Мартышка реформирует
квартет или новая метла
по-старому метёт
Ударили в смычки,
дерут, а толку нет.
«Стой, братцы, стой!» кричит Мартышка: «погодите!
«Стой, братцы, стой!» кричит Мартышка: «погодите!
Как музыке идти? Ведь
вы не так сидите.
Баснописец Крылов
Перестройка была отмечена большим шумом насчёт отшибания
народной памяти. Даже словечко появилось «манкуртизация», заимствованное у
одного среднеазиатского писателя. В его произведении над людьми проделывали
странное действие: заматывали голову какой-то дрянью, после чего мозги в ней
приходили в негодность, словно после знакомства с либеральной пропагандой, и человек забывал, кто он такой, откуда взялся. Как водится на Руси (и вообще
в Азии), повизжали, пошумели, повозмущались «последними 70 годами» и забыли.
А теперь из нас пытаются сделать манкуртов. Только мозги
обрабатывают не извне, а изнутри. Сначала решили довести американизацию России
до конца, ввели английский язык во все вступительные испытания для поступающих
на все гуманитарные специальности. Так что не видать тебе консерватории,
россиянин, если плохо с английским! Не петь тебе русских песен, не плясать и не
наяривать на баяне. Не сможешь ты стать учителем, правоведом и даже клоуном.
Разве что в Госдуму Единая Россия направит.
Вот и получили не слишком образованную молодёжь,
изъясняющуюся на странной смеси искаженных английских слов с добавлением
«некоторых чересчур уж русских» (Лесков). А потом опять очередному начальнику
моча в голову ударила – или, может, у него просто двоюродная тётушка владелицей
сети кружков иностранного языка состоит, и он хочет дать её подзаработать: -
решил сделать обязательными ДВА иностранных языка! Родители взвыли: сколько же
ещё придётся за натаскивание детей выложить!! По-русски бы толком научил
говорить…
Спроси, зачем ввели подобную нелепость – сами, небось, не знают.
Они вообще мало знают о стране, в которой живут. И о США тоже. Там, к примеру,
иностранные языки в среднем образовании
почти не изучают. Во всяком случае, трудно назвать штат, в котором
данный предмет был бы обязательным. А у нас учат все, словно графья
какие-нибудь, для которых французский язык являлся родным.
И родители выгребают последние заначки, чтобы обучить чадо
хоть чуток иностранному языку. Как же без него в Земетчино-то прожить. А также без физики, химии, высшей математики.
Наша средняя школа была
содрана с царской гимназии в те времена, когда страна ещё только вводила
всеобщее начальное образование, чтобы сделать образование доступным всем, а не
только правящим. Как в царские времена, так и позднее, предполагалось, что все,
кто закончит обучение, поступят в высшие учебные заведения. Те, кто не мог или
не хотел учиться, шли на более простую работу. Таким образом, до конца 50-х
годов число выпускников средних учебных заведений соответствовало числу мест в
вузах страны. А в 90-х, после «России, которую мы потеряли» Станислава
Говорухина, случился очередной припадок.
На этот раз любви ко всему царскому.
Оставим в стороне вопрос, почему взрослый дядя врёт про процветающую
Россию начала ХХ века и посмотрим, что представляла собой царская гимназия.
Можно не соглашаться с оценкой Ленина, что царская гимназия,
которую он окончил с золотой медалью, была школой зубрёжки, но это
подтверждается воспоминаниями невероятного количества дворян, купцов и прочих
лиц, окончивших самые разные гимназии. Например, Пензенский дворянский
институт. Они с ненавистью вспоминали гимназию
которая отняла лучшие годы, но ничего не дала для жизни. Для чего же в России
долбили латынь? А чтобы оградить молодежь от вредного влияния естественных наук.
Известный советский писатель Пришвин очень слабо учился в
детстве. Уже в первом классе его оставили на второй год. Впоследствии писатель
запишет: «Я совершенно не в состоянии понимать, что от меня требуют учителя.
Мучусь, что огорчаю мать единицами и за успехи, и за поведение». В третьем
классе Пришвина догнал его младший брат, с которым он сидел на одной парте.
Учителя казались ему врагами. Мать стала на их сторону, не принимала его
оправданий по поводу дурных отметок. Все эти мучения Пришвин живописал в
произведении «Кащеева цепь». Описал он и
своих учителей, в том числе и православного гения мысли, отца русской
демократии Василия Васильевича Розанова, преподававшего историю
и географию; его этот двоешник обессмертил в образе учителя по прозвищу Козёл.
