ЧАСТЬ I.
– этот вопрос все больше и больше волнует сегодня заинтересованных и просто неравнодушных людей. Такими могут быть ответы на него с точки зрения представителей специализированного знания, педагогики или просто Жизни в изложении кандидата философских наук Валерия МОЛЧАНОВА. Софиология для:
- Специалиста по проблемам детства: Софиология детства – это раздел софиологии образования. Проблемы ребенка могут быть имманентными (собственные) и индуцированные (несобственные).
- Учителя: Прежде чем наводить порядок в душе ребенка, следует навести порядок в собственной голове. Дорога учителя в класс ведет через софиологическую реабилитацию, (говоря старым греческим языком). Или через методологию (говоря языком новомодным).
- Ребенка:
а) в школе я живу, я не просто готовлюсь жить;
б) хочу быть зрелым человеком, а не просто взрослым;
в) школьный класс – это место ребенка в жизни.
- Методолога: Не путать софиологию с … софистикой! Ибо тогда в жизнь войдут не взрослые, а просто «дурные дети».
Не путать эмпирическую софиологию с - теоретической. Путь от детства к зрелости идёт через взрослость: от интуиции детства к интуиции жизни, а от нее – к философии жизни, философии сознания и - к софиологии.
- Завуча: Моя забота – производство, распределение, обмен и потребление способностей и знаний. Создать атмосферу, при которой дети и взрослые ведут себя не как «социальное стадо», а как люди.
Образованная душа есть хозяйка цивилизации, но цивилизация властно и жестоко господствует над необразованной душой.
- Методология – это та же методика, но с «царем в голове». Методолог – это обязательство и хороший методист, но вот методист отнюдь не обязательно есть - методолог.
- Родителя: Где семья, там же есть непременно «материнство и детство». Но не наоборот!
Ребенок не есть частная собственность женщины. Он – плод двоих.
- Философа: Софиология – это взаимная любовь Мудрости и человека. То есть состоявшаяся философия.
- Деятель народного образования: Не путать полное образование человека - с образованием высшим. Не зря ведь в народе его нынче именуют «верхним образованием».
- Врача (и биолога): Живет не «тело» человека. А живет Человек, при помощи своего тела. Сущность человека не просто «одинакова». И даже не просто «едина». Сущность человека - одна на всех: людей много, а сущность у них общая – одна!
- Теологии: Истина – это общее, с о в м е с т н о е Знание Бога и Человека.
- Православного батюшки: Софиология – это с о с т о я в ш е е с я единство богословия и социологии.
- Социолога: Социология – знание о человеке как о социальной вещи, а о людях - как о социальных животных.
- Верующего: Вера – это не суе-верие. Истинная вера не живет в суете и потому-то вера всегда л о г и ч н а. Нелогичность суть неряшливость. Молитва суетливого неряхи Богу неугодна и до Него не дойдет. Вот её – такой молитвы – яркий вариант: Господи, прости. В чужой дом – впусти! Помоги нагрести и вынести…
- Ученого: Не путать естествознание с Наукой; науку – с мышлением; мышление не путать с говорением, как это делает позитивизм. По остроумному определению великого русского советского ученого Эвальда Васильевича ИЛЬЕНКОВА, позитивизм – это философия словесного паразитирования на результатах чужого умственного труда…
- Бюрократа: Государство – не есть моя частная собственность. Прав был Марк Туллий Цицерон, сказав: Государство – это достояние народа. Бюрократ же – это государственный муж, впавший в детство, но при этом получивший взрослые права.
Чтобы понять жизнь, ребенок ломает игрушку, а бюрократ - чужую судьбу.
- Государственного мужа: Философ должен царствовать, а царь обязан философствовать! Лишь софисты и доценты провинциальных кафедр именуют «Государство» Платона - «тоталитарным».
- Науковеда: Софиология детства – это состоявшееся единство философии, богословия и науки. Это – царское Знание, полученное на пути полного образования «с царем в голове». Как обрёл его 13-16 летний Александр Македонский у Аристотеля …
- Директора школы: Незрелый педагог нелады со своей профессией воспринимает как нелады с начальством. Ибо путает полное образование - с высшим. Директор школы – это начальник коллектива с «Метафизикой» Аристотеля в руках.
Он – персонифицирует в себе «софиологию социума» и «социологию софиума». Ибо, как утверждает известный ростовский философ А.В. ПОТЕМКИН: «наука о началах и есть наука для начальства» …
- Акушера-гинеколога: Как утверждает мировая академическая традиция Сократа, Платона, Аристотеля, Спинозы, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Вл.Соловьева, Ивана Ильина, Алексея Лосева, понятия – живые существа.
