимулы для инвестиций и их доходность, а для многих компаний, которым доступ на финансовые рынки затруднен, предоставит еще и сам ресурс. Льгота может сократить доходы региональных бюджетов (основная часть налога на прибыль уплачивается в регионах), предвидит возражения собеседник «Ведомостей», но ее можно дать за счет федеральной части налога, а разбалансированность региональных бюджетов и так большая проблема, требующая системного решения.
Пока у идеи фискальной девальвации больше противников, чем сторонников. Она нужна, чтобы снизить фискальную нагрузку на бизнес и переложить ее на потребителей, говорит федеральный чиновник: мера повысит прибыль компаний, у них должен будет появиться внутренний источник для инвестиций. Но велик риск, что компании не будут инвестировать, а потом выведут эту прибыль через дивиденды, делится он сомнениями. НДС – косвенный налог и его практически полностью можно ретранслировать на потребителя, но вопрос – сколько будет терпеть потребитель, продолжает чиновник: «Девальвация, рост косвенных налогов – все это снижает реальные доходы населения».
Повышение НДС еще больше увеличит инфляцию, указывает Наталия Орлова из Альфа-банка: такие идеи противоречат логике инфляционного таргетирования, это еще и вопрос управления инфляционными ожиданиями. Влияние на инфляцию может быть разовым и быстро пройдет, спорит с нею чиновник.
Если нечто подобное и будет предлагаться, то скорее будет исходить от экспертной группы председателя Центра стратегических разработок Алексея Кудрина, полагает федеральный чиновник. Там есть люди, которые считают, что такая идея может сработать, уверяет чиновник финансово-экономического блока.
Фискальная девальвация – вещь реализуемая, оценивает руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич, но как она может сработать в России – это нужно исследовать, могут быть разные последствия. Теоретические моделирования для стран ЕС (на практике такой маневр не проводился) показали, что положительный вклад в ВВП этой меры составляет от 0,3 до 1%. «Для некоторых стран МВФ очень рекомендует эту меру, например для Греции, – знает Гурвич. – Они [МВФ] считают, что это могло бы помочь увеличить конкурентоспособность и производство».
Если рассуждать строго с точки зрения бюджета, то идея осмысленная, подхватывает Орлова: «Но даже обсуждение такой схемы в контексте текущей экономической политики как минимум странно».
Любые манипуляции с налогами подрывают доверие людей, говорит высокопоставленный чиновник: «Пока налоги лучше не трогать – ни прямые, ни косвенные». По его словам, эффект от размена НДС на социальные взносы плохо прогнозируется: «Правила игры менялись столько раз, что никто никому не доверяет, отсюда совсем не очевидно, что теневой сектор начнет обеляться».
«Безумие полное», – оценивает идею другой высокопоставленный чиновник. Резкое снижение ставок взносов приведет к росту зависимости Пенсионного фонда от трансфертов из федерального бюджета и к ликвидации страховой модели пенсионного обеспечения. Это переход на советскую модель финансирования пенсий из бюджета, работавшую по остаточному принципу, уверен он.
Если маневр оставит общий уровень нагрузки прежним, эту историю очень сложно будет «продать» бизнесу, говорит чиновник финансово-экономического блока, и совсем сложно будет убедить в ней социальный блок.
В машиностроении в отличие от добывающих компаний доля фонда оплаты труда в стоимости продукта велика, отмечает председатель совета директоров группы «Каскол» Сергей Недорослев, в инженерном центре – до 60–70%. Но чтобы увеличить возможность для долгосрочных инвестиций, ставку страховых выплат нужно понизить серьезно, считает он. А повышение НДС придется закладывать в стоимость продукта, продолжает Недорослев: это ведет к потере доли на рынке, кроме того, не все производители направляют продукцию на экспорт. От роста нагрузки из-за выросшего НДС больше всего пострадают обрабатывающие производства, свидетельствуют данные Федеральной налоговой службы: за январь – март 2016 г. они обеспечили бюджету около 20% всех сборов НДС, или 148,1 млрд руб.
В подготовке статьи участвовал Филипп Стеркин
АКТУАЛЬНЫЙ АРХИВ
Алексей Кудрин и НДС
25 ИЮНЯ 2008 г. в заметке Сюзанна Камара «Пожарный Кудрин», опубликованной в Газете.ru, глава Минфина Алексей Кудрин вновь взялся защищать НДС утверждая, что «снижение НДС — абсолютно деструктивное решение».
Пожарный Кудрин
25 ИЮНЯ, 16:14 // Сюзанна Камара
Несмотря на обещание снизить НДС, данное президентом бизнесу, глава Минфина Алексей Кудрин настаивает, что делать этого ни в коем случае нельзя. Это деструктивно и способно только усугубить перегрев экономики и рост цен. Вместо этого лучше снизить налог на прибыль, считает министр. Бизнес и Минэкономразвития на размен не согласны.
«Снижение НДС — абсолютно деструктивное решение», — заявил министр финансов Алексей Кудрин на конференции «Налоговая политика в условиях выбора пути развития России». Свое заявление он сделал на следующий день после того, как президент Дмитрий Медведев опубликовал бюджетное послание, где пообещал, что снижение НДС состоится. Правда, глава государства не указал ни сроков, ни величины снижения ставки налога.
