Новелла предусматривает назначение глав органов местного самоуправления по представлению губернаторов, одноуровневую систему местного самоуправления, при которой управляющие органы более крупных образований поглотят более мелкие, и ряд других реформ.
25 января Государственная дума рассмотрела в первом чтении законопроект, который призван реформировать систему местной власти. Он предусматривает переход на полностью одноуровневую систему местного самоуправления. Как указывают авторы документа, она должна соответствовать принципу единства системы публичной власти, который сформулирован в измененной российской Конституции. Законопроект вызвал много споров, но большинство его поддержало: 294 «за» при 77 голосах «против» и двух воздержавшихся.
Председатель Комитета по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников отметил, что этот документ знаменует собой новый этап выстраивания этой единой системы. Очень важно, что депутаты подготовили новый закон, а не вносили изменения в старый, который менялся уже 186 раз и «превратился в лоскутное одеяло», заявил Крашенинников.
Согласно документу, задача местного самоуправления — обеспечение комфортной жизни на уровне населенного пункта.
В новелле предусмотрено деление на городские округа и муниципальные округа, а в крупных мегаполисах — еще и на внутригородские территории. Это поможет уйти от «матрешечного» принципа организации местной власти и постоянного перераспределения полномочий, подчеркнул Крашенинников. При этом органы самоуправления, которые находятся внутри территории другого такого органа, объединятся с ним, а не будут просто ликвидированы.
Законотворцы предлагают как минимум вдвое сократить количество таких образований (сейчас их более 20 000). Сейчас для них все равно не хватает финансирования, и местное самоуправление работает неэффективно, полагает Крашенинников. Конечное решение этого вопроса останется в ведении властей регионов.
В случае принятия законопроекта главой органа муниципального образования можно будет избирать тремя способами: в формате прямых выборов, представительным органом из своего состава, либо представительным органом из числа предложенных главой региона кандидатур. В последнем случае он также будет главой местной администрации. Крашенинников считает, что это позволит повысить авторитет главы органа муниципального образования и его ответственность. При этом его в любом случае можно будет снять по требованию губернатора, если образование под его управлением не достигнет установленных президентом нормативов.
Документ также вносит два перечня полномочий местных органов власти. Закрытый перечень неотъемлемых полномочий касается распределения местного бюджета и тому подобных вопросов. По другому перечню регион может перераспределять полномочия, передавая их на местный уровень или на региональный (например, в зависимости от реального бюджета муниципального образования).
Документ также предусматривает список форм, в которых население может участвовать в работе органов местного самоуправления, определяет полномочия таких органов по международным связям и тому подобное.
Большая часть положений документа вступит в силу 1 января 2023 года в случае его принятия. Но переходный период для законопроекта продлится до начала 2028 года. В этот период выборы в органы местного самоуправления по старым правилам проводиться не будут.
«Меньше самоуправления, чем при Александре II»
Депутат от КПРФ Олег Михайлов задал вопрос, как будет работать местная власть в регионах, где между поселениями могут пролегать сотни километров. Крашенинников подчеркнул, что местные власти там сохранятся: они просто будут оптимизированы и выступят как представители единого органа самоуправления.
Депутат от «Справедливой России» усомнился, не противоречат ли новые нормы ст. 12 Конституции, которая прямо отделяет органы местного самоуправления от государственной власти. По мнению Крашенинникова, гражданам «абсолютно все равно, чья компетенция, кто какие решения принимает»; поэтому важно оптимизировать органы власти так, чтобы не оказалось, что они не могут реализовать собственные решения. Сохранение за органами местной власти неотъемлемых полномочий отвечает конституционной норме, заявил Крашенинников.
«Фактически у нас будет меньше самоуправления, чем 150 лет назад», — раскритиковала новеллу депутат вне фракций Оксана Дмитриева. Депутат от КПРФ Ренат Сулейманов заявил, что авторы реформы «не понимают масштаба бедствия», которое повлечет принятие документа; по его оценке, в результате количество органов местного самоуправления сократится не в два, а как минимум в десять раз. «Фактически вы выдергиваете стержень саморегулирования», — добавил депутат Александр Куринный.
«Этот законопроект, очевидно, будет оспорен и, возможно, даже успешно», — убежден Андрей Кузнецов, депутат от фракции «Справедливая Россия — За правду». Выгодоприобретателем закона выступает региональная власть, и в результате ситуация на местах откатится на 30 лет назад, уверен парламентарий. Вместо представителей местного самоуправления люди вынуждены будут обращаться к криминальным авторитетам или главам этнических сообществ. «Это один из важнейших законопроектов в этом созыве», — заявил Кузнецов, призвав всех коллег голосовать против этой инициативы.
Депутат от «Единой России» Дмитрий Вяткин рассказал, что после принятия первого закона о местном самоуправлении начался «парад суверенитетов». Депутаты называли эту систему «местным самоуправством». Привести все уровни власти к единому знаменателю необходимо, чтобы решить поставленные президентом задачи, уверен Вяткин.
Крашенинников заявил, что «провокационные вопросы» депутатов якобы рассчитаны только на тех, кто не читал документ в целом. При этом ко второму чтению в документ готовы внести поправки.
Комментариев нет:
Отправить комментарий