Бюджет России богатеет от нефти, а граждане беднеют: причины парадокса
Сырьевые сверхдоходы копят на черный день
В Совете Федерации обсудили проект бюджета на 2019–2021 годы в присутствии основных создателей документа — руководства Минфина, Центробанка, Минэкономразвития. На рассмотрение в парламент главная финансовая смета страны из четырех тысяч страниц пока не поступила, и у законодательной власти еще есть шанс озвучить свои предложения и замечания по поводу проекта. Но они его по большей части хвалят: еще бы, бюджет верстается с внушительным профицитом за счет высоких нефтяных цен. Однако финансовую прибавку власти намереваются положить в резервы на черный день, а не пустить на развитие экономики и собственных граждан. При этом государство с трудом пытается найти деньги на выполнение амбициозных и дорогостоящих майских указов и для этого, например, повышает налоги, залезая в карманы россиян. Бюджетная система все больше походит на гоголевского персонажа Коробочку — жалуется, что на ведение хозяйства не хватает, а само прячет кровные по узелкам.
Спикера СовФеда Валентину Матвиенко как «хозяйку» палаты регионов беспокоят справедливость распределения средств по субъектам, эффективность госпрограмм и расходование сверхдоходов, заложенных в бюджет. По плану в 2019 году государство получит почти на 2 трлн больше, чем собирается потратить. В бюджетном планировании обычных граждан больше интересуют расходы — это деньги, которые государство потратит на исполнение своих социальных обязательств. Рейтинг основных трат по направлениям выглядит так: больше всего уйдет на социальную политику (почти 5 трлн), на втором месте — экономика (2,65 трлн), на третьем с небольшим отрывом — безопасность и правоохранительная деятельность (2,5 трлн). На заседании в СовФеде глава Счетной палаты Алексей Кудрин заметил, что структура расходов бюджета из года в год практически не меняется: «Траты на образование, здравоохранение и инфраструктуру в процентном отношении не растут».
Зато растет и надувается «подушка безопасности» страны — Фонд национального благосостояния. В него идут дополнительные доходы от продажи нефти, которые формируются за счет того, что «черное золото» стоит дороже, чем закладывало российское правительство в свои прогнозы. Например, по параметрам бюджета 2018 года нефть марки Urals должна была стоить 43,8$ за баррель, а в реальности стоила в среднем 68,8$ по итогам первого полугодия. Сегодня цена приближается и вовсе к 75$ за баррель. То есть Россия заработала на нефти в два раза больше, чем планировала.
Обычно, когда внезапно богатеешь, получаешь на работе премию или прибавку к зарплате, спешишь потратить эти деньги на себя или семью: прикупить что-нибудь полезное, улучшить условия проживания. Наше государство же деньги решило сохранить на случай внешних стрессов: мол, вдруг снова кризис?
К концу нынешнего года объем Фонда национального благосостояния прогнозируется на уровне 3,8 трлн руб. В следующем году он увеличится более чем в 2 раза — до 7,9 трлн руб. В 2020 и 2021 годах объем фонда вырастет еще на 3,4 трлн и 2,8 трлн руб. То есть резервы страны через три года будут составлять 14 трлн руб., хотя Алексей Кудрин считает, что профицит бюджета будет еще больше, чем заложено. Эта сумма с лихвой покрывает ту, что требуется правительству на исполнение майских указов. Но на них власти решили изыскивать средства другим путем, в частности, с помощью повышения НДС с 18% до 20% с 2019 года.
С 2018 года резервы ФНБ пополняются благодаря новому бюджетному правилу, которое устанавливает планку цены на нефть и подразумевает, что доходы от продажи сырья (а на них приходится почти половина всех доходов) выше нее направляются не на расходы бюджета, а в резервы. Планка эта по нефти — всего $40 за баррель марки Urals, хотя стоит «бочка» сейчас почти в 2 раза дороже.
Предполагается, что фанатично прятать триллионы в закромах Россия будет до определенного момента: по достижении объема ФНБ в 7% ВВП прибывающие средства будут расходоваться на нужды государства. Как ранее говорил глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров, «это тот уровень безопасности, который необходим стране». Уже сейчас в нем накопилось 5% ВВП, а желаемая планка будет достигнута в следующем году.
Матвиенко и Кудрин соглашаются: «подушка безопасности» нужна, но призывают тратить деньги и инвестиции, которые нужны для экономического роста. «Учитывая стоящие перед страной амбициозные цели, еще важнее стимулировать экономический рост, используя государственные инвестиции», — сказала спикер верхней палаты. Кудрин же в очередной раз предложил увеличить «цену отсечения» в бюджетном правиле на $5 — до $45. По его словам, это позволило бы больше денег от нефти направлять на расходы и отложить повышение НДС на шесть лет.
«Почему финансовые власти назначили планку в 7% ВВП для обеспечения безопасности экономики — непонятно. Непонятно также, зачем вообще нужен Фонд национального благосостояния, многие страны спокойно живут без него и тратятся на развитие экономики, — рассуждает доктор экономических наук Игорь Николаев. — Мы боимся очередного кризиса, но предыдущий опыт показывает, что в России в острые для экономики моменты деньги тратятся нерационально, об эффективности никто не думает. Такая бюджетная политика формирования загашника порочна, но она давно сложилась в стране, и отказываться от нее, судя по текущему проекту бюджета, никто не собирается».