Это значит, что понятия (у гения) рождаются так же трепетно, как и дети. А вот дети рождаются у мужчины с женщиной так же логично, как и понятия.
Гений - генерирует, т.е. рожает. Беременность есть женская гениальность. Следовательно, гениальность – это мужская беременность.
- Психиатра: Ломброзо, который в своей книге «Гениальность и помешательство» поставил Сократу диагноз, в корне не прав.
Гений (даймоний) Сократа и София Вл.Соловьева – вещи, которые по зубам лишь теории познания , а не психиатру, который, проверив Ломброзо, ставит мистически одаренным людям диагноз «шизофрения».
Софиология – это, как минимум, умение не путать гносеологию - с психиатрией.
- Академика: Коль дети и понятия рождаются одинаково, то, следовательно, «мир идей» Платона – это и есть «мир детей».
Евангельское «будьте как дети!» - означает, что роддом должен быть устроен как классическая академическая кафедра, а современная кафедра – как роддом.
Состоявшееся единство взрослых и детей есть совпадение диалектической логики – с диалектикой мифа.
- Геронтолога: Софиология – это когда разрешается старая дилемма: «если бы юность умела, если бы старость могла…»
Старость – это не «закат», а место в жизни, которая состоялась.
- Дефектолога: Дефектность детской жизни – это не столько то, что пред-найдено, сколько то, что взрослыми же и создано, как некая «объективная реальность» для детей.
Разрыв поколений и подмена образования социализацией – главная причина этой «дефектности» сегодня.
Массовый уход детей в резервацию жизни с аббревиатурой ЗПР – это дружный протест детей против «педагогического» обмана со стороны взрослых.
- Хороших ученика и учителя: Школьный урок – это место для образования, где удовлетворяют методично (систематично) главнейшую всечеловеческую потребность ребенка: двигаться от Целого к частям, а не возиться с частями … вместо Целого.
- Сексолога: Пол – это категория истины. Один пол тебе дается без особых усилий. А второй пол ты завоевываешь сам. Любовь – орудие и Закон этой борьбы, которая совпадет с жизнью.
- Плохих учителя и ученика: настойчиво и упорно социализироваться вместо обучения. В классе готовиться к настоящей жизни после школы, и получив паспорт, «поступать правильно» не к месту и не ко времени, занимаясь сексом … без любви.
Их девиз: да чтоб детей иметь, кому ума не доставало!
- Монархиста: Пока нет Царя в собственной голове, необходим Царь для общего пользования. Иначе государственная жизнь будет впадать в бюрократизм, а общество - в детство.
Хоть софиология и есть царская наука, но царского пути к ней нет. Путь же к ней – он принципиально общий.
- Демократа: Демократия – это когда в жизни мыслят все. Но когда все - именно мыслят. А не «голосуют истину», от чего предупреждает Сократ.
- Патриота: Прав П.Чаадаев, что Отечество нельзя любить больше, чем Истину. Ведь любовь к Отечеству без любви к Родине – это неистинная любовь. Почему же?
Любить можно лишь родное. А место, где «родное» р о ж д а е т с я - это Родина и есть.
Истина софиологии в том и состоит, что мужское (отечество) без женского (родина) в принципе не способно рождать. Жизнь, космос – это соединение «формы» и «материи», - говорили древние греки на этот счет …
- Образованного журналиста: Не плюрализм вместо Истины, а плюрализм ради Истины.
Докса - не София! Следует измерять «мнения» - истиной, а не наоборот. Где Истина – там непременно есть и свобода, а обратно же - далеко не всегда!
Чтобы не быть служанкой общественной софистики, журналистика должна быть непременно софиологична.
1996 год.
МОЛЧАНОВ В.А., кандидат философских наук
/ ЗАПИСАЛ: Владимир ГУКИН, член МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО СЕМИНАРА ПЕДАГОГОВ ОРДЖОНИКИДЗЕВСКОГО РАЙОНА г. ЕКАТЕРИНБУРГА «ДЕТСТВО КАК ПРОБЛЕМА», на базе школы № 115 «ПОИСК» и «ЦЕНТРА ПРОБЛЕМ ДЕТСТВА». (тел. 31-50-89, 32-18-09.)
«УЧИТЕЛЬ», Общественно-педагогическая газета Свердловской области, ОКТЯБРЬ 1997, № 10. Тираж 1000.