Кудрин всегда был противником снижения НДС. Этот налог — самый надежный источник пополнения бюджета, не устает напоминать министр. Однако после того как бывший президент Владимир Путин, а за ним и Дмитрий Медведев весной заявили о необходимости реформирования этого налога, Кудрин стал более лояльным, выступая лишь против поспешных сроков и глубины снижения. Он настаивал лишь, что нельзя опускать НДС до 10—12% в течение двух лет, как того требует бизнес. Но теперь заявления министра вновь категоричны: снижать НДС не следует в принципе.
Он приводит новые аргументы в пользу такого решения. НДС — нейтральный налог, и изменение его ставки не приведет к структурной перестройке в экономике. Если такие налоги и сборы, как НДПИ, экспортная пошлина и налог на прибыль, могут колебаться под влиянием различных факторов, то сборы НДС будут устойчиво расти, что важно для стабильности бюджетной системы. Они будут сохраняться на уровне 3,7% от ВВП, считает глава Минфина.
Министр также подчеркнул, что НДС является налогом на потребление, а в последние годы российская экономика растет в основном за счет роста потребления. «Внутреннее производство не может до конца удовлетворить растущий спрос, в связи с этим происходит значительный прирост импорта — по 40% в год», — отмечает Кудрин. Высокий спрос в России вызван ростом цен на нефть, а не ростом производства. «В условиях существенного опережения спроса над предложением снижение налогового пресса может усилить этот разрыв и создать дополнительные риски. Это означает не охладить перегрев экономики, а подлить туда керосина», — заключил министр.
Солидарное с министром многие эксперты. «Снижение ставки НДС с 18% до 12% губительно для страны», — полагает научный руководитель Государственного Университета — Высшей школы экономики Евгений Ясин. В условиях высокой инфляции, а также увеличения госрасходов снижение НДС — неправильная мера, лучше направлять средства от взимания этого налога на увеличение заработной платы работникам бюджетной сферы, считает экономист. Специалисты Международного валютного фонда также отметили, что сокращение ставок этого налога противоречило бы международным тенденциям. «Российский НДС меньше других налогов нуждается в кардинальных реформах, а его замена налогом с продаж была бы «шагом назад», говорится в заключении МВФ. Эксперты организации полагают, что несовершенство НДС связано лишь с проблемами в его администрировании и, прежде всего, длительными задержками его возмещения. «Это становится особенно тяжелым бременем для экспортеров и для компаний с большим объемом инвестиций», — говорят экономисты. Таким образом, приоритетом должно быть именно преодоление этой проблемы.
Вместо того чтобы снижать НДС до 12—13%, Кудрин предлагает сосредоточиться на улучшении администрирования этого налога, а также снизить налог на прибыль.
В ближайшие три года поступления от налога на прибыль будут снижаться из-за роста тарифов и роста издержек предприятий, а также недостаточного роста производительности труда, прогнозирует Кудрин. По его словам, развитие налоговой политики в мире сейчас идет по такому пути: за последние десять лет во многих странах НДС повышался и сейчас продолжает повышаться, при этом снижается налог на прибыль.
Но бизнес на размен не согласен. Эффект, который дает снижение НДС, не достигается альтернативными методами, в том числе и снижением налогом на прибыль, считает зампредседателя налогового комитета Российского союза промышленников и предпринимателей Сергей Беляков. «Чтобы обеспечить сохранение у предприятий средств в том же объеме, налог на прибыль придется снизить до 9%. Не думаю, что власти пойдут на это, особенно если учесть, что это не федеральный налог (из 24% ставки налога лишь 6,5% поступает в федеральный бюджет, остальные 17,5% — в региональные. — Газета.Ru)», — отмечает он.
Не согласен он и с утверждением, что НДС — нейтральный налог. Его снижение как раз направлено на обеспечение структурной перестройки экономики. «Снижение НДС создаст стимул для развития перерабатывающих предприятий в машиностроении лесопереработки и легкой промышленности, снизит нагрузку при реализации инвестиционных проектов», — говорит Беляков. А от уменьшения налога на прибыль прежде всего выиграют прибыльные компании нефтегазового сектора.
Ориентироваться на мировые тенденции тоже бессмысленно, полагает эксперт, так как перед российской экономикой стоят совершенно иные задачи.
Мнение бизнеса разделяют и в Минэкономразвития. «Необходимо унифицировать ставку НДС на уровне 12%», — заявил заместитель министра экономического развития Станислав Воскресенский на налоговой конференции. Он также отметил, что в результате этого шага собираемость НДС может вырасти с нынешних 67—69%, так что уже через четыре года мы «выйдем на нулевые потери бюджета».
Похоже, разрешить этот принципиальный спор между Минфином с одной стороны и бизнесом и Минэкономразвития с другой под силу только главным арбитрам.
Творцы кризиса (НДС)
Актуальный архив 2005 г.
