(к 80-летию со дня рождения философа)
Если верно, что, вступая в 3-е тысячелетие, Россия
не собирается отказаться от себя самой, то 21 век обречен на новые и
новые подтверждения русской «всечеловечности»,
дистинктивно-дискриптивно оформленной еще А.С. Пушкиным, П.Я. Чаадаевым и
Ф.М. Достоевским.
...Из беспощадного столкновения русского и немецкого
национального Гения, как известно, родился знаменитый АКМ. Совсем
недавно НТВ показало нам сюжет о том, как пятилетний палестинский малыш,
обхватив обеими ручонками АКМ, громко кричит: «Я хочу автомат
Калашникова! Я хочу автомат Калашникова!».
Зато несколькими минутами ранее, веселые болгарские
детишки, подпрыгивая и весело смеясь, в виду своего Симеона, наперебой
кричат: «Мы хотим царя! Мы хотим царя!».
Именно всечеловечности русской души по силам, не
впадая в тот или иной нервный срыв, освоить и гармонично выразить эту
реально оформившуюся р а з в и л к у исторических путей в уже
наступившее будущее...
Но, как?
Духовно-психологическая конституция, востребованной
нынешнем человечеством современной, русской души, ярко и надежно, на
наш взгляд, представлена такими русскими именами, как А.Ф. Лосев, Э.В.
Ильенков и В.В. Кожинов.
Каждый из них – это, в буквальном смысле слова, СОСТОЯВШАЯСЯ Россия!
Свою кон–гениальность тому и другому авторам В. В. Кожинов заявлял и обосновывал не раз, прежде, чем покинул нас в 2001 году.
А.Ф. Лосев, всей своей жизнью и творчеством,
осуществил синтез между классической русской и классической греческой
стихией, попутно найдя действительное место классической цивилизации
Запада («Гуманизм – гора трупов»). Его «История античной эстетики» и
«Эстетика возрождения» - тому блестящий пример.
Э.В. Ильенков, в своей «Диалектической логике», чью
методологию («мыслить самими фактами») В. Кожинов блестяще применил в
монументальном 3-х томнике («История Руси и русского слова», «Россия:
век ХХ (1901-1939)» и «Россия: век ХХ: (1939-1964)», осуществил
бесспорный синтез русской и классической марксистской мысли XIX – XX
веков. Оговорив условие, что и то и другое – это «именно мысль», а не
псевдоинтеллектуальный блеф либо номенклатурно-бюрократический обман.
И тот, и другой и третий доказали и
продемонстрировали не раз: настоящий русский человек, готовый и
способный вынести синтез веков и тысячелетий, всегда ежесекундно стоит
перед актуальным жизненным выбором: сытость или Правда; Бытие или
реальность; социальное животное или Человек?!
Сегодня оголтелый карьеризм, находящийся на
бесстыдной службе у своекорыстия и у культа личности ближайшего
начальства, и дальше толкают человечество по пути палестинского
карапуза, обнимающего русскую гениальность за рожок его АК. И если
русские герои мысли правы, то академическое мародерство на службе у карьеризма, ведущее человечество в не-бытие (µή ον), воистину бессильно перед максимами истинно русского бытия (οντος ον) :
- мыслить мыслью! (Э. Ильенков).
- мыслить фактами! (В. Кожинов).
- воистину мыслить людьми! (А.Лосев)
Колоссальный жизненный Предмет, который
прекрасно персонифицировали все они, мы уже поименовали словом
«состоявшаяся Россия». Однако, в специальном смысле этого слова, его
можно определить как «аутентичную академическую стихию». Точнее,
«Русскую Академию». А в смысле всемирно-историческом, как жизненную
Истину человеческого Бытия.
Стихия эта – фактитчность мыслимо - мыслящего и мысляще - мыслимого
Человека – принципиально не сводима ни на один из отвлечённых
(абстрактных) моментов своей конкретной целостности. Своей живой
жизненности!- иначе говоря…
Типичнейший пример сей «мертвящей абстракции» – знакомый каждому из нас фетишизм факта.
Вот что сказал по этому поводу (буквально в день и год своей кончины)
А.Ф.Лосев: «Меня, как и всех, всегда учили: факты, факты, факты, самое
главное – факты. От фактов – ни на шаг. Но жизнь меня научила другому, я
слишком часто убеждался, что все так называемые факты всегда случайны,
неожиданны, текучи и ненадёжны, часто непонятны, а иной раз даже и прямо
бессмысленны. Поэтому мне волей-неволей часто приходилось не только
иметь дело с фактами, но ещё больше того с теми общностями, без которых
нельзя было понять и самих фактов. И вот та реальная общность, те
священные предметы, которые возникли у меня на путях моих обобщений:
родина, родная гимназия, которую я кончил ещё до революции, единство
филологии и философии, Кирилл и Мефодий, как идеалы и образцы этого
единения». (Цит. по: «ДЕТСТВО. ОБРАЗОВАНИЕ. БОГОСЛОВИЕ и КУЛЬТУРА.
Возрождение софиологии и софиология возрождения на Урале. Екатеринбург,
1998, с.61.)
Но священным предметам Жизни угрожает не только
это. Грозит ей и нарочитый вербализм мысли ( Э.Ильенков любил повторять
слова Л.Фейербаха: «если бы мысль и слово непосредственно совпадали, то
самые большие болтуны были бы самыми великими мыслителями!»). Грозит и
вездесущий фетиш «Закона… без Благодати», который, по В. Кожинову,
оставляет под запретом уже и самую фактическую жизнь.
Только «нужные слова», только «разрешенные факты»! Только – политкорректно! – вот его вопиющий девиз.
Не «НОМОС», но «Л О Г О С»! То есть, бытие как благодать! – вот, в свою очередь, девиз русского академизма, не согнувшего выю перед вездесущим академическим мародерством
современных «социальных животных», занимающихся «метафизикой»… Чьими
неутомимыми усилиями была организована (всё ещё продолжающаяся) травля и
Лосева, и Кожинова, и Ильенкова.
… Ф И Л О-логическое отношение к русской
жизненной стихии, к национальной гениальности, в нынешнем нашем
Отечестве означает следующее: во-Истину предметна не столько «русская
цивилизация», её «социум», сколько «русский СОФИУМ». Реальность Русского Логоса, иначе говоря.
Самый свежий пример «борьбы за Логос» на почве современного образования (призванного отделить и защитить людей
от социальных животных!) даёт РЕЗОЛЮЦИЯ II Российского философского
конгресса “XXI век: будущее России в философском измерении» (см.: «НАУКА
УРАЛА», декабрь, 1999, № 23).
Её суть: образование должно быть не столько высшим, сколько полным. Высшее образование вместо полного – это всего лишь современная формула н е о б р а з о в а н н о с т и.
Образование без …логики, ведёт к диплому… вместо образования. Его результат – катастрофа для личности и для общества.
Это видно «даже по фактам»…
Ибо это – воистину так!
ОПУБЛИКОВАНО: В.А.МОЛЧАНОВ «К 80-летию
Э.В.ИЛЬЕНКОВА: доклад к VI Международной научной конференции
«Ильенковские чтения – 2004». Екатеринбург-Москва, 2004 г. с.29-30.
Комментариев нет:
Отправить комментарий