– этот вопрос все больше и больше волнует сегодня заинтересованных и просто неравнодушных людей. Такими могут быть ответы на него с точки зрения представителей специализированного знания, педагогики или просто Жизни в изложении кандидата философских наук Валерия МОЛЧАНОВА. Софиология для:
- Специалиста по проблемам детства: Софиология детства – это раздел софиологии образования. Проблемы ребенка могут быть имманентными (собственные) и индуцированные (несобственные).
- Учителя: Прежде чем наводить порядок в душе ребенка, следует навести порядок в собственной голове. Дорога учителя в класс ведет через софиологическую реабилитацию, (говоря старым греческим языком). Или через методологию (говоря языком новомодным).
- Ребенка:
а) в школе я живу, я не просто готовлюсь жить;
б) хочу быть зрелым человеком, а не просто взрослым;
в) школьный класс – это место ребенка в жизни.
- Методолога: Не путать софиологию с … софистикой! Ибо тогда в жизнь войдут не взрослые, а просто «дурные дети».
Не путать эмпирическую софиологию с - теоретической. Путь от детства к зрелости идёт через взрослость: от интуиции детства к интуиции жизни, а от нее – к философии жизни, философии сознания и - к софиологии.
- Завуча: Моя забота – производство, распределение, обмен и потребление способностей и знаний. Создать атмосферу, при которой дети и взрослые ведут себя не как «социальное стадо», а как люди.
Образованная душа есть хозяйка цивилизации, но цивилизация властно и жестоко господствует над необразованной душой.
- Методология – это та же методика, но с «царем в голове». Методолог – это обязательство и хороший методист, но вот методист отнюдь не обязательно есть - методолог.
- Родителя: Где семья, там же есть непременно «материнство и детство». Но не наоборот!
Ребенок не есть частная собственность женщины. Он – плод двоих.
- Философа: Софиология – это взаимная любовь Мудрости и человека. То есть состоявшаяся философия.
- Деятель народного образования: Не путать полное образование человека - с образованием высшим. Не зря ведь в народе его нынче именуют «верхним образованием».
- Врача (и биолога): Живет не «тело» человека. А живет Человек, при помощи своего тела. Сущность человека не просто «одинакова». И даже не просто «едина». Сущность человека - одна на всех: людей много, а сущность у них общая – одна!
- Теологии: Истина – это общее, с о в м е с т н о е Знание Бога и Человека.
- Православного батюшки: Софиология – это с о с т о я в ш е е с я единство богословия и социологии.
- Социолога: Социология – знание о человеке как о социальной вещи, а о людях - как о социальных животных.
- Верующего: Вера – это не суе-верие. Истинная вера не живет в суете и потому-то вера всегда л о г и ч н а. Нелогичность суть неряшливость. Молитва суетливого неряхи Богу неугодна и до Него не дойдет. Вот её – такой молитвы – яркий вариант: Господи, прости. В чужой дом – впусти! Помоги нагрести и вынести…
- Ученого: Не путать естествознание с Наукой; науку – с мышлением; мышление не путать с говорением, как это делает позитивизм. По остроумному определению великого русского советского ученого Эвальда Васильевича ИЛЬЕНКОВА, позитивизм – это философия словесного паразитирования на результатах чужого умственного труда…
- Бюрократа: Государство – не есть моя частная собственность. Прав был Марк Туллий Цицерон, сказав: Государство – это достояние народа. Бюрократ же – это государственный муж, впавший в детство, но при этом получивший взрослые права.
Чтобы понять жизнь, ребенок ломает игрушку, а бюрократ - чужую судьбу.
- Государственного мужа: Философ должен царствовать, а царь обязан философствовать! Лишь софисты и доценты провинциальных кафедр именуют «Государство» Платона - «тоталитарным».
- Науковеда: Софиология детства – это состоявшееся единство философии, богословия и науки. Это – царское Знание, полученное на пути полного образования «с царем в голове». Как обрёл его 13-16 летний Александр Македонский у Аристотеля …
- Директора школы: Незрелый педагог нелады со своей профессией воспринимает как нелады с начальством. Ибо путает полное образование - с высшим. Директор школы – это начальник коллектива с «Метафизикой» Аристотеля в руках.
Он – персонифицирует в себе «софиологию социума» и «социологию софиума». Ибо, как утверждает известный ростовский философ А.В. ПОТЕМКИН: «наука о началах и есть наука для начальства» …
- Акушера-гинеколога: Как утверждает мировая академическая традиция Сократа, Платона, Аристотеля, Спинозы, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Вл.Соловьева, Ивана Ильина, Алексея Лосева, понятия – живые существа.
