-
  фразу эту не знает разве что только лесной отшельник, не повторяет ее 
 только застенчивый или ленивый. А уж любитель красного словца или  
риторических фигур дедуктивного красноречия охотно произнесет ее на  
публике, справедливо рассчитывая, минимум, на внимание, а, максимум - на
  симпатию и почет…
Между тем, сосредоточившись на ее значении, как правило, мало кто отдает себе отчет в том, а каков же у нее смысл? Так каков же он?
Буквально-то речь о том, что «мы» и «детство» – это вещи, так сказать, совсем-совсем однородные. Взрослые и дети, оказывается, суть одна и та же категория. Просто-напросто одна РОДНЯ.
…Такой «разоблачитель тривиальностей», однако, живет по правилу: то, что мне знакомо, то мной и понято!
  При этом отчаянно и злонамеренно путая «понятия» и «слова». Однако, 
как  учил величайший разоблачитель пресловутой «житейской мудрости» 
Г.Гегель  (1770-1831), «не все известное и знакомое является понятым». 
Ибо нельзя  путать понятия и «представления»! Особенно людям, получающим
 образование…
Между тем, если такие вещи как «мы» и «дети» принадлежат логически одному роду, то вот «слова» и «понятия» - это совершенно разные роды вещей.
К
  слову сказать, сегодня миллионы дедушек и бабушек, мерзнущих,  
заброшенных и голодающих в различных точках России, подняв глаза в  
поисках своих неизвестных мучителей, вдруг (неожиданно!)  
обнаружат среди них своих вчерашних… «сыночков», «внучиков» и «унучек», 
 которых совсем-совсем недавно они кормили из собственных рук, гладили 
по  детской головке и утирали им слезы и носы. Видя, что у детишек-то 
все  хорошо, детишки сделали карьеру, «неперспективные» старики  
впадают в дополнительное оцепенение, не находя ответа на вопрос: если  
это вчерашние и благополучные наши дети, то кто же сегодняшние наши  
мучители?! И от невероятной Правды единственно возможного ответа им становится еще горше, еще холодней…
Итак,  перед лицом теории познания, наша 
одно-родность с Детством означает,  что все те, кто именуются словами 
«взрослые» или «мы», видят себя в  детстве как… в зеркале. Причем 
отражение свое в нем мы обнаруживаем как  отражение истинное , 
беспристрастное, правдивое, а не какое-либо  еще. Даже и тогда, когда 
оно обрушивается на нас со всей своей  беспощадно разоблачающей 
беспристрастностью.
Настоящая научная педагогика вскрыла это обстоятельство довольно давно. И вот почему сегодня она решительно утверждает: ВЗРОСЛЫЕ – это ДУРНЫЕ ДЕТИ!
Кстати,
  человек, читающий Евангелие, обнаружит там знаменитые слова его  
главного персонажа: «Будьте как дети, ибо их есть Царствие Небесное». То
  есть, если ты кичишься своей «взрослостью» перед детством, то 
небесного  царства Истины не видать тебе, как своих ушей…
С
  полнейшим пониманием всего этого академическая, научная, 
педагогическая и  родительская общественность страны ответственно и 
продуктивно  поработала в составе секции «Софиология детства» на II 
Российском  философском конгрессе “XXI век: будущее России в философском
 измерении»,  который состоялся в июне 1999 г. в Екатеринбурге. Ее 
непосредственный  результат – РЕЗОЛЮЦИЯ философского конгресса (см.: 
«НАУКА УРАЛА»,  декабрь 1999,№ 23), посредством которой все наше 
общество, а особенно  Средний Урал и его высшая школа, получили академическое задание, которое можно так и назвать: Софиология ДЕТСТВА.
…На ум приходит одна из, пожалуй, самых глубокомысленных басен Эзопа под названием «Прометей и люди»:
«Прометей
  по повелению Зевса вылепил из глины людей и животных. Но увидел Зевс, 
 что неразумных животных получилось гораздо больше, и велел ему часть  
животных уничтожить и перелепить в людей. Тот повиновался; но получилось
  так, что люди, переделанные из животных, получили облик человеческий, 
 но душу под ним сохранили зверообразную».
