суббота, 7 июня 2025 г.

Финансовая пирамида под прикрытием капремонтов

В Подмосковье раскрыты схемы хищений миллиардов рублей при проведении капитального ремонта домов

 Ежегодно на счета региональных Фондов капитального ремонта (ФКР) поступают миллиарды рублей, но далеко не всегда эти деньги тратятся по назначению. Так, в последние годы контролирующими органами были замечены нецелевые расходы в Санкт-Петербурге и Кирове. В 2018 году Генеральная прокуратура выявила 12 700 нарушений в деятельности ФКР Кирова, заявив о возбуждении 105 уголовных дел. Крупнейший рынок капитального ремонта в России — Подмосковный — расходует более 20 миллиардов рублей в год. В Московской области раскрыли схемы работ с подрядчиками и хищения денег, которые жители области платят за ремонт своих домов.

Предприниматель Иван Молодцов является свидетелем по уголовному делу о растрате 27 млн рублей Фонда капремонта Московской области.

«В ФКР Московской области на протяжении нескольких лет отрабатывается схема по хищению средств через «своих» подрядчиков. В предыдущие годы я работал с ФКР, систему знаю досконально», - сообщил бизнесмен.

Он также рассказал о наличии у него документов о крупнейших аферах и хищениях в Фонде капремонта Подмосковья.

«Схемы хищений денег Фонда поразительно просты. Например, в акты вписываются работы, которые на деле никто не выполнял. Классика - написать в документах, что для ремонта устанавливались строительные леса: их же все равно перед приемкой разбирают. Или завысить объемы работ», - рассказал Молодцов.

По его словам, для проведения финансовых махинаций к объемам работ на одном из домов в Мытищах приписали площадь более трех подъездов.

«Обнаружив завышение объемов работ, я подал заявление в управление экономической безопасности ГУ МВД по Московской области. Из ГУ МВД мое письмо спустили в полицию Мытищ, а оттуда пришел весьма показательный отказ в возбуждении уголовного дела», - сообщил предприниматель.

В документах о приеме работ правоохранительными органами были обнаружены поддельные подписи и печати. Полицейские сообщили, что в адрес руководства подрядчиков неоднократно направлялись требования о явке на опрос, однако последние не явились, на телефонные звонки не отвечают…».

««На основании вышеизложенного и учитывая, что срок проведения проверки истек, а достаточных данных, указывающих на наличие состава преступления, не получено, отсутствуют основания для возбуждения уголовного дела по ст. 159 УК РФ», - говорится в официальном ответе полиции.

Известно также, что в руки журналистов попали документы, которые свидетельствуют о возможном завышении объема работ на 46,5 млн рублей при проведении капитального ремонта в шести домах Мытищ, Химок и Фрязино. По трем объектам Следственный комитет и МВД уже проводят проверки, по одному - возбуждено уголовное дело о мошенничестве. Подозреваемых пока нет.

В 2018 году предприниматель Иван Молодцов сам стал одним из генеральных подрядчиков подмосковного ФКР. Он рассказал, что иметь этот статус не только почетно, но и экономически выгодно.

«Генеральные подрядчики часто - «фирмы-прокладки»: они получают от фонда деньги, снимают свой процент, а выполнение работ перекладывают на субподрядчика. Если в 2017 году процент генподрядчика в Подмосковье составлял 7,49%, в 2018-м — 8,5%, то сейчас эта цифра документами не регулируется, и генподрядчик может забирать себе и 25%, и 35%. А на остаток ты должен как-то все отремонтировать и не остаться в минусе. Соглашаясь стать генподрядчиком, я понимал, что никто не наживется на моей работе», - отметил подмосковный бизнесмен.

В феврале 2021 года УФАС Московской области заявило о сговоре регионального Фонда капремонта с администрациями 21 муниципального образования: Балашихи, Одинцова, Мытищ, Наро-Фоминска, Химок, Сергиева Посада и других. Сообщалось, что стороны «достигли соглашения по заключению договоров на проведение капитального ремонта многоквартирных домов без предусмотренных законом торгов».

В ведомстве подчеркнули, что контракты в рамках сговора заключались в 2018–2019 годах. Суммарно на счета всех перечисленных компаний в период возможного «сговора» поступило более 24 млрд рублей.

https://argumenti.ru/society/2021/05/722427
Актуальный архив 

Финансовая пирамида под прикрытием капремонтов

Финансовая пирамида капремонтов: куда утекают деньги граждан?

Поправки в Жилищный кодекс, которые четыре года назад ввели понятие взносов на капитальные ремонты домов, вылились в череду скандалов. Регионы долго разрабатывали свои законы о капремонтах, не по разу их правили, но все равно не смогли обезопасить деньги собственников и сделать финансирование ремонтов прозрачным. Те взносы, которые попадают в "общий котел" – к региональному оператору программы капремонтов, – исчезают, вкладываются в депозиты в коммерческих банках, идут на зарплаты чиновников, а в лучшем случае – расходуются на ремонт других домов. Кстати, взносы не платят и игнорируют исполнение закона даже его авторы.

