Я чуток промахнулся: подвела привычка странствовать по
проселкам, не знавшим твёрдого покрытия со дня сотворения мира. В таких случаях
у человека постепенно появляется представление о том, что большак, покрытый слоем
взаправдашнего асфальта, толстым, словно рожа чиновника, является местом, где
жизнь бурлит, словно горный поток в далёкой сказочной стране. А посему, стоит
мне только выбраться к нему, я тут же уеду на первой же попутке.
Подойдя к растрескавшемуся асфальту, я посмотрел налево,
откуда должна была подъехать попутка. Проскочив без оглядки мимо деревеньки из
пяти лепившихся к ней домишек, дорога ныряла в лощину, утаскивая за собой деревеньку, и
снова поднималась по противоположному склону. Подъём был засажен с обеих сторон
деревьями.
Я посмотрел направо, куда собирался отбыть. Дорога там шла полем и терялась в придорожных кустах
за поворотом у границы окоёма. На всем ее протяжении дорога словно вымерла.
Через четверть часа из этих кустов выполз грузовик, и пополз
ко мне, быстро увеличиваясь в размерах и набирая скорость. Когда он
продребезжал мимо меня, оказалось, что это обычный потрёпанный «ЗиЛ», внутри
которого сидели трое. После этого мимо меня с промежутком в четверть часа
проносились в обе стороны грузовики и легковушки, но ни в одно из железных
коней не было ни одного свободного места. Даже в «К-700».
Иногда, правда, попадались и совсем пустые легковушки. Но
тут срабатывал железный закон: чем дороже тачка, тем меньше у её хозяина
желания кого-то подвозить. Не для этого он деньгу копил-с! И легковушки со
свистом проносились мимо. Не для того скорость набирают, чтобы останавливаться
попутчиков подбирать.
Часа через два легкий ветерок, столь приятно освежавший
лицо, стал менее приятным и даже несколько раздражающим, словно жена после 20 лет
совместной жизни. Я поплотнее запахнул зипун: не известно, сколько еще
предстояло тут стоять. Только тут мне пришло в голову, что сегодня выходной, а
дорога связывает между собой не два крупных города, а ведёт в средней величины
село на окраине области, ставшее по воле судьбы уездным, но не ставшее от того
крупнее. И там она оканчивается. В выходные дни движение затихало. Тут не
бывает круглосуточного рева двигателей, отравляющего покой местных обывателей:
движение заканчивается вместе с ложащимися спать петухами.
Я пригорюнился: в первый раз мелькнула мысль, что в такой
день можно и не уехать. И тут кто-то кашлянул рядом со мной. Слева, где по
народным поверьям нас сопровождает бес, пытающийся погубить. Молодой неказистый
паренек появился так бесшумно, что я вздрогнул от неожиданности. Лицо у него
было самое заурядное, слегка рябое с выгоревшими за лето на солнце белесыми бровями и слегка красноватой кожей.
Глаза у паренька были голубые, как летнее солнце в жаркий день. Обычная
внешность человека, привыкшего спать, где положат, есть, что дадут,
стесняющегося напомнить начальству о повышении жалования или по службе, не
домогающегося наград и почестей. Кости таких ребят до сих пор ещё белеют по
перелескам и полям, поскольку один вечный огонь проще зажечь, чем похоронить
всех павших. На голове милицейская фуражка, на плечах – казённое полупальто по
тогдашнему уставу с погонами старшины Мы посмотрели друг на друга, два
человека, встретившиеся случайно на жизненном пути, чтобы через час разойтись в
разные стороны навсегда.
Из затерявшегося в домах приёмника вдруг полилась
африканская музыка. Она была не более
уместна в средней полосе России, чем слон или жираф, но стало как-то теплее. За
жирафом загремела другая, про БАМ. Чувствовалось, что её создавали второпях, не
долго тужась, больше вдохновляясь мечтой сшибить деньгу, чем «проверить себя на
вшивость». Эти песни поют с подмостков первыми, чтобы зрители не начали
расходиться, а простые смертные не поют даже в нетрезвом виде. Ещё менее могла
она увлечь кого-нибудь поехать строить железную дорогу в отшибные края.
- БАМ, - сказал я, потому что не знал, что ещё сказать.
- Я там половину здоровья оставил, - странно усмехнулся
паренёк.
- Случалось бывать? – спросил я, потому что не спросить было
бы как-то не удобно.
- Служил в железнодорожных войсках.
- Романтика.
- Романтика, - снова усмехнулся он. – на 50–градусном морозе
в палатке жить. И всю зиму ходить в сапогах.
«Лопался метал, но люди держались» - вспомнилось мне.
Честно говоря, я не нашелся, что ответить. Великая ядерная
сверхдержава не смогла обеспечить своих сыновей валенками в сибирскую зиму.
