30 мая
Кому на руку играет Минфин, занижая планируемые доходы бюджета? На этот вопрос RTVI отвечает депутат Госдумы, доктор экономических наук Оксана Дмитриева.
В Госдуме были рассмотрены в первом чтении предложения по корректировке федерального бюджета на 2025 год, но вопросов осталось больше, чем ответов. Минфин решил всех запугать снижением доходов и увеличением дефицита бюджета из-за падения цен на нефть. Возникает вопрос, а насколько такая позиция обоснована, и реально ли мы столкнемся с бюджетной дырой? Или Минфин опять в своей излюбленной манере пугает всех возросшим в три раза дефицитом бюджета, чтобы все поняли — «денег нет»?
Нельзя утаивать доходы
Рассмотрим, насколько правильно спрогнозированы доходы и дефицит бюджета. Начнем с прогноза ВВП (валового внутреннего продукта).
Во-первых, принятый бюджет на 2025 год был основан на заниженной базе 2024 года, когда расчет ВВП исходил из заложенных темпов роста в 2024 году 3,9%, хотя по факту они составили 4,3%. Номинальный объем ВВП за 2024 год по отчету оказался больше по сравнению с учтенным при составлении бюджета на 5,4 трлн. рублей. Следовательно, если применить к уточненной базе тот же индекс-дефлятор, который учитывался в принятом бюджете, то прогноз по ВВП уже должен составить 220 трлн рублей.
Во-вторых, в принятом бюджете на 2025 год уже была заложена концепция охлаждения экономики, расчеты были сделаны исходя из темпов роста 2,5%, хотя без вмешательства ЦБ было бы существенно больше, не менее 4%. Далее, инфляция была заложена на уровне 4,5%. Сейчас, при корректировке, прогноз по инфляции — 7,6%. Таким образом, при том же прогнозе темпов роста ВВП и существенно более высоком прогнозе по инфляции (по факту будет еще больше) объем номинального ВВП должен быть уточнен не на уровне 221 трлн. рублей, а больше (222-223 трлн рублей).
В-третьих, — и это самая главная ошибка или сознательное искажение, — в законопроекте о корректировке бюджета на 2025 год заложено резкое снижение доли доходов федерального бюджета в ВВП, как по отношению к утвержденному бюджету на 2025 год, так и по отношению к факту 2024 года. Снижение доли доходов ВВП может происходить при снижении налоговой нагрузки. Однако в 2025 году наоборот, вследствие изменения налогового законодательства налоговая нагрузка увеличена. Ставка налога на прибыль увеличена до 25%, и введена прогрессивная шкала налогообложения НДФЛ, доходы от которой поступают в федеральный бюджет. Поэтому при увеличении налоговой нагрузки предполагать снижение доли доходов в ВВП неправомерно.
Даже если нефтегазовые доходы будут меньше (при том, что прогноз по цене на газ даже несколько выше, чем заложено в принятом бюджете), он и компенсируются ненефтегазовыми инфляционными доходами от НДС и НДФЛ (по прогрессивной шкале).
Если исходить из относительной стабильности доли доходов в ВВП, то при уточненном правительством прогнозе ВВП, доходы федерального бюджета следует не понижать, а, наоборот, увеличить до 41,7 трлн. рублей. Занижение доходов бюджета и подрыв реальной возможности финансирования расходов бюджета может чрезвычайно отрицательно сказаться и на выполнении задач СВО, и на научно-технологическом развитии, и на решении социальных проблем. Нельзя утаивать доходы тогда, когда в реальности они практических наверняка ожидаются.
Дефицит бюджета следует не увеличивать, а сокращать
Другая «пугалка» Минфина — это рост дефицита бюджета в 3,2 раза. Однако, если адекватно учесть реальные доходы бюджета, то дефицит будет не больше, а меньше практически в два раза.
Размер дефицита бюджета при адекватном прогнозе и расчетах доходов и ВВП выглядит совсем не устрашающим, всего 598 млрд рублей.