Тема взносов на капремонты в рейтинге обращений в центр общественного контроля "ЖКХ-Контроль" занимает четвертое место, обгоняя жалобы на ветхое и аварийное жилье и плохое состояние многоквартирных домов. Чаще всего люди жаловались на сроки проведения капремонта, размеры взноса и отсутствие информации о региональных программах капремонтов. Причем, обращения становятся все менее политизированными. Жителей интересуют практические вопросы, например, как ускорить сроки проведения ремонта, сейчас копить на него нужно 23-30 лет. Срок проведения ремонта рассчитывается исходя из условия, что взносы платят все. На январь, по данным Минстроя, собираемость взносов по России составила 70%, но это лишь "средняя температура по больнице".
"В восьми субъектах РФ доля собираемости взносов составила менее 30%: Республика Ингушетия (1,55%), Кабардино-Балкарская Республика (6,21%), Республика Северная Осетия – Алания (12,33%), Республика Тыва (14,6%), Республика Дагестан (15,94%), Пермский край (25%). Средний уровень собираемости платы за капремонт в Северо-Кавказском федеральном округе на начало января 2016 г. составляет 37,76%. В то время как, например, в Москве этот показатель составляет примерно 94%", - рассказал заместитель министра строительства России Андрей Чибис. Причины низкой собираемости в Минстрое не обсуждали. Можно предположить, что процесс стопорят скандалы вокруг "капитальных" денег, возникающие, к слову, не на пустом месте.
До 2012 г. взносов на капремонты не было, ремонты финансировались за счет бюджета, субсидий Фонда содействия реформированию ЖКХ. К тому же в структуре квартплаты есть плата за содержание и обслуживание дома. Отдельные регионы после того, как ремонты переложили на собственников, плату по этой графе уменьшили, но в большинстве квитанций сумма осталась неизменной и исправно индексируется. Депутат Госдумы Вячеслав Тетёкин сравнил такое положение дел с двойным и тройным налогообложением: "Происходит то же самое, что и с дальнобойщиками, которые платят за ремонт дорог в виде транспортного налога, акцизов, и теперь появляется третий налог".