Спрашивать, сколько генеральских сынков приходилось на роту, было бессмысленно.
Невольно я посмотрел на него повнимательнее: ему было лет двадцать пять, не
больше, но у него уже не было половины зубов, да и вообще он производил
впечатление не самого крепкого человека.
И тут паренька, у которого, видно, накипело в душе,
прорвало: он начал мне рассказывать то, что не услышишь в передачах и не
прочтёшь в газетах. Про сына, который по пьяному делу убил мать ,мешавшую ему
пропивать деньги, и чтобы спрятать труп, привесил ей ведро с камнями на шею и
сбросил в реку. Веревка то ли подгнила, то ли перетёрлась, и труп всплыл. А с
ним и дело. И тому подобное. Дела в уезде творились весёлые, в сводках великой
битвы за урожай не значившиеся.
Тут из-за дальнего дома выкатился, натужно скрежеща
подшипниками, обшарпанный грузовик, вполз на асфальт и, оставляя комья грязи за
собой, медленно набирая скорость, поехал в нашу сторону.
- Кажется, Оглоблин, - сразу оживился мой спутник и поднял
руку. «ЗиЛок» остановился точно рядом со старшиной.
- Не до Сосновки? – спросил старшина водителя в телогрейке,
открыв рывком дверцу.
- Туда.
Старшина полез в кабину, даже не спрашивая разрешения.
Очевидно, они хорошо знали друг друга. Но свободным было только одно место: на
втором сидела какая-то женщина, решившая воспользоваться благами попутки. В
этот миг я почувствовал, что вторая попутка рядом со мной уже сегодня не
остановится. Быстро поставив ногу на заднее колесо, я забросил в кузов свой
вещмешок, а потом запрыгнул сам. Грузовик рванул с места так, что я едва успел
занять место у заднего борта.
Тот ветерок, который донимал меня на обочине, показался мне нежным
дыханием теплого моря на далеком полуденном острове. Водитель гнал так, что
ветер свистел в ушах, продувая меня насквозь. Десять вёрст до Сосновки мигом остались
позади. Выгрузившись не без труда, я едва сумел разогнуться. Во всяком случае,
это заняло некоторое время. А когда я, с трудом, словно древняя обезьяна,
распрямился, как подобает человеку, передо мной стоял плод дружбы советского и
венгерского народов – «Икарус», новенький и яркий, словно сама эта дружбы.
Но – увы! – внутри опять не было сидячих мест, а стоя людей
перевозить было запрещено особым распоряжением местной власти две недели назад.
И тут старшина, быстро обернувшись ко мне, махнул рукой и бросил: «Ну, бывай,
увидимся ещё!» Вскочил внутрь и встал на ступенях у переднего окна рядом с водителем,
воспользовавшись своим неписанным правом нарушать правила писанные. Дверцы
захлопнулись, и автобус тронулся. Больше этого паренька я никогда не встречал.
Через полчаса, за которые я успел выпить «для сугреву» стакан
местного горячего какао в забегаловке, подкатил местный автобус, разбитый,
облезлый, маленький, но в нем нашлось, словно в Царствии Небесном, место для
каждого страждавшего уехать. Причём сидячее. Он медленно, словно старая кляча,
трусил по казавшемуся бесконечным большаку,
мимо мелькали рощицы, забытые богом хутора и деревушки, бабки с
ведерками у колодца, а у меня в голове стучали, словно колёса поезда на стыках,
строки
За Россию любезную
Вынес достаточно
русский народ,
Вынес и эту дорогу
железную,
Вынесет всё, что
господь ни пошлёт.
Прошло много лет, за которые много чего случилось в стране и
в мире. Сменился общественный строй. БАМ из места подвига превратился в «самый
длинный памятник застоя». На поругании этого памятника неплохо подзаработали
те, кто ещё вчера сшибал деньгу на его воспевании. Теперь уже по дальновиденью выступали более
удачливые дети более высокопоставленных родителей, с удовольствием
рассказывавшие, что они служили в ВС только две недели. Причём в ВС США по
обмену. Сами отцы и деды предпочитали просить прощения у соседей за Россию, а
не за свои подлости, чтобы потом с криком «Стыдно быть русским!!!» ползти в
сторону границы.
Потом случился ещё один крутой поворот, и страна вновь
вспомнила про БАМ. Дорога снова оказалась нужной и выгодной, а внуки Боянов
Брежневского времени опять принялись бряцать на гуслях славу его строителям. И
опять неплохо заработали. А я нет-нет, да и вспомню своего случайного попутчика
на пустынной дороге, который не нажился ни на БАМе, ни после, на стенаниях о
своей судьбе. Одного из тех бесконечно терпеливых людей, на которых держится
Россия, и всё, что в ней есть хорошего и плохого.
Пырков Евгений
Комментариев нет:
Отправить комментарий