Инна Деготькова
Сырьевые сверхдоходы копят на черный день
В Совете Федерации обсудили проект бюджета на 2019–2021 годы в присутствии основных создателей документа — руководства Минфина, Центробанка, Минэкономразвития. На рассмотрение в парламент главная финансовая смета страны из четырех тысяч страниц пока не поступила, и у законодательной власти еще есть шанс озвучить свои предложения и замечания по поводу проекта. Но они его по большей части хвалят: еще бы, бюджет верстается с внушительным профицитом за счет высоких нефтяных цен. Однако финансовую прибавку власти намереваются положить в резервы на черный день, а не пустить на развитие экономики и собственных граждан. При этом государство с трудом пытается найти деньги на выполнение амбициозных и дорогостоящих майских указов и для этого, например, повышает налоги, залезая в карманы россиян. Бюджетная система все больше походит на гоголевского персонажа Коробочку — жалуется, что на ведение хозяйства не хватает, а само прячет кровные по узелкам.
Спикера СовФеда Валентину Матвиенко как «хозяйку» палаты регионов беспокоят справедливость распределения средств по субъектам, эффективность госпрограмм и расходование сверхдоходов, заложенных в бюджет. По плану в 2019 году государство получит почти на 2 трлн больше, чем собирается потратить. В бюджетном планировании обычных граждан больше интересуют расходы — это деньги, которые государство потратит на исполнение своих социальных обязательств. Рейтинг основных трат по направлениям выглядит так: больше всего уйдет на социальную политику (почти 5 трлн), на втором месте — экономика (2,65 трлн), на третьем с небольшим отрывом — безопасность и правоохранительная деятельность (2,5 трлн). На заседании в СовФеде глава Счетной палаты Алексей Кудрин заметил, что структура расходов бюджета из года в год практически не меняется: «Траты на образование, здравоохранение и инфраструктуру в процентном отношении не растут».
Зато растет и надувается «подушка безопасности» страны — Фонд национального благосостояния. В него идут дополнительные доходы от продажи нефти, которые формируются за счет того, что «черное золото» стоит дороже, чем закладывало российское правительство в свои прогнозы. Например, по параметрам бюджета 2018 года нефть марки Urals должна была стоить 43,8$ за баррель, а в реальности стоила в среднем 68,8$ по итогам первого полугодия. Сегодня цена приближается и вовсе к 75$ за баррель. То есть Россия заработала на нефти в два раза больше, чем планировала.
Обычно, когда внезапно богатеешь, получаешь на работе премию или прибавку к зарплате, спешишь потратить эти деньги на себя или семью: прикупить что-нибудь полезное, улучшить условия проживания. Наше государство же деньги решило сохранить на случай внешних стрессов: мол, вдруг снова кризис?
К концу нынешнего года объем Фонда национального благосостояния прогнозируется на уровне 3,8 трлн руб. В следующем году он увеличится более чем в 2 раза — до 7,9 трлн руб. В 2020 и 2021 годах объем фонда вырастет еще на 3,4 трлн и 2,8 трлн руб. То есть резервы страны через три года будут составлять 14 трлн руб., хотя Алексей Кудрин считает, что профицит бюджета будет еще больше, чем заложено. Эта сумма с лихвой покрывает ту, что требуется правительству на исполнение майских указов. Но на них власти решили изыскивать средства другим путем, в частности, с помощью повышения НДС с 18% до 20% с 2019 года.
С 2018 года резервы ФНБ пополняются благодаря новому бюджетному правилу, которое устанавливает планку цены на нефть и подразумевает, что доходы от продажи сырья (а на них приходится почти половина всех доходов) выше нее направляются не на расходы бюджета, а в резервы. Планка эта по нефти — всего $40 за баррель марки Urals, хотя стоит «бочка» сейчас почти в 2 раза дороже.
Предполагается, что фанатично прятать триллионы в закромах Россия будет до определенного момента: по достижении объема ФНБ в 7% ВВП прибывающие средства будут расходоваться на нужды государства. Как ранее говорил глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров, «это тот уровень безопасности, который необходим стране». Уже сейчас в нем накопилось 5% ВВП, а желаемая планка будет достигнута в следующем году.
Матвиенко и Кудрин соглашаются: «подушка безопасности» нужна, но призывают тратить деньги и инвестиции, которые нужны для экономического роста. «Учитывая стоящие перед страной амбициозные цели, еще важнее стимулировать экономический рост, используя государственные инвестиции», — сказала спикер верхней палаты. Кудрин же в очередной раз предложил увеличить «цену отсечения» в бюджетном правиле на $5 — до $45. По его словам, это позволило бы больше денег от нефти направлять на расходы и отложить повышение НДС на шесть лет.
«Почему финансовые власти назначили планку в 7% ВВП для обеспечения безопасности экономики — непонятно. Непонятно также, зачем вообще нужен Фонд национального благосостояния, многие страны спокойно живут без него и тратятся на развитие экономики, — рассуждает доктор экономических наук Игорь Николаев. — Мы боимся очередного кризиса, но предыдущий опыт показывает, что в России в острые для экономики моменты деньги тратятся нерационально, об эффективности никто не думает. Такая бюджетная политика формирования загашника порочна, но она давно сложилась в стране, и отказываться от нее, судя по текущему проекту бюджета, никто не собирается».
Инна Деготькова
Комментариев нет:
Отправить комментарий