С 
тех  пор, как басня была рассказана, человечество много веков подряд  
переоткрывало эту истину вновь и вновь. И собственными боками, и  
горестной участью, а порой, и своей головой. Пересказ же басни Эзопа  
мыслящею головою, предстает перед нами в виде 25 веков истории мировой  
философии, где раз за разом ее Гении и Герои – Сократ, Платон и  
В.Соловьев; Достоевский, И.Кант и В.Кожинов; Шеллинг, П.Чаадаев и  
Г.В.Плеханов; Аристотель и Ф.Энгельс; Спиноза, Фихте и Э.Ильенков;  
Ленин, Гегель и Гераклит; А.Потемкин и И.Дицген; М.Горький и  
Диоген-собака; И.Ильин, Плотин и Алексей Лосев – все они раз за разом  
неустанно предупреждали людей: не путайте «вид» и сущность. Ибо за  
обликом Человека порой скрывается… социальное животное. Очень даже легко его можно и проглядеть!
Эта
  вездесущая и зловредная «животина» каждому из нас хорошо известна в  
виде так называемого «бюрократа». Проницательной педагогике она известна
  под видом «взрослых». Мыслящая общественность знает ее в качестве  
«карьериста». А подлинной науке и настоящему Образованию они известны  
под названием «тупого доцента» и «ученого дурака».
О первом из них сказал русский поэт XVIII века:
Наукой ум на то печемся мы питать
Из глупого скота, чтоб человеком стать.
А ты на то провел в ней лучшие дни века,
Чтоб сделаться тебе скотом из человека.
А о втором – Гете:
…Коль недочет в понятиях случится,
Их можно словом заменить…
Так
  что у этих Прометеевых «недоделок» есть даже своя «философия» – так  
называемый п о з и т и в и з м. «Философия словестного паразитирования  
на результатах чужого умственного труда» – назвал ее классик  
отечественной философии второй половины XX века Э.В.Ильенков  
(1924-1979). Она даже обеспечила себе надежную прописку в философских  
учебниках и кафедрах. Ничуть не противореча основным правилам защиты  
диссертаций, а скорее даже и наоборот…
Плохо 
ли  это, хорошо ли, но жизнь устроена так, что за лень нашу в 
обнаружении  «божественных недоделок», нас ждет наказание. А именно: 
если ты не  отличаешь человека от социального животного, то сколько 
уважения,  послушания и любви ты отдал, например, бюрократу, столько же 
ты о т н я л  у друзей и родных, у детей и святых, у мудреца и ученого, 
наконец, у  самого себя…
Что же жалуешься, 
когда эта кичливая  орда, это «социальное стадо» разом бросается на 
тебя, превращая жизнь  твою в кошмар? Ведь твой жребий ты выбрал сам: 
быть палачем и мучителем  самого себя.
Такую 
жизненную ошибку мировая  философия давным-давно определила как с о ф и с
 т и к у. А Резолюция  философского конгресса определила ее для нашего 
времени как «с о ц и о л  о г и з м».
«Пора избавиться от пут социологизма и избавить от псевдообществознания новые молодые поколения России.
И девиз живой академической мысли таков: ОТ ЗАСИЛЬЯ СОЦИОЛОГИИ – К ТОРЖЕСТВУ СОФИОЛОГИИ!»- сказано в ней.