Наконец, даже если поверить правительству и согласиться с размером дефицита бюджета в 3,8 трлн рублей, то следует учесть, что в законе о бюджете на 2025 год объем заимствований был в 2,5 раза больше, чем необходимо для покрытия дефицита бюджета. Предполагалось за счет займов пополнять фонд национального благосостояния. Теперь в свете изменившихся обстоятельств это абсурдную транзакцию делать не будут. Более того, предполагается использование средств ФНБ (то есть эмиссия в объеме 447 млрд рублей). Хотя, если адекватно пересчитать доходы, то размер дефицита будет существенно меньше даже при возросших расходах.
Как деньги из бюджета перетекают в банковскую систему
Если дефицит будет не 3,8 трлн рублей, а в шесть раз меньше, то надо пересматривать программу заимствований и уменьшить их минимум на 3 трлн рублей. Но, если осуществить такой финансовый маневр, то банки потеряют значительную часть своих доходов. Понятно, что при такой политике Центрального банка и таких кредитных ставках желающих брать кредиты немного, и откуда тогда будут доходы банков?
На выручку приходит бюджет, который берет займы и оплачивает проценты, тем самым увеличивает расходы бюджета на обслуживание долга (то есть платежи в финансовую систему). Поэтому политика занижения доходов и искусственного раздувания дефицита бюджета, которую многие принимают за осторожную стратегию запасливого финансиста, на самом деле является политикой перекачки средств бюджета в финансовый сектор и поддержки банковской системы в условиях сверхжесткой денежно-кредитной политики.
Высокая ключевая ставка приводит к дополнительным бюджетным расходам и подрывает сбалансированность бюджета
При корректировке расходы федерального бюджета были увеличены на 829 млрд рублей. Однако львиная доля этих расходов пошла отнюдь не на индексацию зарплат и пособий в целях компенсации инфляции, а в финансовую систему. 278 млрд рублей дополнительных расходов — это компенсация банкам по льготным ипотечным кредитам. Еще 55 млрд рублей уходит на компенсацию более высокой ключевой ставки по кредитованию АПК и еще 47,6 млрд направляется Внешэкономбанку на предоставление льготных кредитов на поддержку экономики по фабрике проектного финансирования.
Понятно, чем выше ключевая ставка, тем больше бюджет платит компенсаций. Таким образом, почти половина средств дополнительных расходов уходит в банковскую систему, то есть бюджет оплачивает издержки денежно-кредитной политики, а именно высокую ключевую ставку.
Если подвести итог, то совокупность тревожных сигналов при корректировке федерального бюджета помимо того, что они не обоснованы, наносит еще и политический вред, позволяя нашим внешнеполитическим оппонентам мусолить тему того, что «экономика трещит по швам», «бюджет не выдерживает бремя военных расходов», «экономика не может противостоять санкциям» и т. д.
Эти достаточно банальные ошибки расчетов доходов и дефицита бюджета могут обойтись стране очень дорого.
Триллионы для банкиров.
Минэкономразвития совместно с Банком России рассмотрит необходимость поддержки банковской отрасли на основе специальных критериев, рассказал «Ведомостям» первый замминистра экономического развития Илья Торосов. Решение будет принято в последнем квартале 2022 года на основе финансовых результатов за девять месяцев.
Принятие решения будет зависеть от трех факторов, уточнил Торосов:
от финансового состояния кредитных организаций, в частности размера их убытков и рисков дефолта;
от готовности Банка России к смягчению регуляторной нагрузки на банки в долгосрочной перспективе, в том числе по нормативам достаточности капитала;
от способности этих банков заместить иностранное фондирование, в том числе размещенные ранее крупными и средними госкорпорациями и госкомпаниями еврооблигации.
Банки просят о поддержке «всегда», отметил Торосов, но решение будет приниматься на основе принципов равноправия — проводить докапитализацию тех, «кто хуже всех справился и больше всех создал убытков», было бы некорректно.
Источник финансирования пока не определен — им может стать в том числе Фонд национального благосостояния (ФНБ).
«Примерно половине банков потребуется поддержка»
Потребность банков в докапитализации со стороны государства может составить около 2,5 трлн рублей, считает руководитель направления анализа денежно-кредитной политики и банковского сектора ЦМАКП Олег Солнцев: «Примерно половине банков потребуется поддержка, то есть точечной ее не назовешь».
