вторник, 25 октября 2016 г.

Философия: ПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ.

  У философа С.Н.Булгакова есть очень ёмкий образ социализма. Он сравнил социализм – с искушением Христа в пустыне. С искушением, отвергнутым Сыном Божиим со словами: не хлебом одним будет жив человек, но всяким словом, исходящим из уст Божьих.
Ёмкость и содержательность образа связаны с глубочайшим противоречием, закодированном в нем. Ведь, с одной стороны, социализм, по Булгакову, - это искушающая Христа ложь сатаны, пытавшегося поставить божественную мощь на службу временным целям тёмного, смертного бытия. Царства от мира сего. А с другой стороны, выбор между двумя царствами – Божьим и человечьим – пронизывает саму душу социализма.
Такая постановка вопроса – отражение личной духовной эволюции самого Булгакова.
Сергей Николаевич Булгаков родился 16 /28/ июля 1871 года в г. Ливны Орловской губернии. В жизни ему пришлось быть и марксистом, и отказаться от марксизма; утратить религиозную веру и вновь обрести её. От марксизма к идеализму – так определил он эволюцию своего духовного пути. Религиозную веру Булгаков утратил в возрасте с 14 до 30 лет. В 1898 году вплоть до 1900 г. он предпринял научную командировку в Германию. Еще до отъезда, в 1896 г., опубликовал свою первую книгу «О рынках при капиталистическом производстве», написанную в основном с марксистских позиций.

