четверг, 1 мая 2025 г.

Чудеса от Набиуллиной: инфляция не сбивается, а производство останавливается

Чудеса от Набиуллиной: инфляция не сбивается, а производство останавливается

 Яркая представительница западной экономической школы, это когда доллар – базовая валюта планеты, а денежная масса страны не должна превышать объемов валютных резервов, Эльвира Нибиуллина признала, что инфляция высокой ставкой не сбивается. Но при этом отступать от своей преступной политики, угробляющей отечественную промышленность она не намерена. Да и те, кто будет повыше Набиуллиной, одернуть ее не могут, потому что связаны обязательствами с римскими клубами и прочими МВФ.

«Теория» Набиуллиной и членов ее «партии» была совсем недавно уже публично опровергнута.

Центробанк открыто заявляет, что для снижения инфляции занимается охлаждением якобы "перегретой" экономики. И это ему успешно удается, судя по кризису в сельхозмашиностроении или строительно-дорожном машиностроении. А вот насчет того, что это помогает побороть инфляцию, по-прежнему есть большие сомнения.

Снижению темпов роста инфляции способствует укрепление рубля к доллару, а оно в свою очередь вызвано ослаблением доллара, на что влияют затеянные Трампом торговые войны. Так что, вполне вероятно, что роль ЦБ в улучшении ситуации с инфляцией сейчас — примерно никакая. Зато в продолжающейся заморозке экономики — самая что ни на есть существенная.

Специалисты иной школы, производственники, та часть правительства, которая отвечает за конкретные результаты в тоннах, штуках давно уже говорили, что повышение ключевой ставки не имеет никакого влияния на инфляцию, разве что это инфляцию разгоняет.

«Отвечая на мой вопрос на заседании Государственной думы совсем недавно, Набиуллина говорит: ну, это глупо было бы отрицать, что высокая ключевая ставка не влияет на расходы предприятий. Конечно, растут расходы на обслуживание. Но дальше, говорит Набиуллина, вообще-то на инфляцию другие факторы влияют больше. То есть смысл: да, ключевая ставка повышает инфляцию, но при этом что-то другое повышает её ещё больше. Так она же всё время говорит, что повышение ключевой ставки это для того, чтобы сбить инфляцию. То есть получается, что инфляцию оно не сбивает, а разве что повышает. А на экономический рост это влияние сокрушительное», — говорит депутат Государственной думы, доктор экономических наук Оксана Дмитриева.

«Сокрушительное» влияние наглядно можно проследить на российском машиностроительном предприятии «Ростсельмаш». Опора и надежда российского аграрного сектора, пожалуй, единственный машиностроительный кластер, который способен в целой отрасли обеспечить технологический суверенитет (авиастроение, автомобилестроение успели разгромить) сейчас останавливает конвейеры.

На прошлой неделе совладелец предприятия Константин Бабкин заявил, что на флагманском заводе пришлось сократить 2 тыс. человек. Местные власти в лице заместителя губернатора Игоря Сорокина попытались сгладить углы, заявив, что речь идет не о людях, а о вакансиях, но Бабкин это опроверг и подтвердил, что производство покинули 2 тыс. человек, из которых 500 были уволены, а остальные переведены на другие предприятия группы в Ростове и Таганроге.

В марте из-за низких продаж Ростсельмаш переходил на четырехдневную рабочую неделю, но потом вернулся к пятидневке в «сниженном режиме», которая продлится до 9 мая. Что будет потом — неизвестно, говорит Бабкин.

Причина кризиса — резкое падение продаж сельхозтехники на фоне снижения доходности растениеводства. В 2024 году рынок сельхозтехники упал на 20%, а в 2025 году продажи упадут еще на 10–15%. Склады производителей и дилеров заполнены техникой. Товарные остатки на десяти крупнейших предприятиях в марте выросли на 72%, а у самого Ростсельмаша не распродано 40% годового выпуска.

Константин Бабкин утверждает, что выпускать машины в России на 30% дороже. И это стало возможным благодаря преступной, антироссийской политике Центробанка, и тех в российской элите, кто поддерживает этот губительный курс на разрушение страны.

Что ждать от Набиуллиной на посту руководителя ЦБ РФ?

Актуальный архив

Путин предлагает Набиуллиной возглавить Центробанк

"Если в Банке России много мазохистов, я думаю, понравится даже очень. При Эльвире Набиуллиной будет отмороженный либеральный фундаментализм. Это будет более либеральная политика, чем даже у господина Игнатьева, потому что у господина Игнатьева все-таки присутствовал достаточно большой здравый смысл. Я могу сказать так: так заканчивается путинская стабильность," - заявил Глазьев "Коммерсант-FM".

Кудрин, ставший умеренным критиком Путина в последний год, напротив, высказался с осторожным оптимизмом.

"Денежно-кредитная политика Центрального банка, которая разрабатывалась, которая обсуждалась с правительством, цели, связанные с таргетированием инфляции, уменьшением интервенции Центрального банка, Эльвира и я с ними были согласны, - заявил он РИА Новости. - Поэтому я не думаю, что в части денежно-кредитной политики произойдут какие-то заметные изменения".

Представители КПРФ и "Справедливой России" заявили, что не намерены поддерживать кандидатуру Набиуллиной, но депутаты от "Единой России" и ЛДПР заявили, что их она вполне устраивает, что фактически гарантирует утверждение нового главы Центробанка.

В этом качестве экс-министр станет первой женщиной на посту этого финансового института в России.

О Набиуллиной известно, что она владеет английским и французским языками и замужем за ректором либеральной Высшей школы экономики в Москве Ярославом Кузьминовым.

---------------------------------------------------------------

Актуальный архив

О ком заботится министр Набиуллина?Президент России Владимир Путин во вторник объявил о намерении предложить на пост главы Центрального банка кандидатуру бывшего министра экономического развития Эльвиры Набиуллиной.В настоящее время 49-летняя Набиуллина занимает должность главного экономического советника президента.Ее не называли в числе вероятных кандидатов на пост главы ЦБ. Но Путин еще на прошлой неделе дал понять, что предложит своего кандидата.При уходящем председателе Сергее Игнатьеве Центробанк противился давлению Кремля и правительства, добивавшихся понижения учетных ставок с целью стимуляции экономического роста.Свернуть
Полномочия Игнатьева истекают 23 июня, но по закону президент обязан внести кандидатуру нового председателя ЦБ не позднее, чем за три месяца до этого срока. Госдума утверждает кандидатуру на срок в четыре года."НЕ ПРОСТО БАНК"

Комментаторы делили претендентов на пост главы Центробанка на сторонников продолжения нынешней политики, считавших более важным снижение инфляции в России, и тех, кто считал, что ЦБ может подогреть экономический рост.

Самым ярым апологетом антиинфляционного курса среди потенциальных кандидатов называли нынешнего первого зама главы ЦБ Алексея Улюкаева, а в противоположном лагере – левого экономиста Сергея Глазьева, также занимающего пост экономического советника при Путине.

Также назывались кандидатуры экс-министра финансов Алексея Кудрина, первого вице-премьера Игоря Шувалова, главу государственного банка ВТБ Андрея Костина и руководителя его розничного подразделения ВТБ24 Михаила Задорнова.

"Центральный банк – это не просто банк, во всяком случае это не коммерческий банк, это прежде всего регулятор финансовой системы и крупнейший институт макроэкономической политики государства", - заявил Путин на встрече с Набиуллиной и Игнатьевым, объясняя свой выбор нового председателя ЦБ.

Много лет работавшая в правительстве Набиуллина многими рассматривается как человек, более склонный к уступкам Кремлю в вопросе снижения ставок."ЛИБЕРАЛЬНЫЙ ФУНДАМЕНТАЛИЗМ"

Вместе с тем, Глазьев раскритиковал ее в весьма жестких выражениях."Я не думаю, что в части денежно-кредитной политики произойдут какие-то заметные изменения"

Алексей Кудрин, бывший глава Минфина РФ

В средствах массовой дезинформации появился материал рассказывающий гражданам как вновь избранный президент Владимир Путин и министр Минэкономразвития Набиуллина думают о развитии страны и изыскивают пути успешного развития. Причина возникновения данного материала, скорее всего, стала критическая статья в китайской газете "Жэньминь жибао" принадлежащей КПК, где были обозначены проблемные места российской действительности и названы шесть основных проблем. Не отвечая на критические замечания китайских товарищей, это такое правило у современных правителей страны, вновь избранный президент Владимир Путин и министр Набиуллина решили показать стране, что они не хуже китайских коммунистов понимают ситуацию и работают на преодоление существующих в стране проблем. То есть не зря хлеб едят. И вот что у них получилось:

Набиуллина и Путин поспорили о проблемах российской экономики

Министр экономразвития диагностировала семь болевых точек экономполитики, три из которых — налоги, тарифы и пенсионные накопления — вызвали у премьера желание подискутировать.

Если китайские товарищи определили шесть проблемных мест, то министр Набиуллина видит их больше -семь. Это уже что-то! Правда проблемы обозначены совсем не те, которые срочно необходимо решать и которые могут позволить России развиваться. Набиуллина сразу показала, что она заботиться, прежде всего о представителях капитала, а не о России в целом и ее гражданах.

Россия находится на важном рубеже, открыл коллегию Минэкономразвития Путин: предстоит принять решения, определяющие перспективы развития на годы вперед. Главным фактором и роста экономики, и качества ее роста премьер назвал деловой климат: «Сегодня это, безусловно, нерв экономической политики».

Владимир Путин не был оригинальным и рассказав присутствующим, что мы находимся на важном рубеже, посетовал на плохой деловой климат, т.е. так же озаботился деятельностью представителей капитала. Но вот, конкретно, о причинах плохого делового климата Путин предпочел не говорить, боясь указать на истинные причины и их виновников. У нас люди все хорошие, а вот система плохая. Набиуллина поддержала президента и предложила изменить ситуацию изменив взгляд на нее.

Набиуллина, вкратце напомнив, где находится Россия в мировых рейтингах бизнес-климата, и найдя во всем позитив (например, заняв 120-е из 183 мест в рейтинге Doing Business, Россия тем не менее вошла в топ-25 по прогрессу в проведении реформ), предложила задействовать новые индикаторы состояния инвестклимата: безопасность бизнеса, укрепление судебной и правовой системы, уровень коррупции. Министр обозначила семь развилок экономической политики: верный выбор поможет найти источники роста и качества.

Двадцать лет стоим на развилке и все никак с места сойти не можем, так как куда не пойдешь с этими правителями то все потеряешь. Вот и стоим у камня в оцепенении, в ожидании, что кто-то придет к нам и обеспечит развитие.

Важнейшая составляющая делового климата — налоговая нагрузка, уровень которой — 35,6% ВВП — обременителен, считает министр. Нагрузка должна быть справедливой: на сверхдоходы корпораций больше, а на занимающийся модернизацией бизнес — меньше. Эффективные ставки налогов должны быть не выше, чем у стран, с которыми Россия конкурирует за привлечение капитала, а номинальные — не меняться хотя бы пять лет. Кроме того, надо снижать административные барьеры — в ряде секторов они увеличивают нагрузку на 50–60%, рассказала министр.

Вторая развилка — цены на электроэнергию, газ и железнодорожные перевозки: министр предложила ежегодную индексацию соответственно на 10%, 15% и уровень инфляции. От роста цен зависит запуск программ энергоэффективности, признала министр, но, с другой стороны, «мы не можем позволить себе цены выше, чем у соседей». Нужно продолжить снижение участия государства в экономике, сказала о третьей развилке Набиуллина, при этом приватизацией должны заняться и регионы: они получают дотации из бюджета, а сами сидят на огромных активах. Государство должно показать пример и проводить приватизацию на российских площадках, продолжила министр про четвертую развилку — укрепление национальной финансовой системы. В 2011 г. две трети размещавшихся компаний выбрали зарубежные биржи, российские ценные бумаги обеспечили 21% оборота Лондонской фондовой биржи, чем способствовали усилению Лондона как финансового центра, посетовала Набиуллина: «Невозможно решить эту проблему запретами — нужно системное изменение законодательства».

Пятая болевая точка — пенсионная система. Без ее реформы не удастся выйти на бездефицитный бюджет ни в 2015 г., ни позже, а дефицит пенсионной системы будет 3–4% ВВП, предупредила министр. Повышение ставок уже привело к росту скрытой зарплаты в отношении к фонду оплаты труда с 54,7% в 2010 г. до 56,1% в 2011 г. (почти максимум — 56,2% было в 2006 г.) и к замедлению роста легальных зарплат, сказала министр. Она подчеркнула, что если каждый дополнительный $1 цены нефти дает бюджету 50–60 млрд руб., то дополнительный 1 процентный пункт роста экономики — 120–150 млрд руб. В качестве основных решений для пенсионной системы министр предложила реформирование досрочных пенсий, повышение требований к минимальному стажу и развитие добровольных накоплений. Шестая развилка — открытость экономики, особенно актуальная со вступлением в ВТО и Таможенный союз.

Седьмая — бюджетное правило. Набиуллина еще раз напомнила суть разногласий с Минфином — брать в основу бюджета среднюю цену нефти за 10 лет, как настаивает Минфин, или за три года, как требует Минэкономразвития, — и добавила о необходимости «правила второго ключа» — ограничивать рост расходов бюджета ростом ВВП.

Вот здесь то Набиуллина и раскрыла всем, о ком и о чем она и ее министерство реально заботиться. И это,оказывается, прежде всего, о состоянии финансовой олигархии, хозяевах монополий и доходах сырьевых магнатов. Для кого же является благом ежегодное повышение цены на электроэнергию, газ и железнодорожные перевозки? Все оправдания насчет энергоэффективности это отговорки для в пользу бедных. Мол мы повышаем цены, чтобы экономили!!!!

Налоговая нагрузка на предприятия сегодня не выше чем в любой европейской стране, но вот диверсификация налогов действительно имеет российскую специфику, где паразит плати меньше налогов, чем национальный производитель. Но Набиуллина это важный факт опускает и сразу же показывает о ком она реально заботиться. Будучи МИНИСТРОМ, который по своему статусу должен проявлять заботу о государственном благополучии, о бюджете, она заботиться о доходах монополий, чтобы именно им ежегодно повышались тарифы. В этом же ключе и предложение Набиуллиной о дальнейшей приватизации и снижении участия государства в экономике. Разговор нужно вести о том, чтобы пресечь злоупотребления госслужащих в использовании госпредприятий в личных целях, чтобы доходы госпредприятий попадали в госбюджет, а не о приватизации, и продаже "курицы" несущие золотые яйца в частные руки. Министр должен думать о пополнении бюджета, а не о том, как обогатить кучку олигархов. И отток капитала из страны осуществляется не по причине высоких налогов, как это пытается представить Набиуллина, а по причини их криминальной сущности.

По поводу пенсионной системы и ее реформирования можно и не говорить, так как все проведенные преобразования приводили только к еще более худшему положению основной части российских пенсионеров. В действительности мы имеем не имманентные проблемы самой пенсионной системы, а проблемы общего характера, навязанные плутократическим государством: хищения пенсионных денег, низкие зарплаты в области производства, ради прибылей капиталистов и два закона о пенсиях. Вот три явления разрушительные для всей пенсионной системы, о которых ни министр, ни президент даже не заикнулись.

И опять Набиуллина предлагает ухудшение положения простого пенсионера путем сокращения выхода на досрочную пенсию, увеличение необходимого стажа и добровольных накоплений. Возможно Набиуллина, протирающая стул в министерстве, и не понимает, что досрочные пенсии просто так не даются, что в горячем цехе или в шахте оставляют здоровье, Там работают растрачивая силы, а не прислуживают. Но ведь кто-то этой даме должен и объяснить действительное положение вещей.