Принятие решения будет зависеть от трех факторов, уточнил Торосов:
от финансового состояния кредитных организаций, в частности размера их убытков и рисков дефолта;
от готовности Банка России к смягчению регуляторной нагрузки на банки в долгосрочной перспективе, в том числе по нормативам достаточности капитала;
от способности этих банков заместить иностранное фондирование, в том числе размещенные ранее крупными и средними госкорпорациями и госкомпаниями еврооблигации.
Банки просят о поддержке «всегда», отметил Торосов, но решение будет приниматься на основе принципов равноправия — проводить докапитализацию тех, «кто хуже всех справился и больше всех создал убытков», было бы некорректно.
Источник финансирования пока не определен — им может стать в том числе Фонд национального благосостояния (ФНБ).
«Примерно половине банков потребуется поддержка»
Потребность банков в докапитализации со стороны государства может составить около 2,5 трлн рублей, считает руководитель направления анализа денежно-кредитной политики и банковского сектора ЦМАКП Олег Солнцев: «Примерно половине банков потребуется поддержка, то есть точечной ее не назовешь».
Актуальный архив
В ответ на хищения ЦБ РФ ударил инвестициями
АСВ получило от ЦБ кредиты на 177 млрд рублей
Интерфакс
Агентство по страхованию вкладов получило 177 млрд руб. кредитов от Центробанка России из одобренного ранее лимита в 250 млрд руб., передает "Интерфакс".
"Российская система страхования вкладов построена таким образом, что средств в фонде страхования вкладов всегда будет достаточно для выплаты страхового возмещения вкладчикам независимо от количества страховых случаев", - пояснили в АСВ.
Банкиры украли 550 млрд рублей из рухнувших банков, оценило АСВ
Более чем в 80% случаев причины банкротства банков имеют криминальный характер
Дарья Борисяк
Ущерб от уголовно наказуемых действий руководителей и собственников банков превысил 550 млрд руб., к такому выводу пришло Агентство по страхованию вкладов (АСВ) в ходе изучения деятельности ликвидируемых и санируемых кредитных организаций. Подсчеты агентства содержатся в материалах к заседанию экспертно-аналитического совета при АСВ, которое пройдет в четверг 31 марта (документ есть у "Ведомостей").
С 2005 г. под управление АСВ поступило около 500 банков, ликвидация примерно половины уже завершена, говорится в материалах. При этом стоимость активов в ликвидируемых банках в среднем составляет лишь 10% их балансовой стоимости. Более чем в 80% случаев причины банкротства имеют криминальный характер и связаны с выводом активов, когда в результате сомнительных, экономически необоснованных операций, которые проводятся с ведома или в интересах владельцев банков, причиняется значительный финансовый ущерб. В связи с этим АСВ направило 417 заявлений в правоохранительные органы, причем с начала 2014 г. госкорпорация направила 159 таких заявлений, говорится в материалах к заседанию.
Следственные органы возбудили 284 уголовных дела, связанных с причинением ущерба банкам их руководителями и собственниками, в производстве находится 210 дел. "По результатам расследования уголовных дел вынесено 49 обвинительных приговоров в отношении собственников, руководителей и работников финансовых организаций (в том числе 20 приговоров – в 2014-2016 гг.), еще 10 дел находятся на рассмотрении судов", - говорится в документе.
АСВ пытается компенсировать ущерб, подавая как гражданские иски о его возмещении, так и требования о привлечении контролирующих лиц к субсидиарной ответственности. Всего АСВ заявило требований на общую сумму 164 млрд руб., суды удовлетворили требования на 97 млрд руб. "Тем не менее по части реальной возможности взыскания присужденных денежных сумм на практике существует ряд объективных сложностей", - указывает госкорпорация в материалах.
Часто АСВ и ЦБ сталкиваются с попытками собственников намеренно затягивать судебные разбирательства, а реальное взыскание средств с виновных лиц затрудняется тем, что в большинстве случаев к моменту исполнения судебных актов у ответчиков уже не имеется значимого имущества в России. Все чаще АСВ сталкивается с фактами вывода контролирующими банки лицами неправомерно присвоенных активов за рубеж, да и сами лица при возникновении у банков серьезных финансовых проблем выезжают за пределы России. В настоящее время насчитывается более двух десятков проблемных банков, бывшие руководители и собственники которых скрываются за рубежом.