Газета «Известия» от 15 декабря 2005 г. сообщает, что Счетная палата предложила вернуть прогрессивную шкалу подоходного налога, а Михаил Фрадков, вновь выступил с предложением снизить НДС до 13%. Но чиновники из правительства, в очередной раз, отклонив предложение Счетной палаты, по введению прогрессивной шкалы налогообложения, показали, чьи интересы они защищают. Еще более определенно высказался Алексей Кудрин, заявив, что он никогда не поддержит введение прогрессивной ставки на высокие доходы физических лиц, обосновав это тем, что низкие налоги способствуют легализации бизнеса.
Что за странная у нас страна, где все происходит абсолютно иначе? Разрыв между бедными слоями населения и богатыми огромный, и продолжает увеличиваться, а правительство неизменно заботиться только о богатых. Нет, чтобы граждан с низкими доходами вообще освободить от подоходного налога и ввести прогрессивную ставку, правительство продолжает отстаивать 13% ставку для всех. В Германии, почему-то, где в демократичности государственных институтов никто не сомневается, применение прогрессивной шкалы налогообложения возможно, а у нас нет? И на последних выборах, одним из факторов, обеспечивший победу Христианским демократам и Ангелы Меркель, было их заявление об увеличении налога на крупные доходы до 45%. А у нас, почему-то это невозможно. У нас все крупные собственники, по словам Кудрина, сразу же уйдут в тень, перестанут платить налоги, и станут абсолютно невидимыми для налоговых служб.
С тем, как обсуждается в правительстве изменение НДС, вообще ничего не ясно. Складывается такое впечатление, что выступающие господа просто хотят всех запутать. Фрадков выступает за снижение НДС до 13% (эти 13%, просто магическая цифра для членов правительства), но ничего не говорит о том, для кого снизить и для кого поднять. Кудрин заявляет, что изменение НДС до 13%, ухудшит положение тех, кто платит по льготной ставке - 10%, хотя Фрадков и не затрагивает льготников, но тут же предлагает ввести единую ставку НДС в 15% с 2009 года. Похоже, что никто не желает говорить откровенно, а просто создают видимость озабоченности состоянием дел.
Аргументы же Кудрина, в защиту ставки НДС, не выдерживают критики. Его заявление, что снижение НДС приведет к инфляции, так как полтриллиона рублей будут «выброшены» в экономику, просто смешны. Ведь, если государство уберет или снизит НДС, то скорее произойдет обратное. Произойдет укрепление рубля. Увеличится его покупательная способность, так как подешевеют товары и услуги, ранее продаваемые с НДС. Сегодня все предприятия вынуждены увеличивать стоимость своих товаров, на размер НДС, который они, и перечисляют в бюджет. Для предприятий НДС – это дополнительные издержки, а для потребителей дополнительные расходы. С уменьшением НДС, если не учитывать возможность монополизации сферы деятельности, просто произойдет снижение стоимости товаров, а значит и вырастет покупательная способность рубля. Поэтому эмоциональные выступления Кудрина, в защиту НДС, скорее, продуманный трюк, а не стремление сдержать инфляцию.
Но самое интересное, что сегодня могут узнать российские граждане из средств массовой информации - это то, что Госдума выделила 500 миллионов рублей на развитие демократии за рубежом. Оказывается мы уже вполне демократичная страна, с демократичной системой государственного устройства и нам только остается заняться развитием демократии в других государствах.
К сожалению, мы так и не услышали каким способом наши думцы намереваются развивать демократию за рубежом. Хотя, скорее всего, никакого развития демократии и не произойдет. Можно вполне уверенно можно прогнозировать, при нашей системе реализации различных проектов, что эти средства чиновники просто растащат по карманам.
Все произойдет как всегда, а нам остается только надеяться, что и до демократизации России, когда-нибудь, дело дойдет.
Виталий Глухов
16.12.2005 г. -------------------------------------------------------------------------
НДС не доходит до бюджета Незаконные объемы возмещения налога на добавленную стоимость (НДС) в России составляют около 17 млрд рублей ежегодно, заявил на заседании руководителей подразделений экономической безопасности России, Белоруссии и Украины в Харькове начальник департамента экономической безопасности (ДЭБ) МВД РФ генерал- лейтенант Юрий Шалаков. "По экспертным оценкам, за последние годы темпы роста возмещения по НДС существенно превысили темпы роста его поступлений (доля налоговых вычетов и возмещений составляет около 90%). Так, около 17 млрд рублей ежегодно возмещается незаконно по работающим криминальным схемам", - отметил Шалаков. НДС - один из бюджетообразующих налогов России, он формирует значительную часть доходов федерального бюджета. В прошлом году поступления составили около 1,4 трлн рублей. "Анализ криминальной ситуации свидетельствует об осложнении оперативной обстановки, связанной с завладением бюджетными средствами при неправомерном возмещении НДС, а также с применением многочисленных незаконных схем для минимизации налогообложения с помощью финансово-хозяйственных операций с нерезидентами, зарегистрированными в офшорных зонах", - сказал глава ДЭБ МВД РФ. Источник: «Газета. GZT.RU»
Комментариев нет:
Отправить комментарий