По собственному признанию философа, примерно в 1901 – 1902 годах в нем «всё победнее начал звучать голос религиозной веры». В начале 1905 г. он впервые пришел в церковь на исповедь. В марте по его инициативе было основано в Москве Религиозно-философское общество памяти В.С.Соловьева. В 1907 году Булгаков был избран депутатом во II Государственную Думу. «Становилось очевидно, - пишет он, - что революция губит и погубит Россию. Но не мене ясно было для меня тогда, что её не менее верно губит и самоубийца на престоле, первый деятель революции Николай II.»
11 июня 1918 года в Москве, в Даниловском монастыре философ принимает сан священника. Знаменитая высылка русской интеллигенции в 1922 году коснулась и его. 30 декабря 1922 г. он отбыл в Константинополь, в марте 1923 г. – в Прагу, а отсюда в 1925 г. – в Париж.
Умер Сергей Николаевич Булгаков в ночь с 5 на 6 мая 1944 г. от кровоизлияния в мозг и похоронен на русском кладбище в Сент- Женевьев-де-Буа, недалеко от Парижа.
С.Н.Булгаков относится к тем людям, чьи перипетии личной судьбы служат инструментом глубокого познания мира. Для его понимания сути и природы социализма характерен не мелочный, но крупный, эпохальный подход. Знамение современной эпохи виделось ему в господстве духа мирового мещанства, одинаково враждебного и христианству и социализму.
Капитализм, - говорил Булгаков,- это есть организованный эгоизм. И потому мы должны «не обинуясь, сказать, что социализм прав в своей критике капитализма и в этом смысле надо прямо и решительно признать всю правду социализма. Если он грешит, то, конечно, не тем, что он отрицает капитализм, а тем, что он отрицает его недостаточно радикально, сам духовно пребывая ещё в капитализме».
Диалектика эпохи такова, что именно дух мирового мещанства, организованного эгоизма и столкнул лбами в трагическом конфликте социализм и христианство в XX веке. Диалектику эту Булгаков резюмировал так: “Надо расслышать “пророчество” и в социализме… Но зато именно в ту эпоху, когда побледнели и временно притупились в христианстве эти предчувствия, в социализме они получили известную жизненную силу. Социалистический апокалипсис для многих стал заслонять собой христианский именно потому, что ослабел в сердцах этот последний”.
Философская, личная и христианская умудренность С.Н.Булгакова в вопросе о природе социализма хорошо видна в документе, который мы предлагаем вниманию читателя.
В.МОЛЧАНОВ, кандидат философских наук.
За власть Советов, газета свердловского областного совета народных депутатов, № 40 (61), 16 апреля 1991 г.
___________________________________________________________
С.Н. БУЛГАКОВ
П Р А В О С Л А В И Е  И  С О Ц И А Л И З М
В советском издании “Антирелигиозник” ( № 7, июль , 1929 г.) помещена статья Б.Кандидова «Дни покаяния» в Крыму в сентябре 1920 года. (Историческая справка по неопубликованным материалам). Эти «неопубликованные материалы» представляют собой ничто иное, как протоколы заседания Высшего Церковного Управления на юге России, оставленные при эвакуации в Севастополе.
По этому поводу я считаю нужным сделать пояснения относительно одного вопроса ввиду его принципиальной и практической важности. В последнем протоколе заседания Высшего Церковного Управлению на юге России приведено постановление следующего содержания: «поручить сл. ВЦУ проф. прот. Булгакову составить проект вероучительного определения о природе социализма и предоставить таковой проект на одобрение к следующему заседанию ВЦУ». Этого заседания не состоялось за эвакуацией, и проект, мною составленный, так и остался нерассмотренным. Тем не менее некоторое предварительное обсуждение этого вопроса было. Внешним поводом к его постановке явилось настойчивое ходатайство прот. Востокова, домогавшегося церковного осуждения («анафематствования») социализма как такового. В своём предварительном докладе ВЦУ я высказал, что для такого осуждения социализма вообще, как известной системы экономической и социальной политики, нет никакого основания ни в Евангелии, ни в православном предании. И даже наоборот, здесь мы находим заповедь социальной любви и справедливости, попечения о трудящихся и обремененных, о чем со всех спросится на Страшном Суде Христовом. В социализме же подлежит отрицанию и преодолению не система социально-экономических идей, но то воинствующее безбожие, с которым он нередко соединяется, в особенности же теперь в России. И может быть, доля вины в этом лежит и на церковном обществе, с его равнодушием к социальному вопросу. В возникшем обмене мнений выражаемы были разные точки зрения на социализм, причем ко мне всецело присоединился председательствующий арх. Дмитрий. Проект определения был мною составлен согласно первоначальному замыслу, иначе я, конечно, и не мог бы исполнить этого поручения.
Социализм (во всей многозначности этого термина) для христианина имеет лишь прикладное значение, иными словами, это есть вопрос не мировоззрения, но лишь практической этики – практической целесообразности. Цель социализма, понятая, как осуществление социальной справедливости, защиты слабых, борьбы с бедностью. безработицей, эксплуатацией – в такой степени нравственно самоочевидна, что разногласие может быть только относительно практической целесообразности или осуществимости тех или иных мероприятий. Церковь не должна себя связывать с капитализмом, как организацией классовой эксплуатации (хотя практически начала хозяйственной свободы и честной собственности и до сих пор еще могут оказываться более целесообразными для всего общества, нежели преждевременно и насильственно водворяемые формы государственно-социалистической кабалы). Если мы обратимся к Евангелию и Новому Завету, то там мы не найдем, конечно, основания для того, чтобы связывать Церковь с какими-либо неподвижными формами социального устройства или хозяйственной организации. Церковь стоит выше всех исторических форм и судит их высшим судом совести. Если мы обратимся к святоотеческой письменности, то в творениях св. отцов Василия Великого, Иоанна Златоуста, Амвросия Медиоланского и др. мы найдем яркие примеры духовной свободы и христианского дерзновения в суждениях о разных проявлениях социального эгоизма собственников. Поэтому и в «предании» не находится точки опоры для установления нерушимости частной собственности на основании христианской морали. История свидетельствует, что институт частной собственности фактически до неузнаваемости изменялся в течение веков, подвергаясь разнообразным формам общественного контроля и ограничения. А соответственно и понятие социализма охватывает собою все многообразие форм: от советского коммунизма - до социального регулирования капиталистической промышленности, о чем сказано было одним английским политиком ещё XIX века… однако веления совести должны исходить от церкви, и если люди безмолвствуют, тогда камни возопиют. Если Церковь не пользуется принадлежащим ей правом, которое есть вместе и обязанность, тогда оно узурпируется её врагами: - другой приходит во имя мое, и его принимают (Иоан. 5.43). Разумеется, враги Имени Христа будут всегда хотеть видеть в церкви лишь орудие классового господства. Но сама церковь должна пребывать в полном обладании своей царственной свободы и правды, в частности, и социальной. В настоящее время зов к этой социальной правде раздается во всем христианском мире. Стокгольмская конференция социального христианства соединила в себе представителей всех христианских исповеданий (кроме католичества), и православная делегация на ней возглавлялась престарелым патриархом Фотием Александрийским. Своим участием в «Стокгольме», где была создана и постоянная международная организация для разработки вопросов социального Христианства, Православная Церковь определила свое отношение к социальному вопросу. Правда, доселе так и не было дано «вероучительное определение» о природе социализма ни в русской церкви, ни во вселенском православии. Но, согласно сказанному, социализм, как социально-экономическая доктрина, вовсе и не является вопросом вероучения. Превращать его в таковой означало бы повреждать и само христианское учение. Насколько он соединяется с богоборством, суждение и осуждение должно относиться только к последнему. Однако связь эта фактическая, историческая, но не внутренняя. Считать же эту связь неразрывною является опасной ошибкой и близорукостью, потому что это означало бы отдать дело христианской правды в руки её врагов. Поэтому и церковное «анафематствование» социализма и превращение его в «жупел» не только не имеет для себя никаких оснований, но и являлось бы подлинным религиозным соблазном.
  В.МОЛЧАНОВ, кандидат философских наук.
       Новая философская энциклопедия
НАУКА УРАЛА, № 17 (567), июль 1992 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий