среда, 25 июня 2025 г.

Рост тарифов ЖКХ: кто виноват и что делать?

С 1 июля коммунальные платежи в России подскочат на 11,9 % — и это далеко не предел [1].


Каждый год мы видим новые «подорожания», нам говорят про «объективные причины» - инфляция и ремонт сетей, но стоит ли верить этим оправданиям?

Давайте разберёмся, что на самом деле происходит в сфере ЖКХ и почему платить всё больше — это не просто дань моде.

Я не претендую на первую инстанцию в этом вопросе, а просто стараюсь рассуждать логически и таким образом приходить к каким-то предположениям. Именно поэтому я далее просто изложу свои суждения по вопросу обоснованности роста тарифов ЖКХ, а там уж вы сами решите, насколько мои доводы обоснованы. А в конце я представлю свой план улучшения ситуации в части ЖКХ.

Итак, поехали.
Как власти объясняют причины роста тарифов?
1. Рост инфляции

Еще в 2022 году заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Алексей Ересько в официальном комментарии Минстроя говорил, что «индексация тарифов на коммунальные услуги проводится в рамках ежегодной инфляции, которая отражается на стоимости ресурсов, необходимых для оказания коммунальных услуг, ремонта сетей и объектов, а также на стоимости топлива для котельных, реагентов для очистки воды» [2].

Ну вроде как логично. Мол, рост цен на строительные материалы, оборудование и топливо автоматически увеличивает затраты на поддержку и обновление инженерных сетей.

Только вот есть один нюанс. Для проверки этого довода давайте просто сравним темпы роста инфляции и тарифов ЖКХ, чтобы понять, что на что влияет.
К примеру, за 15 лет с 2005 по 2020 год тарифы ЖКХ выросли на 186%, в то время, как инфляция выросла только на 124% [3].



Причем, тенденция сохраняется все последние годы:

· 2022: инфляция ≈ 11,94 %, рост тарифов ЖКХ ≈ 13,55 % [4][5]

· 2023: инфляция ≈ 8,4 %, рост ЖКХ ≈ 10,2 % [6][7]

· 2024: инфляция ≈ 9,5 %, рост ЖКХ ≈ 10,8 % [8][9]

· 2025: инфляция ≈ 9,8 %, рост ЖКХ ≈ 11,9 % [10][11]

· 2026 (прогноз): инфляция ≈ 7 %, рост ЖКХ ≈ 9,8 % [12][13]
Таким образом, рост тарифов системно опережает общий уровень цен, что свидетельствует не о простой компенсации инфляционных потерь, а об ускоренной «монетизации» инфраструктурных расходов.

А теперь давайте просто зададимся дерзким вопросом – а нет ли обратной зависимости? Т.е. не влияет ли рост тарифов на повышение цен всей продукции и услуг для населения? Это же логично, раз темп роста тарифов выше темпа роста инфляции.

И также логично предположить, что когда дорожает тепло и электричество для домохозяйств и бизнеса, растут и затраты производителей, а затем — цены на всё остальное.

Как это происходит?

Для любого производства или сервиса коммунальные услуги – это базовые расходы. Рестораны, магазины, заводы, производственные цеха, склады – все они нуждаются в тепле, электричестве, воде. Когда тарифы растут «на глазах», собственники вынуждены либо поднимать цены на свои товары и услуги, либо сокращать персонал, либо экономить на качестве.
По оценкам экспертов, каждые 9 % подъёма ставок ЖКХ добавляет около 0,5 – 0,6 п. п. к годовому уровню инфляции [14].

Вот и получается замкнутый круг: тарифы растут — растут затраты бизнеса — растут цены — и мы снова ощущаем, что жить дороже.
Тогда получается, что рост тарифов ЖКХ не только «бьёт» по бизнесу напрямую, но и заставляет нас переплачивать дважды: сначала в платёжке (как гражданин), а потом в магазине (как покупатель конечного продукта).

