За провалы пенсионной реформы заплатит казна
Минфин и Центробанк (ЦБ) определились с параметрами новой системы накопительной пенсии. В ближайшее время на общественное обсуждение будет вынесен соответствующий законопроект, пока о нем в СМИ рассказывают источники.
Как можно судить из сообщений информагентств, власти решили скорректировать не самое удачное название: теперь речь идет о гарантированном пенсионном «плане» (ГПП), а не «продукте», как раньше (о первых упоминаниях «продукта» см. «НГ» от 08.09.19).
Напомним, что к обсуждению «продукта» власти приступили после не увенчавшихся успехом дискуссий об индивидуальном пенсионном капитале. И все эти переименования и обсуждения лишь усиливали неразбериху, связанную с очередной пенсионной реформой, в рамках которой повысили пенсионный возраст.
Сейчас авторы ГПП обещают, что участие в этой системе сделают добровольным: договор будет считаться заключенным после подачи заявления и первого перевода денег в какой-либо негосударственный пенсионный фонд (НПФ), передают информагентства.
Власти придумали стимулы для граждан и их работодателей. Сообщается, что пенсионные взносы работников в размере не более 6% от зарплаты освободят от налога на доходы физических лиц. Работодателям предоставят различные льготы в случае, если те будут софинансировать взносы сотрудников, а также если их сотрудники решат отчислять в ГПП даже больше, чем 6% от зарплаты.
Размер взноса участник программы сможет определять самостоятельно – «вплоть до всего объема зарплаты». Предусматривается «период охлаждения» (на полгода), «когда можно вернуть перечисленные в систему средства», уточняют информагентства.
Повышать доверие граждан к новой системе будут смс-оповещением о состоянии счета. Средства в ГПП, как и накопления в рамках обязательного пенсионного страхования (ОПС), застрахуют в Агентстве по страхованию вкладов.
Однако представители тех ведомств, которые разрабатывали концепцию, уже признали, что участие в новой системе вряд ли будет массовым.
«Говорить, что эта система кардинально изменит количество участников, невозможно… Опыт софинансирования показал, что подписалось менее миллиона человек, при том что государство давало 50% на 50%», – сообщал ранее первый зампред ЦБ Сергей Швецов.
«Я думаю, что объем денег, который будет дополнительно поступать благодаря этим инновациям, не может быть огромным. Рассчитывать на какой-то бум не приходится», – уточнял он. И это даже несмотря на те бонусы, которые предполагает новая концепция. В возможности массового участия граждан сомневаются не только представители ЦБ.
«Практика увеличения пенсии за счет личных накоплений в мире довольно распространена. Другое дело, насколько своевременно ее введение у нас, – обращала внимание спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. – На мой взгляд, сейчас значительная часть населения имеет доходы, из которых им просто нечего выделять на увеличение пенсионного обеспечения в будущем».
В итоге успехи проводимой в стране пенсионной реформы, разделенной на два этапа – на повышение пенсионного возраста и усовершенствование накопительной системы, – пока сомнительны. Потому что ни повышение пенсионного возраста, ни, судя по всему, внедрение ГПП не приведут к существенному увеличению пенсий, если сравнивать их размер со средней по стране зарплатой.
Напомним, в августе прошлого года президент Владимир Путин выступил с телеобращением к гражданам РФ, в котором пояснил, что «предложенные изменения в пенсионной системе позволят не просто сохранить уровень доходов пенсионеров, но главное – обеспечить их устойчивый, опережающий рост».
«Уже в 2019 году индексация пенсий по старости составит около 7%, что в два раза выше прогнозируемой инфляции на конец 2018 года, – сообщил президент. – Это даст возможность в 2024 году выйти на средний уровень пенсий для неработающих пенсионеров в 20 тыс. руб. в месяц».