Как можно сделать непонятной историю с географией? Это ж суметь надо! И ведь начали издавать и внедрять в образование добольшевицкие
учебники, по которым выучиться невозможно, под тем предлогом, что они лучше
большевизированных. Наиболее припадочные требовали вернуть добольшевицкое
правописание во главе с буквой ять.
«Ни одного предмета из всего, что преподавалось в школе, я
не любил, не понимал, и если в чем-нибудь успевал, то брал это только насилием,
зубрил», - признаётся писатель. Особенно боялся он, ечтественно, латинской
грамматики, из-за которой даже пытался бежать из гимназии. Эту латинскую
грамматику уже в наши дни взалкали ввести по всей стране, а кое-где даже и
сумели. Под тем предлогом, что в царской России всё было лучше. Причём именно
тогда, когда во Франции латынь выкинули даже из медицины. И в самом дел – как в
России прожить без латыни? Особенно, если собираешься стать российским
писателем. Дело закончилось тем, что по представлению Розанова Мишу Пришвина решением педагогического совета
вышибли из Елецкой гимназии «с волчьим билетом», т.е. без права поступления в
другое учебное заведение. После чего он и попал в большевики.
В связи с латынью возникает
вопроса о величии Гегеля, предшественника большевизма, указавшего, что
явление склонно превращаться в свою противоположность. Если во время оно вся
наука существовала на латыни и греческом, без знания которых невозможно было
изучать оную, на латыни издавались книги и общались учёные, то в наши дни для
изучения передовых достижений науки лучше учить японский или китайский. Он же
указал, что любое явление возникает дважды, а Маркс добавил: один раз в виде
трагедии, а второй – в виде фарса.
А потом было принято решение облагодетельствовать народ
сначала восьмилетним, а затем средним (оно получилось скорее усреднённым)
образованием, которое раньше было доступным токмо купцам, князьям да боярам,
вообще всех. Любят у нас некоторые оказывать благодеяния за чужой счёт. За счёт
чужих нервов, чужого свободного времени, чужого здоровья. Сопротивление было
сильнейшим, но когда же на Святой Руси
здравый смысл побеждал мнение
Начальника? При наличии в стране миллиона второгодников вместо того, чтобы
улучшать преподавание в семилетке, удлинили сроки обучения. Иначе говоря, зря
потратили средства: начали строить
высотный дом без первого этажа.
Потом г.Фурсенко продавил 11-летнее образование и собирался
впихнуть в глотку населению 12-летнее. Делалось это, разумеется, из самых
благих побуждений: одержимы некоторые люди мыслишкой повысить качество
обучения. Только вот получается нечто противоположное.
Если до сих пор ученик сидел в школе, ничего не понимая и
ничего не делая, сначала семь, потом восемь, затем десять лет, то теперь будет
сидеть 12. За время, когда его тянут за уши, он не только не приобретает
прочных знаний, необходимых для дальнейшего обучения в вузе, но и утрачивает
всякое желание работать руками. Естественно, он идёт в общем стаде в вуз
засорять собой высшее образование. Учится он там, естественно, не лучше, чем в
школе. После того, как выпускники отправились всем классом не на целину, а в
вуз, поднимается вой производственников: работать-то некому! И от тех же
учителей начинают требовать, чтобы учитель уговорил ученика ходить за плугом,
как Лев Толстой. Но при этом качество работы учителя по-прежнему определяется
числом его учеников, поступивших в вуз.
Забавнейшее получается положение: сначала человека тянут за
уши до десятого класса, а потом
появляется необходимость тянуть его за уши из вуза к станку. В итоге,
как обычно, получилась ни богу свечка, ни чёрту кочерга.
Странный народец эти наши отцы-начальнички. Сначала они
отдают приказ двоек не ставить, а потом вводят ЕГЭ, чтобы выявить скрытых
двоечников. Пресловутой 100% успеваемости нет нигде и ни у кого. И не надо.
Русский язык и математика всегда были источником второгодников, и со времени
написания картины «Опять двойка» мало что изменилось, а ЕГЭ выявил лишь
умственное убожество своих вдохновителей.
За долгие годы обучения при полном отсутствии знаний по
физике, математике и химии человек не приобретает вообще ничего, что
пригодилось бы в дальнейшей жизни: при весьма убогих «знаниях» он не прочёл ни
одной книги, не научился играть в шашки или шахматы, в ножной или ручной мяч. А
потом начальство удивляется: нет непьющих рабочих. А вы учили их тратить
деньги, которые они заработаю, и с пользой проводить свободное время? Если у
человека развиваются творческие способности, это лучше и для самого человека, и
для общества, в котором он живёт.
