среда, 29 января 2020 г.

Итоги исполнения федерального бюджета получились сказочными: семь разоблачений


Что показало зеркало российской экономической политики
 
Сказки бывают разные. Есть те, что рассказывают на ночь. Есть сказки-документы. Например, ревизские сказки, известные по «Мертвым душам». Есть и документы, разоблачающие сказки. Минфин и ЦБ, например, подвели предварительные итоги исполнения федерального бюджета 2019 года. Эти документы по сути являются зеркалом проводимой экономической политики. Заглянешь — и читаешь разоблаченные сказки.
Сказка первая: «Денег нет, но вы держитесь». Начать стоит с главной опубликованной Минфином цифры: профицит российского федерального бюджета за 2019 год, еще раз, по предварительной оценке, составил 1,8% ВВП, или 1,968 триллиона рублей. Почти 2 триллиона рублей было изъято налоговиками и таможенниками из экономики и не потрачено. После этого все отговорки правительства по поводу нехватки средств бледнеют и теряют убедительность. Это, конечно, не значит, что 2 триллиона можно было потратить вообще на что угодно, но предусмотреть их рациональное и по мере возможностей эффективное применение очевидно стоило. Во всяком случае профицит бюджета превысил общий объем плана финансирования всех российских нацпроектов.

Сказка вторая: последнее президентское Послание ставит правительство в очень трудное положение, потому что необходимо изыскивать дополнительные, раньше не предусмотренные ресурсы для новых государственных, прежде всего социальных расходов.
Вот цифры: по самым смелым оценкам, Послание «стоит» дополнительных расходов в 500 млрд рублей в 2020 году (чаще называют цифру в 450 млрд рублей). А профицит федерального бюджета в 2019 году составил почти 2 трлн рублей, в 4 раза больше! Вместо того чтобы откладывать деньги «в холодильник», их можно было потратить так, чтобы уже в прошлом году начать решительное наступление на российскую бедность. Тогда бы и с потребительским спросом картина была бы повеселее, и экономический рост мог оживиться.
Все было в руках правительства. Кроме одного — той самой политической воли, которую в России почему-то может проявлять только один человек. А правительство сидит и «примус починяет». Теперь, впрочем, уже не сидит.
Сказка третья: российский бюджет, как и вся экономическая политика, направлены на обеспечение развития экономики и улучшение жизни российских граждан. Реальный бюджет говорит совершенно о другом. Государство в России прежде всего заботится о самом себе. Российская политика, говоря высоким штилем, не человекоцентрична, а бюджетоцентрична. В конечном счете она обслуживает интересы государства. А гражданин и государство совсем не одно и то же.
Сказка четвертая: Россия слезает с нефтяной иглы. Есть данные, говорящие о росте независимости курса рубля от нефтяной конъюнктуры. Но есть и другие. Например, за 2019 год баррель Brent подорожал на 4,13%, а российская валюта укрепилась к доллару на 4,14%, по подсчетам аналитиков Refinitiv. Есть и способные удивить цифры из отчета ЦБ: российские ненефтяные доходы в 2019 году не выросли. Наталия Орлова, главный экономист Альфа-банка, указывает: как они составляли $180 млрд в 2019 году, так и оценивались в $181 млрд в 2018 году. Где замена нефтяным доходам? А без нее все разговоры об излечении российской экономики от нефтяной зависимости так разговорами и остаются.
Сказка пятая: в импортозамещении у России достигнуты значительные успехи. Успехи есть, но, во-первых, шаткие, а во-вторых, основывающиеся вовсе не конкурентоспособности отечественной замены импорту. Вот статистика ЦБ: если в первом полугодии 2019 года импорт снижался, то во втором полугодии он взял реванш. Только в последнем квартале импорт вырос в годовом измерении на 10%. О чем это говорит? На импорт оказывает решительное влияние не столько конкуренция с российскими производителями, сколько динамика валютного курса рубля и общее состояние спроса.
Сказка шестая: российский экспорт был и остается надежной опорой и экономическому росту, и рублю. Главный тренд изменения российского платежного баланса — сокращение, а не увеличение активного сальдо по текущим операциям. А отсюда следуют два вывода. Первый — и правительство, и ЦБ заинтересованы в ослаблении рубля. Второй — средства из Фонда национального благосостояния, когда он достигнет рубежа в 7% ВВП, и избыток можно будет инвестировать (процесс будет запущен к середине года), пойдут прежде всего на поддержку инфраструктурных проектов (такого поручение президента), на экспортные кредиты и другие формы поддержки российского экспорта. Помимо того, что таким образом будет развиваться экспорт и, возможно, его структура, этот вид инвестиций, по подсчетам экспертов Высшей школы экономики, обещает наивысшую отдачу в виде роста ВВП.
Сказка седьмая: с финансированием нацпроектов наведен порядок. Минфин отчитался, что план финансирования нацпроектов в 2019 году выполнен на 91,4%. Всего на реализацию мероприятий в рамках нацпроектов в прошлом году в бюджете было заложено 1,75 трлн руб., недофинансирование составляет 150 млрд руб. Все относительно благополучно. Но вот еще несколько цифр. На конец сентября было в рамках нацпроектов израсходовано только 52% предусмотренных в федеральном бюджете средств. На начало декабря уровень исполнения составил 73%. Это значит, что в конце декабря финансирование нацпроектов проходило в режиме откровенной штурмовщины. В целом же ситуация с финансированием нацпроектов далека от той, которая обеспечивает их эффективную реализацию.

Комментариев нет:

Отправить комментарий