И это не только моя оценка. Понимаете, я стараюсь быть объективным. Например, вот какие интересные формулировки есть в прогнозе Минэкономразвития «О социально‑экономическом развитии России на 2026 год и на плановый период 2027–2028 гг.» [15]:Инфляция на продовольствие в 2026 г. прогнозируется на уровне около 4 %
Инфляция в сфере ЖКХ в 2026 г. заложена на уровне примерно 7,7 %
Таким образом, даже при снижении продовольственной инфляции до 4 % общий уровень потребительских цен не сможет упасть ниже 6 %, поскольку проинфляционный вклад ЖКХ останется существенно выше этого порога.

В результате напрашивается вывод: не инфляция обуславливает рост тарифов, а ускоренный рост платежей за ЖКХ подкармливает инфляционные процессы в экономике. А то нам все говорят, что инфляция рождается из каких-то мифических инфляционных ожиданий.

Теперь перейдем к еще одной декларируемой чиновниками причине повышения тарифов.
2. Необходимость обслуживания сетей

Чиновники утверждают - тарифы поднимают, чтобы компании ЖКХ не разорились, а сети не рухнули окончательно. Деньги, мол, пойдут на модернизацию ветхих труб, замену счётчиков, догазификацию отдалённых посёлков.

В 2023 году заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике Артём Кирьянов говорил, что рост тарифов ЖКХ происходит из-за роста издержек поставщиков услуг (частных компаний). 
А повышение тарифов позволит избежать их банкротства и не допустить роста числа аварий. Ведь за счёт собранных средств будут решать проблемы модернизации сетей [16].

На бумаге звучит логично: «инвестиции в сети» – это хорошо. Но возникает резонный вопрос: если тариф действительно пускают на улучшения, почему по-прежнему каждую зиму прорывает трубы, не работает отопление, прорывает канализацию? И еще вопрос: почему мы должны покрывать издержки и, особенно, прибыли частных компаний?

Я уже не говорю про то, что деньги на капремонты собираются регулярно, а вот сами капремонты реально не проводятся.

Сначала по поводу ремонта сетей. Обещают вкладываться в обновление труб и котлов. А как на самом деле? Что происходит с сетями в результате «вложений»?

В 2024 году председатель комитета ГД по контролю Олег Морозов говорил [17]:

«41% граждан критически оценивают состояние своего дома, а 18% говорят о значительном его ухудшении».

Глава думского комитета также указал, что по данным Счетной палаты, начиная с 2017 года аварийность теплосетей «имеет к сожалению тенденцию к росту - в среднем на 2,7% в год». Также он заявил [17]:

«Критический износ сетей, например, в некоторых городах Подмосковья достигает 80%, а в среднем по стране эта цифра равна примерно 40%. Учитывая, что в рамках национального проекта «Инфраструктура для человека» каждый пятый метр жилья к 2030 году должен быть новым, динамика по аварийности в ЖКХ становится просто критической».

Почему так происходит? Мы разве не платим честно по тарифам, чтобы все сети ЖКХ работали, как часы?

А для ответа я приведу один интереснейший факт. По данным ФАС, за период 2023-2024 годов служба выявила 43,5 млрд рублей необоснованных расходов в сфере ЖКХ [18]. Причем, эти расходы также включались в тарифы.

Итак, необоснованные расходы. Спрашивается, а есть ли какой-то государственный контроль за выполнением работ в этой сфере, чтобы не было таких злоупотреблений?

По этому поводу вице-спикер Госдумы Алексей Гордеев в 2024 году заявлял [18]:

«Жилищная инспекция существует на федеральном уровне, но достаточно формально, то есть там никакой вертикали не выстроено». 

Фактически, получается, что те же муниципальные комиссии по тарифам лишь «узаконивают» цифры, не проверяя качество выполненных работ и реальное состояние сетей. По сути, тогда получается, что для простых жителей нет прозрачной системы, когда они могли бы увидеть расходные отчёты, определить, куда ушли деньги, и сколько реально модернизировано труб и котельных.


Комментариев нет:

Отправить комментарий