Языковед и этнограф А.А. Потебня писал: «Каждый акт... действенного
художественного творчества есть, вместе, акт познания... Образ — не выдумка, не
сознательно-произвольная композиция имеющихся в голове данных, а такое их
сочетание, которое казалось наиболее верным действительности» Иначе говоря,
если ребёнок вместо науки числительной выучиться резьбе по дереву или игре на
гитаре, это для него будет лучше, чем бессмысленная долбёжка.
Если у ребёнка вопреки тупой долбежке все же разовьются
творческие способности, он начинает по-другому относиться к жизни. Прежде
всего, он создаёт, а не потребляет, преобразует окружающий его мир, делая его
лучше, а не оставляет после себя помойку.
Как только учить начинают всех – сразу обучение
заканчивается и начинается цирк, в котором главным клоуном – весь день на
манеже! – выступает учителка. Она, руководствуясь самыми последними указаниями
начальства, стремиться впихнуть в ученика знания, которые не больно-то ему и
нужны, а он отбивается. Такие битвы
разворачиваются за то, чтобы начальству отчётность не портить – диву даёшься.
Дело доходило уже и до постановки ученика на учет в милиции в качестве
«трудного», и до клоповника.
Не сегодня сказано, что единообразное обучение (всех, всему
и одинаково) – это массовое убийство способностей детей. Допустить
разнообразие, чтобы ученик сам выбирал не только школу, но и предметы обучения
и учителей, можно. Лучше уж хоть закон
божий осилить, чем десять лет учить математику – и так и не выучить. Но тогда
чиновники будут не нужны, которые как раз подбор предметов и учителей оставляют
за собой. Им наплевать, что время изменилось, выпускникам школы не придётся
обрабатывать на одинаковых станках одинаковые заготовки. Да и вообще нынче требуются
совершенно другие профессии, чем 150 лет назад, и, что самое главное,
совершенно другое отношение к ним. Поэтому обучение должно быть не одинаковое
для всех, а составленное для каждого в отдельности в соответствии со
способностями ученика, чтобы оного на ножки поставить и к делу приставить.
Потому что если ученик не блещет в какой-то науке – это не значит, что он
тупой. Это значит, что у него способности другие. У Пушкина было плоховато с
математикой, но это не помешало ему стать гением.
Кстати, в США изучают трудные науки не более 12% учеников,
тем не менее, производительность труда там как была самой высокой в мире, так и
осталась. Никакие японские трудоголики не могут переплюнуть.
Потом ввели Закон Божий. Но вот министром стала женщина с
дипломом педагога – и что? Она решила вернуть в школу астрономию. Но не потому,
что сама додумалась – для продвижения по службе самостоятельное мышление
мешает. Ей посоветовал известный новостник и бывший член Госдумы Невзоров. Так Невзоров ещё и требует упразднить историю
с литературой.
Как вообще просвещенческим начальникам выдали дипломы, если
они не знают простейших вещей? Например, пункт первый во всех педучебниках, от
учебника педагогики, до учебника дидактики, гласит: учить тому, что пригодится
в жизни. И если космонавту, штурману или капитану дальнего плаванья без
астрономии нельзя, то зачем она остальным?
А на подходе уже новая волна желающих поруководить. Из этой
толпы слышны требования вернуть черчение. Про половое воспитание пока не
вспоминают. Которое, напомним, закончилось стоянием двух министров, просвещения
и медицины, на подмостках с признанием непродуманности и недоработанности
учебника полового воспитания и вообще неподготовленности учебных заведений к
введению оного. Один из непродумцев был академик, второй доктор наук. А всё потому, что «цель издания законов
двоякая: одни издаются для вящего народов и стран устроения, другие -- для
того, чтобы законодатели не коснели в праздности». (Салтыков-Щедрин «История
одного города»).
После этого на всё чаще раздающиеся завывания о том, как
улучшить качество управления в стране, можно ответить просто – поменьше
управлять. В данном случае это означает
разогнать министерство просвещения вместе с примкнувшей к нему академией
педлженаук и возложить обязанности по выбору содержания образования детей на самих детей и их родителей, раз уж
родители сами чинят школьные здания. А сбережённые средства направить на
совершенствование образования в стране. Потому что не сегодня сказано:
«А вы, друзья, как ни
садитесь,
Всё в музыканты не годитесь».
Всё в музыканты не годитесь».
Пырков Е.А.
Комментариев нет:
Отправить комментарий