Кстати
  сказать, живой отклик на эту Резолюцию уральцы получили… в Кавказских 
 минеральных водах в 2001 году. Так в программе 
философско-педагогических  Чтений (общество «ЗНАНИЕ» г. Ессентуки) 
буквально сказано следующее:  РЕАБИЛИТИРОВАТЬ ДРЕВНИЙ ГРЕЧЕСКИЙ ЯЗЫК В 
АКАДЕМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОЙ  РОССИИ – значит ПРЕКРАТИТЬ РЕПРЕССИЮ 
ПРОТИВ ДЕТСТВА! И сказано-то не  случайно. Проще говоря, чтобы 
сформировать гармонию в душе ребенка,  педагог, родитель и вообще 
взрослый, прежде всего, обязаны навести  должный порядок в собственной 
голове. Иначе вольный или невольный хаос взрослой души зловещей тенью упадет на маленького человечка. Выдавая эту «тень» за «проблемы детства», требуя к себе незаслуженного уважения, внимания, «помощи» и… бюджетных средств.
Греческий язык как язык всех (живших, еще не родившихся и уж, конечно, ныне живущих) умных людей по самой сути своей призван вскрыть и разоблачить эту ложную и паразитическую общественную связь. От хаоса – к «Космосу»! – собственно говоря. Ведь он есть язык с о ф и и…
…София ( sojia ) по-гречески, значит мудрость.
  Если разобраться коротко и по существу, то однокоренные с ним термины 
 «фило-софия» означает, как известно, любовь к мудрости. А слово  
«софистика» – зло-употребление ею. Если любовь эта избежит  
злоупотреблений и сумеет стать взаимной, то она и рождает «софио-логию».
Так что, софиология – это состоявшаяся (т.е. качественная, избежавшая любой софистики!) философия, проще говоря.
Скажем еще иначе: любовь человека к софии – дает философию. Любовь к мудрости человека зрелого – дает софиологию. А любовь к ней не-зрелого человека порождает софистику…
Так, в постоянных колебаниях между тем и другим, философия и живет, раз за разом отстаивая себя.
Резолюция
  конгресса открыла нам следующее: если в истории мировой философии 
(т.е.  живой академической традиции) философия выбор свой сделала верно,
 то  вот на так называемой «к а ф е д р е» дело, увы, обстоит как раз  
наоборот…
Социологизм (и его всевозможные  
вариации) как современная форма софистики, разоблачаемый в свете  
греческого языка, совершенно невидны, незаметны, необнаружимы и  
неразоблачаемы в зеркале общераспространенного «птичьего языка»  
современных социальных животных: бюрократов, карьеристов и «дурных  
детей»…
Все они, слившись в экстазе взаимного 
 «щебетания», соучаствуют в организации репрессий против детства  
современной России. Против Истины и ее живого академического  
самовыражения, иначе говоря. В этих целях ими мобилизована и  
специфическая форма педагогики: без-детной, без-людной, без-полой… С  
«ученым видом знатока» она совершает целый ряд софиститческих  
фальсификаций, делая это на глазах у нас у всех.
А именно: образование подменяет… «социализацией»; обучение… «просвещением»; воспитание… «адаптацией».
Общественное
  бытие подменяется… «окружающей средой»; смысл – «значением»; знание – 
 «информацией»; Логика – «логистикой»; психология – «психо-гогией»;  
социология – «социо-доксией»; место человека в Жизни подменяет…  
«материальным положением», а софио-генез личности подменяет… социо-,  
сомато- и психо-генезом.
Коронный номер этой  
«софистики-социологизма» является тотальная подмена зрелости –  
«взрослостью», в благотворности которой она триумфально убедила  
буквально всех.
И что же?
Дело
  в том, что Истина – это то, отрицание чего ее же и утверждает. Или  
иначе: обманщик – это тот, кто неизбежно должен быть обманут. Причем  
обмануть-то он должен себя… сам!
…Каждый 
знает,  что ребенок жаждет стать взрослым. На сем стоит всякая 
состоявшаяся  педагогика, каждый успешный родитель и успешный педагог. 
На самом деле  ребенок имеет в виду одно, а говорит другое: хочу стать 
зрелым, но  говорю – «взрослым». Что же, ему позволительно и это – не 
беда.