Говоря о добровольных накоплениях чиновники все время обнуляют себя и даже не понимают, что если народ должен добровольно и самостоятельно копить на пенсию, то что делает вся эта армия паразитов сидящая на шее у пенсионеров, или существующая пенсионная система существует ради того же обогащения кучки плутократов?

И последнее по поводу бюджетного правила. Разногласия Минфина и Минэкономразвития по поводу сроков определения цены отсечения на нефть заключаются в степени наглости по ограблению государства. Минфин хочет установить виртуальную цену на углеводородное сырье на 10 лет, чтобы государство получило как можно меньше, а Минэкономразвития считает, что и трех лет достаточно.

Если бы министры, получая обеспечение от государства, заботились о государстве, о наполнении бюджета, то вопрос стоял бы о том, какой процент должны получать частные предприятия за свое участи в добыче и транспортировке нефти, а все остальное должно отходить в бюджет страны, как это, например, делается в Норвегии. Но наши необычные министры сидят на шее у государства и действуют против государства. Вот в этом и заключена главная проблема страны.

Налоговая нагрузка вообще-то меньше, если вычесть нефтегазовый сектор, заметил Путин. «Вычитать неправильно», — возразила Набиуллина, тем более что в обрабатывающих отраслях нагрузка доходит до 50%. И все-таки менее 30% без нефтегазового сектора, не сдавался премьер.

Что касается индексации тарифов, то у РЖД финансовое положение скромнее, чем у газового сектора, хотя в газовой отрасли и 15%, как говорят, не будет стимулом для политики энергоэффективности, поделился Путин «мыслями вслух». А повышение НДПИ на газ при сдерживании цен может привести к тому, что инвестиционные программы госкомпаний будут скромными и конкурентные преимущества России в энергетике обнулятся. Мы привлекли инвесторов в энергетику, многие вложили миллиарды долларов и евро, а потом мы взяли и замедлили рост тарифов, продолжил Путин: «А как же обещания?» Не поддержал он и трехлетнюю цену на нефть для бюджета, предложив еще подумать и подискутировать. Ведь если цена упадет, то «резать» придется инвестпрограммы и цена такой ошибки — это в никуда вложенные госсредства и увеличение недостроев, заметил Путин. На экономику могли бы поработать и пенсионные накопления — их уже 4 трлн руб., а действующие правила использовать их не позволяют, в том числе на инфраструктурные проекты, заметил он и распорядился, чтобы Минэкономразвития, Минфин и ВЭБ подготовили предложения, как эти правила изменить.

По развилкам пока спорим, признался первый вице-премьер Игорь Шувалов: «Вы упрямая, Эльвира. Но это хорошо». В правительстве творческая атмосфера, добавил он, чтобы не быть неправильно понятым: именно в таких спорах и рождаются решения, способствующие экономическому развитию. Когда был Алексей Кудрин, было проще — один вице-премьер поддерживал Минфин, другой — Минэкономразвития, а в одиночку добиваться баланса между двумя ведомствами внутри экономического блока — непростая задача, посетовал Шувалов. А времени на раскачку не осталось — ожидания в обществе растут, все решения нужно принять в 2012 г., подчеркнул он: «В 2018 г. мы должны предъявить совсем другую страну».

Вопрос с инвестированием пенсионных денег и тарифами монополий — стратегическая дилемма, от которой правительству не получится уклониться, говорит главный экономист ФК «Открытие» Владимир Тихомиров, придется выбирать: либо макроэкономическая стабильность и вялый рост, либо структурные реформы и макроэкономические риски в ожидании высокого роста.

Вся дискуссия, если ее можно так назвать, показала, что наши правители не видят действительных проблем современной России или не желают их видеть и озвучивать, а значит и решать.

Виталий Глухов

Комментариев нет:

Отправить комментарий