Если взносы нельзя отменить полностью, то необходимо справедливо поделить их между собственниками и государством, которое, вопреки закону, не провело ремонт всего жилого фонда перед приватизацией, говорит депутат:
 "85% взносов должно оплачивать государство, 15% - население. И освободить от взносов нужно уже тех, кто старше 70 лет, а не 80-ти, как предложило Правительство. Программа капремонтов рассчитана на 30 лет, до 100 лет у нас мало кто доживает".
До 90-х такого понятия, как "частный собственник квартиры", не существовало, теперь 80% жилого фонда находится в частной собственности. Однако муниципалитеты обязаны были передать жильцам отремонтированное жилье, подтверждает руководитель юридического отдела по вопросам ЖКХ "ХЕДЗ" Артем Колчин.
"Собственники имели право потребовать от муниципалитетов провести капремонт, и кто-то в судебном порядке добивался его. Но это единичные случаи, не все об этом знали. Наше общество не совсем юридически грамотно, и уверено, что государство должно их защищать. Поэтому введение взносов несправедливо. Власти должны исполнить свои обязательства перед собственниками и вводить обязательную плату после того, как во всех домах, построенных на момент приватизации, проведут ремонт", - рассказал Накануне.RU юрист.
По его мнению, "общие котлы" – счета региональных операторов – продвигались субъектами именно для того, чтобы "замести следы" после приватизации 90-х.
"У собственников изначально была возможность аккумулирования средств на спецсчете дома, а не в региональном фонде. Принять решение им должны были помочь муниципалитеты, а именно провести собрания, если сами собственники их не организовали. Муниципалитеты не приняли никаких мер для того, чтобы у каждого дома был свой счет. Регионам выгоднее "общие котлы", поскольку тогда можно в первую очередь провести ремонты в тех домах, в которых они не были сделаны в 90-е годы. И сейчас благополучный дом, в котором ремонт будет проводиться лет через 20, содержит за свой счет те ветхие дома, которые когда-то не отремонтировали", - отмечает Колчин.
Регионы исполняли решения судов  о проведении ремонта в зависимости от финансовой возможности, поэтому большое количество домов остались без капремонтов даже после судебного постановления, добавляет начальник управления юридического сопровождения НП "ЖКХ-Контроль" Валерий Новиков.
"В Жилищном кодексе РФ отмечено, что при формировании региональной программы капитального ремонта в неё в первую очередь включают те дома, в которых по решению суда необходимо было провести капитальный ремонт. Норма была принята изначально в 2012 г., но ремонтироваться дома будут уже за счет средств собственников. У субъекта есть право софинансировать региональную программу, при наличии средств власти могут пополнять счет регионального оператора", - рассказал Накануне.RU юрист.
Схема прописана в законе и формально ничего не нарушает, первые процессы в Верховном суде по оспариванию взносов ничего не принесли. Обратиться в Конституционный суд намерены депутаты  "Справедливой России", федеральный парламентарий от Челябинской области Валерий Гартунг рассказал, что возмущений взносами нет как раз в тех регионах, где средства поступают на лицевой счет дома, а не идут в "общий котел".
"Например, в Удмуртии более двух третей взносов собираются на лицевые счета граждан, в "общий котел" идет не более одной трети. И там ситуация более-менее нормальная, потому что граждане, которые собирают взносы на капитальный ремонт своих домов, они к этому относятся нормально. Наша фракция считает, что это нормально - собирать  взносы на капремонт своих домов. Но мы считаем абсолютно неприемлемым, когда в принудительном порядке граждан заставляют платить за ремонт чужих домов. В Челябинской области ситуация обратная. Статистика показывает, что 94-95% взносов сегодня собирается в общий котел, и только 5-6% домов открыли лицевые счета", - сказал депутат.
Но порой региональный оператор распределяет средства еще более странно. В Ханты-Мансийском автономном округе ждут развязки истории с выплатой зарплат сотрудникам фонда капремонтов за счет взносов югорчан. Решение с согласия наблюдательного совета принимал руководитель оператора Сергей Макаров, себя он тоже не обделил, выплатив 10 млн руб. вознаграждения. Макаров пост покинул, официально - по собственному желанию, правда, этому предшествовала прокурорская проверка. Депутаты всех уровней вопросительно смотрят на правоохранителей, которые пока остаются равнодушными к фактам, напоминающим должностное преступление.
"Никаких коррупционных схем у нас быть не должно", - говорил он
"Я надеюсь, что УМВД объективно и всесторонне рассмотрит этот вопрос без давления окружных властей, которые в очередной раз попытаются замять эту тему. Мы давно говорили, что в фонде Югры не все так хорошо, и что там давно нужно навести порядок. Нас очень обрадовало, что Генеральная прокуратура провела проверку и выявила факты неэффективного и нецелевого расходования денег граждан, которые идут на капремонт. Наблюдательный совет фонда свою работу не выполнил, и, на мой взгляд, сейчас ко всем чиновникам и членам наблюдательного совета также должны быть применены меры вплоть до увольнения с основной работы. Наблюдательный совет полностью должен быть распущен, а не просто там должна быть произведена ротация каких-то людей. К ним должны быть применены меры хотя бы дисциплинарного взыскания за то, что они допустили такую ситуацию", - сообщил депутат Госдумы Владимир Сысоев корреспонденту Накануне.RU.
Напомним, что именно в Югре настоятельно требовали снижения взносов до минимального 1 руб. за кв. м, настаивая на "дырах" в законе. От пятилетней заморозки платежей депутаты отказывались, думское большинство голосовало "против", не выслушав инициаторов референдума. Однако после ухода Макарова несовершенство закона заметили в правительстве Югры и оперативно устранили несколько лазеек для недобросовестных руководителей.
Законодательство в основной своей массе неплохо прописано, но его исполнение заставляет желать лучшего, говорит депутат Государственной думы, юрист Андрей Свинцов.
"Деньги с населения постоянно собирают разные структуры: то ТСЖ, то коммерческие организации, сейчас придумали региональных операторов. Поэтому появляется много способов эти деньги своровать. Чтобы отремонтировать дом, в среднем деньги надо копить 20-30 лет. Каждые пять лет компании банкротятся, пропадают вместе с деньгами. После отремонтировать что-то будет невозможно. 1 трлн руб. - долги в сфере ЖКХ, только 10% в этой сумме - долги физлиц. Остальное - долги управляющих компаний различным сетевым компаниям. Это колоссальные деньги, которые украдены", - рассказал Накануне.RU депутат.
Законы в первой редакции пишутся для здравомыслящих чиновников, так и поправки в Жилищный кодекс разрабатывались с надеждой на то, что чиновники не будут трактовать его таким образом, чтобы получить выгоду. Теперь, говорит парламентарий, необходимо разрабатывать новые поправки с учетом уже возникших проблем.
Если руководители фондов после миллионных нарушений отделываются увольнением, то собственников, не желающих оплачивать капремонты, сразу зовут в суд. В конце января в Пермском крае появились первые судебные решения о взыскании долга по взносам с владельцев квартир.

Чуть более 3 тыс. руб. Фонду присудил мировой суд Мотовилихинского района, в пресс-службе фонда говорят, что это лишь первое решение, в ближайшее время будет удовлетворено еще несколько исков.
"Подготовлено 44 исковых заявлений в отношении физических и юридических лиц на общую сумму 211,7 тыс. руб., из них семь должников оплатили задолженность в размере 3,6 тыс. руб.", - рассказали в фонде, уточнив, что работа по взысканию ведется для финансирования работ, запланированных на 2016 г.
Здесь стоит сказать о "строительстве" системы капремонтов в Пермском крае. Во-первых, краевой закон получился настолько проблемным, что даже лояльные правительству депутаты попытались его отменить, после чего губернатор Виктор Басаргин полностью переписал проект. Во-вторых, краевые власти за год работы фонда так и не смогли найти для него руководителя, полгода правительство даже не объявляло конкурс. Таким образом, на сегодняшний день персональную ответственность за деньги собственников никто не несет.



Комментариев нет:

Отправить комментарий