В сентябре 2015 г. директор экспертно-аналитического департамента АСВ Юлия Медведева говорила, что на тот момент агентству удалось взыскать менее 1% из вынесенных решений судов на 93 млрд руб.
"Ведомости" ожидают комментарии представителя АСВ.
В ответ на хищения ЦБ РФ ударил инвестициями
АСВ получило от ЦБ кредиты на 177 млрд рублей
Интерфакс
Агентство по страхованию вкладов получило 177 млрд руб. кредитов от Центробанка России из одобренного ранее лимита в 250 млрд руб., передает "Интерфакс".
"Российская система страхования вкладов построена таким образом, что средств в фонде страхования вкладов всегда будет достаточно для выплаты страхового возмещения вкладчикам независимо от количества страховых случаев", - пояснили в АСВ.
Банкиры украли 550 млрд рублей из рухнувших банков, оценило АСВ
Более чем в 80% случаев причины банкротства банков имеют криминальный характер
Дарья Борисяк
Ущерб от уголовно наказуемых действий руководителей и собственников банков превысил 550 млрд руб., к такому выводу пришло Агентство по страхованию вкладов (АСВ) в ходе изучения деятельности ликвидируемых и санируемых кредитных организаций. Подсчеты агентства содержатся в материалах к заседанию экспертно-аналитического совета при АСВ, которое пройдет в четверг 31 марта (документ есть у "Ведомостей").
С 2005 г. под управление АСВ поступило около 500 банков, ликвидация примерно половины уже завершена, говорится в материалах. При этом стоимость активов в ликвидируемых банках в среднем составляет лишь 10% их балансовой стоимости. Более чем в 80% случаев причины банкротства имеют криминальный характер и связаны с выводом активов, когда в результате сомнительных, экономически необоснованных операций, которые проводятся с ведома или в интересах владельцев банков, причиняется значительный финансовый ущерб. В связи с этим АСВ направило 417 заявлений в правоохранительные органы, причем с начала 2014 г. госкорпорация направила 159 таких заявлений, говорится в материалах к заседанию.
Следственные органы возбудили 284 уголовных дела, связанных с причинением ущерба банкам их руководителями и собственниками, в производстве находится 210 дел. "По результатам расследования уголовных дел вынесено 49 обвинительных приговоров в отношении собственников, руководителей и работников финансовых организаций (в том числе 20 приговоров – в 2014-2016 гг.), еще 10 дел находятся на рассмотрении судов", - говорится в документе.
АСВ пытается компенсировать ущерб, подавая как гражданские иски о его возмещении, так и требования о привлечении контролирующих лиц к субсидиарной ответственности. Всего АСВ заявило требований на общую сумму 164 млрд руб., суды удовлетворили требования на 97 млрд руб. "Тем не менее по части реальной возможности взыскания присужденных денежных сумм на практике существует ряд объективных сложностей", - указывает госкорпорация в материалах.
Часто АСВ и ЦБ сталкиваются с попытками собственников намеренно затягивать судебные разбирательства, а реальное взыскание средств с виновных лиц затрудняется тем, что в большинстве случаев к моменту исполнения судебных актов у ответчиков уже не имеется значимого имущества в России. Все чаще АСВ сталкивается с фактами вывода контролирующими банки лицами неправомерно присвоенных активов за рубеж, да и сами лица при возникновении у банков серьезных финансовых проблем выезжают за пределы России. В настоящее время насчитывается более двух десятков проблемных банков, бывшие руководители и собственники которых скрываются за рубежом.
В сентябре 2015 г. директор экспертно-аналитического департамента АСВ Юлия Медведева говорила, что на тот момент агентству удалось взыскать менее 1% из вынесенных решений судов на 93 млрд руб.
"Ведомости" ожидают комментарии представителя АСВ.
Комментариев нет:
Отправить комментарий