Однако,  социальные животные тут как 
тут. Не состоявшись как л ю д и, они ищут  паспортизации своей 
«человечности»… у детей: да, да! – кудахчут они.  Стремитесь к 
взрослости, станьте «социальными», шарахайтесь от зрелости,  будьте как 
мы! Ведь взрослость – это хорошо!
А детство… Плохо?!
Так
  в строй врагов детства становится и сам ребенок. И заговор против  
детства (т.е. человеческой сущности в ее Истине!) становится тотальным. 
 Со всеми вытекающими отсюда последствиями, кстати говоря.
Вот одно из них.
…
  В 1995-96 годах в Орджоникидзевском районе г. Екатеринбурга до 30-40% 
 младших школьников собирались в «особые» классы с диагнозом «ЗПР».  
Задержка психического развития – это диагноз, который педагоги-взрослые 
 ставят детям-школьникам. Тем самым выводя их за пределы нормальной  
(обычной) школы, за границу нормальных, «обычных» (т.е. успешных по  
жизни) детей.
Так считается…
Однако, на самом-то деле все обстоит как раз наоборот!
На
  самом деле картина такова. Ребенка зовут в школу. Вы позвали меня для 
 образования? - спрашивает он, вступив в 1-й класс. Да, да!- дружно  
отвечают ему. Так, что трудно и усомниться. Однако, очень скоро младший 
 школьник обнаруживает, что позвали его, якобы, для образования, а на  
деле предлагают… социализацию. Словом, подмена! Проще говоря, обман…
И дети России этот обман взрослых дерзнули отвергнуть решительно, массово и всерьез.
- Раз не хотите заменить социализацию на образование по-хорошему, то заставим вас сделать это по-плохому! – говорят они.
Однако,
  «по-плохому» дети вынуждены отстоять правду, истину и справедливость, 
 увы, лишь за счет самих же себя. Другой возможности, знаем мы, им не  
дано.
Резолюция философского конгресса ясно 
дает  нам понять: такое массовое поведение нынешних российских детей 
есть  вовсе не то, чем его именуют. В самом точном научном смысле этого 
слова –  оно есть ни что иное, как ДЕТСКАЯ СОФИОЛОГИЧЕСКА Я 
РЕВОЛЮЦИЯ. То  есть, та беззаветная борьба за Истину, которую 
самоотверженно (и пока  безнадежно) дети ведут за нас, без нас и вместо 
нас.
За  то, что школа изгнала детство из 
пределов образования, дети в ответ  оставляют школу (эту институцию мира
 взрослых) за границами детства.  Миллионы детей (по разным данным от 2 
до 5 млн. чел.) оказались беспризорными, проще говоря.
Официальный диагноз «ЗПР» – это месть,
  к которой в бессильной ярости прибегает разнообразный и сплоченный мир
  современных «социальных животных», маскирующих себя под вывеской  
«взрослый мир». Аморальную «легальность» которого, дети России беспощадно обнажили ценой собственной беззащитной души и беспощадной судьбы.
… Не надо, однако, думать, что перед судом софиологической революции современного детства не оказалась будто бы высшая школа.
  Высшая школа – это разновидность школы как таковой. Взятая со стороны 
 софиогенеза человеческой личности (т.е. софиологии образования, а не  
института «взрослости»!) она подчинена закону: образование должно быть  
не высшим, а… полным. И, как авторитетно свидетельствует  
Резолюция конгресса, ее священный долг перед «системой духовного  
производства Истины и Человека» ее главнейшая обязанность - «логическая 
 реставрация» народного образования и академической жизни Урала – так до
  сих пор абсолютно и не решена.
Валерий МОЛЧАНОВ, ученый секретарь УО Философского общества СССР, АН СССР.
Тезисы доклада на научной конференции «Россия в III-м тысячелетии: прогнозы культурного развития. Проблемы творчества»
14 мая 2003, г. Екатеринбург, Центр культуры и искусств «Верх-Исетский»
Комментариев нет:
Отправить комментарий