Это значит, что понятия (у гения) рождаются так же трепетно, как и дети. А вот дети рождаются у мужчины с женщиной так же логично, как и понятия.
Гений - генерирует, т.е. рожает. Беременность есть женская гениальность. Следовательно, гениальность – это мужская беременность.
- Психиатра: Ломброзо, который в своей книге «Гениальность и помешательство» поставил Сократу диагноз, в корне не прав.
Гений (даймоний) Сократа и София Вл.Соловьева – вещи, которые по зубам лишь теории познания , а не психиатру, который, проверив Ломброзо, ставит мистически одаренным людям диагноз «шизофрения».
Софиология – это, как минимум, умение не путать гносеологию - с психиатрией.
- Академика: Коль дети и понятия рождаются одинаково, то, следовательно, «мир идей» Платона – это и есть «мир детей».
Евангельское «будьте как дети!» - означает, что роддом должен быть устроен как классическая академическая кафедра, а современная кафедра – как роддом.
Состоявшееся единство взрослых и детей есть совпадение диалектической логики – с диалектикой мифа.
- Геронтолога: Софиология – это когда разрешается старая дилемма: «если бы юность умела, если бы старость могла…»
Старость – это не «закат», а место в жизни, которая состоялась.
- Дефектолога: Дефектность детской жизни – это не столько то, что пред-найдено, сколько то, что взрослыми же и создано, как некая «объективная реальность» для детей.
Разрыв поколений и подмена образования социализацией – главная причина этой «дефектности» сегодня.
Массовый уход детей в резервацию жизни с аббревиатурой ЗПР – это дружный протест детей против «педагогического» обмана со стороны взрослых.
- Хороших ученика и учителя: Школьный урок – это место для образования, где удовлетворяют методично (систематично) главнейшую всечеловеческую потребность ребенка: двигаться от Целого к частям, а не возиться с частями … вместо Целого.
- Сексолога: Пол – это категория истины. Один пол тебе дается без особых усилий. А второй пол ты завоевываешь сам. Любовь – орудие и Закон этой борьбы, которая совпадет с жизнью.
- Плохих учителя и ученика: настойчиво и упорно социализироваться вместо обучения. В классе готовиться к настоящей жизни после школы, и получив паспорт, «поступать правильно» не к месту и не ко времени, занимаясь сексом … без любви.
Их девиз: да чтоб детей иметь, кому ума не доставало!
- Монархиста: Пока нет Царя в собственной голове, необходим Царь для общего пользования. Иначе государственная жизнь будет впадать в бюрократизм, а общество - в детство.
Хоть софиология и есть царская наука, но царского пути к ней нет. Путь же к ней – он принципиально общий.
- Демократа: Демократия – это когда в жизни мыслят все. Но когда все - именно мыслят. А не «голосуют истину», от чего предупреждает Сократ.
- Патриота: Прав П.Чаадаев, что Отечество нельзя любить больше, чем Истину. Ведь любовь к Отечеству без любви к Родине – это неистинная любовь. Почему же?
Любить можно лишь родное. А место, где «родное» р о ж д а е т с я - это Родина и есть.
Истина софиологии в том и состоит, что мужское (отечество) без женского (родина) в принципе не способно рождать. Жизнь, космос – это соединение «формы» и «материи», - говорили древние греки на этот счет …
- Образованного журналиста: Не плюрализм вместо Истины, а плюрализм ради Истины.
Докса - не София! Следует измерять «мнения» - истиной, а не наоборот. Где Истина – там непременно есть и свобода, а обратно же - далеко не всегда!
Чтобы не быть служанкой общественной софистики, журналистика должна быть непременно софиологична.
1996 год.
МОЛЧАНОВ В.А., кандидат философских наук
/ ЗАПИСАЛ: Владимир ГУКИН, член МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО СЕМИНАРА ПЕДАГОГОВ ОРДЖОНИКИДЗЕВСКОГО РАЙОНА г. ЕКАТЕРИНБУРГА «ДЕТСТВО КАК ПРОБЛЕМА», на базе школы № 115 «ПОИСК» и «ЦЕНТРА ПРОБЛЕМ ДЕТСТВА». (тел. 31-50-89, 32-18-09.)
«УЧИТЕЛЬ», Общественно-педагогическая газета Свердловской области, ОКТЯБРЬ 1997, № 10. Тираж 1000.
Комментариев нет:
Отправить комментарий