среда, 18 мая 2016 г.

ПАФОС И ПОЭЗИЯ МЫСЛИ

           «Мы духовные существа. А детство – это земля и почва нашей души, это небо нашей души» – сказал в своём недавнем интервью актёр и режиссёр Ролан Быков. И суть сказанного, конечно, вовсе не в том, что человек – существо бесплотное. Она в том, что взросление человеческой души – это процесс деликатный и, одновременно, величественный. Процесс, сравнимый разве что со становящейся гармонией вселенной, а может быть и ещё более значимый.
        Но если о законах вселенной можно узнать из науки астрономии, то где же можно прочесть о законах человеческого духа?
        Вполне ясный и исчерпывающий ответ на такой вопрос заинтересованный читатель найдёт в книге известного советского философа Эвальда Васильевича Ильенкова, названной им   «ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА. Очерки истории и теории».  Это уже второе издание книги автора, чьи труды оказали своё благо-творное влияние на несколько поколений философов, да и просто культурных людей, не только в нашей стране, но и за рубежом.
        О чём же она, эта книга?

        Книга эта о мышлении и его законах. Об истории логической науки. О значении и роли мышления в жизни человека и его судьбе. О материалистической диалектике как логике коммунистического мировоззрения нашего современника, действенном духовном орудии борьбы за его счастье.
        Что такое идеальное?  Мыслит ли мозг или человек, при помощи мозга?  Что предпочтительнее и достойней человека: мыслить абстрактно или же мыслить конкретно?  Что такое всеобщее: существует оно лишь в человеческой голове или же всеобщее, как и абстрактное, есть в самой действительности?  Всегда ли целое больше части?  Не может ли целое стать частью своей же собственной части, а часть стать целым для своего же собственного целого?
        «Загадка мыслящего тела» – так обозначил Э.В.Ильенков узел этих, а так же других трудностей и проблем, с которыми на протяжении многих и многих веков пытаются справиться лучшие умы человечества. Именно через общение и живой диалог с такими корифеями философской науки, как Аристотель и Спиноза, Декарт и Кант, Гегель и Ленин, Маркс и Фейербах ведёт автор своего читателя к постижению этого загадочного «мыслящего тела», в его отличии от тела немыслящего.
        Что люди обладают мышлением – это известно каждому. Но, ведь, далеко не всё то, что нам с вами «хорошо известно», можно считать глубоко и основательно  п о н я т ы м.  Как о человеке опрометчиво судить по тому, что и как он сам о себе думает и говорит, так и о мышлении нельзя судить по его самомнению. Гораздо полезнее посмотреть, что и как оно на самом деле делает, даже не отдавая себе в том ясного и правильного отчёта.
        Например, людям часто кажется, что мыслят они только тогда, когда из множества вещей выбирают какой-то один, повсеместно встречающийся признак, именуя его «понятием» о вещи. Именно по этому самому поводу мы и встречаем в книге забавную философскую притчу: Живёт в курятнике курица. Каждый день приходит хозяин и приносит ей поклевать зёрнышек. Курица, несомненно, сделает отсюда вывод: появление хозяина - связано с появлением зёрнышек. Но в один прекрасный день хозяин явится в курятник не с зёрнышками, а с острым ножом, чем убедительно докажет курице, что ей не мешало бы иметь более тонкое представление о путях научного обобщения. И такое «куриное мышление», если придерживаться его не на словах, а на деле, способно подвести тебя на каждом шагу…
        Люди долгое время встречали белых лебедей, из чего и сделали  вывод:  все лебеди белы!   И были убеждены в этом до тех пор, пока в Австралии не были обнаружены… чёрные лебеди.
        Только через включение в логическую науку людских дел и поступков можно понять, как мыслят люди.  Потому-то и следует, говорит наш автор, смотреть на мышление как на такую деятельную способность человека, которая обнаруживает свою энергию не только в «говорении», но и во всём грандиозном процессе созидания культуры, всего предметного тела человеческой цивилизации, включая сюда орудия труда и статуи, мастерские и храмы, фабрики и государственные канцелярии, политические организации и системы законодательства.
                …Как-то так случилось, что гуляет по свету мнение, будто пред  м ы с л я щ и м  взором на мир должны меркнуть все краски жизни. Книга Ильенкова решительно и бесповоротно опровергает этот ходячий предрассудок. С большой пользой для себя прочтут её юноша и девушка, старший школьник и студент, молодой рабочий и комсомольский пропагандист, любой культурный человек. Листая её страницы, мы невольно оказываемся захваченными поэзией и пафосом той величественной духовной работы, которая издавна (и неспроста!) именуется  ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ   М Ы Ш Л Е Н И Е М.
                                                     Валерий МОЛЧАНОВ, преподаватель
                                Свердловского медицинского института,
      1.                                 кандидат философских наук
      "НА СМЕНУ!",  25 мая  1985 года , тираж 155 000.

Комментариев нет:

Отправить комментарий