Однако такая индексация не меняет кардинально ситуацию. Эксперты обращают внимание на то, что коэффициент замещения пенсией утраченного заработка в России даже снижается. «Еще в начале 2016 года средняя пенсия составляла чуть более 35% от средней зарплаты, сейчас чуть выше 30%, а к концу года будет ниже 30%», – прогнозирует директор аналитического департамента «Локо-Инвест» Кирилл Тремасов (ранее работал в Минэкономразвития).
«Разрыв между зарплатами и пенсиями был резко сокращен после кризиса 2008–2009 годов (благодаря валоризации пенсий), однако удерживать пенсии на этом уровне у государства, похоже, не получилось», – сообщает экономист в Telegram-канале MMI. По его данным, в реальном выражении, то есть с учетом инфляции, средняя пенсия за последние 12 месяцев только на 3% превысила уровень 2011 года, при этом она примерно на 6% ниже уровня 2014 года.
И, кстати, еще до повышения пенсионного возраста правительство знало, что этой болезненной меры будет недостаточно для доведения коэффициента замещения пенсией зарплаты до рекомендованных 40%.
Буквально за несколько недель до внесения в Госдуму законопроекта о повышении пенсионного возраста глава Минфина Антон Силуанов заявил, что «перед нами стоит задача добиться коэффициента замещения на уровне 40% от зарплаты». «Для того чтобы сформировать пенсию с большим достатком, необходимо участвовать в такого рода пенсионных программах», – сказал он, презентуя концепцию индивидуального пенсионного капитала, уступившего потом место ГПП.
В итоге не совсем понятно, ради чего в принципе производятся эти изменения. Пока возникает опасение, что вовсе не ради пенсионера. Потому что его положение, по крайней мере как можно судить сейчас, существенно не меняется. Зато заметно меняется положение работников, которым отсрочили выход на пенсию и предложили отчислять еще больше взносов.
Парадокс ситуации еще и в том, что государство под эгидой совершенствования накопительной пенсионной системы фактически займется переливанием средств из бюджета финансовым посредникам. Для того чтобы некоторые, судя по всему, наиболее высокооплачиваемые граждане отнесли свои деньги в НПФы, государство готово предоставить льготы таким работникам и их работодателям. Но оно продолжит в полной мере собирать налоги и взносы с основной массы населения, которая не могла раньше и вряд ли сможет в будущем откладывать средства на старость.
Кроме того, власти много говорят о важности длинных денег в экономике, но по факту в стране зажимается частная инвестиционная активность, в рамках бюджетного правила изымаются живые деньги, условно названные дополнительными, и с не ясными пока целями аккумулируются в Фонде национального благосостояния. В фонде, который, как указано на сайте Минфина, «призван стать частью устойчивого механизма пенсионного обеспечения граждан РФ на длительную перспективу», и который затем, скажем так, отодвинули от пенсионной системы. Потому что, как пояснило руководство страны, пенсии не должны зависеть от цен на нефть.
«В ближайшей перспективе эта схема не получит массовости. А значит, в минимальные сроки коэффициент замещения утраченного заработка останется неизменным», – считает первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал.
«В ближайшие 5–10 лет новая накопительная система не сможет даже несущественно увеличить коэффициент замещения пенсией утраченного заработка. И не только из-за того, что участвовать в ней будет незначительная часть граждан, но и в большей степени из-за того, что за этот период они не смогут накопить достаточно средств на дополнительную пенсию», – проясняет доцент Российского экономического университета Людмила Иванова-Швец.
В этот период, по словам эксперта, вряд ли что-то, кроме индексации пенсий, будет способствовать сокращению разрыва между заработной платой и пенсией.
Иванова-Швец признает, что в новой системе посредник в виде НПФа, может, и не нужен. «И не только из-за «странной схемы переливания» бюджетных средств, а из-за дополнительного регулирования и контроля этих фондов», – отмечает она. Как считает эксперт, можно было бы рассмотреть схему сохранения дополнительных пенсионных накоплений через банки.
Комментариев нет:
Отправить комментарий