Убыток ВЭБа вырос в 19 раз
Внешэкономбанк, госкорпорация развития, финансировавшая мегапроекты Кремля и ставшая, по словам президента Владимира Путина, "помойкой плохих долгов", продолжает фиксировать потери, обращая в убыток всю выделенную государством помощь. С начала года ВЭБ получил из бюджета 107,6 млрд млрд рублей и к концу сентября зафиксировал чистый убыток на сумму 110,4 млрд рублей.Помимо прямых вливаний в капитал, 23,3 млрд рублей было выделено из средств Фонда национального благосостояния, а 4,2 млрд рублей - "на компенсацию убытков, возникающих в результате безвозмездной передачи активов в казну РФ".
По итогам третьего квартала вливания в ВЭБ составили 60 млрд рублей, а убыток госкорпорации вырос в 18,5 раз - до 63,6 млрд рублей. Отрицательный финансовый результат "связан главным образом с досозданием резервов в рамках реструктуризации "старого" кредитного портфеля", объяснил первый зампред ВЭБа Николай Цехомский: на эти цели за 9 месяцев ушло 125,6 млрд рублей.
До конца года банк получит из бюджета еще 42,4 млрд рублей, всего за год - 150 млрд; по сути ВЭБ находится на системе жизнеобеспечения, констатирует главный экономист "ПФ капитала" Евгений Надоршин. Сокращение господдержки - главный риск для ВЭБа, говорит он.
За счет налогоплательщиков гасятся долги госкорпорации: до кризиса 2014 года ВЭБ благодаря квазигосударственному статусу привлекал дешевые деньги на Западе, которые щедро тратил на кремлевские мегапроекты, в том числе олимпийские стройки. Но после введения санкций он столкнулся с нехваткой ликвидности и едва не объявил дефолт, от которого в 2016 году его спасли экстренные вливания из "президентского резерва" - замороженных пенсионных накоплений россиян.
Суммарная дыра в денежных потоках банка на 2017-19 гг, по оценке Счетной палаты, составляет 401,5 млрд рублей. В 2018-м году наступит пик погашений внешнего долга, когда отдать придется 2,8 млрд долларов.
На середину 2017 года 43% активов ВЭБа находились в "проблемной зоне", а каждый десятый выданный в кредит рубль приходился на неплатежеспособного заемщика. В начале года "плохие" активы планировали сдать в государственный фонд - его размер ВЭБ оценивал в 500-700 млрд рублей.
В ноябре было решено попробовать найти эту сумму на рынке, сдав портфель "черных долгов" и убыточных строек кому-то из покупателей. Всего в перечень на продажу могут попасть активы на 500 млрд рублей.
Проблема в цене этих активов, объясняет Владимир Цупров из "ТКБ инвестмент партнерс": ВЭБ хочет получить как можно больше, но инвесторам вряд ли будет интересно субсидировать госкорпорацию из своего кармана.
Так, у ВЭБа есть акции "Ростелекома", но их цена на балансе существенно выше рыночных котировок, приводит пример Цупров.
При этом банк порывается заниматься новыми рискованными проектами, в том числе в следующем году должна быть запущена фабрика проектного финансирования (для нее в бюджете до 2020 году выделены госгарантии на 294 млрд руб.). Это может нагрузить его баланс новыми проблемными активами, по которым снова придется создавать резервы, предупреждает Надоршин.
Если государство хочет поддерживать иллюзию, что в России есть банк развития, и не устраняет его с рынка, то должно предоставлять ему ресурсы, рассуждает он: но для полноценного развития их не хватает - разве что для экспериментов.
"ВЭБ стал чемоданом без ручки: нести его тяжело, а бросить жалко", - резюмирует экс-зампред ЦБ РФ Сергей Алексашенко.
Генпрокуратура обнаружила вывод активов из ВЭБа
Генеральная прокуратура заинтересовалась работой госкорпорации Внешэкономбанк, которая служила плацдармом для мегастроек и политических проектов Кремля, а в конечном итоге стала, по словам президента Владимира Путина, "помойкой плохих долгов". Рабочая группа по противодействию преступлениям в банковской сфере рассматривает факты вывода активов из ВЭБа, "дыра" в портфеле которого превысила 40% всех инвестиций.
Как сообщил ТАСС источник, близкий к прокуратуре, поиску и возврату активов, выведенных из-под контроля госкорпорации, было посвящено заседание прокурорской группы 30 мая. Группа была создана в конце прошлого года; в нее входят также представители ФСБ, МВД, ФНС, Центробанка, Росфинмониторонга и Следственного комитета.
Перечень активов, требующих повышенного внимания, по словам источника ТАСС, уже составлен. В самом ВЭБе ситуацию не комментируют, отмечает агентство.
Напомним, с 2015 года ВЭБ живет за счет подпитки из федерального бюджета, который выделяет банку не менее 150 млрд рублей денег налогоплательщиков ежегодно.
В "тучные" годы нефтяных сверхдоходов госкорпорация рассматривалась инвесторами как квазигосударственный банк, благодаря чему дешево привлекала валюту на Западе. Но санкции, введенные после украинского кризиса, перекрыли ВЭБу кредитный кислород, и в 2016-м году банк оказался на грани дефолта.
Показатели достаточности капитала ВЭБа упали до критических отметок, при которых зарубежные кредиторы могли бы потребовать одновременного погашения всех долгов на 21 млрд долларов.
Латать дыру было решено за счет называемого президентского резерва - то есть пенсионных накоплений граждан, которые были "заморожены" и направлены в бюджет.
В 2016 году ВЭБ получил из бюджета 163,8 млрд рублей и, несмотря на это, закончил год с убытком в 111,9 млрд рублей.
В первом квартале 2017-го государство уже выделило ВЭБу 76 млрд рублей денег налогоплательщиков. До конца года на поддержку госкопорации пойдет еще 74 млрд рублей из федерального бюджета. Столько же - по 150 млрд рублей в год - ВЭБ получит в 2018-19 гг, сообщал ранее первый зампред ВЭБа Николай Цехомский.
Суммарная дыра в денежных потоках банка на ближайшие три года оценивается в 401,5 млрд рублей - всю сумму ВЭБу профинансирует федеральный бюджет, предупредила в декабре Счетная палата.
Портфель активов ВЭБа, в который попали убыточные олимпийские стройки и сомнительные вложения в украинские предприятия, на 43% находится в проблемной зоне. Практически каждый второй выданный госкорпорацией кредит либо уже дефолтный, либо имеет проблемный статус, сообщали в мае "Ведомости" со ссылкой на внутренние материалы банка.
Выйти на прибыль ВЭБ, как ожидается, не сможет раньше 2018 года.
Источник
Граждане должны инвестировать, чтобы олигархам было что грабить
Министр Орешкин обвинил россиян в стагнации экономики
Орешкин считает, что экономика России «в трясине», откуда ее надо «вытаскивать»
«На граждан ложится и необходимость вкладывать средства в развитие. Именно частные инвестиции — это то, что должно стать основой экономического роста. Государство со своей стороны планирует поддерживать такую практику тем, что обеспечивает предсказуемость макроэкономических показателей», — цитирует министра «Газета.ru».
По его словам, экономического роста в 20-30% можно добиться только при увеличении производительности труда, а в настоящий момент страна скатывается в демографическую яму и сокращается рабочая сила. «И здесь каждый конкретный человек должен ответить», — считает высокопоставленный чиновник.
Ранее глава МЭР связал рост пенсий в России с повышением пенсионного возраста. По словам министра, вопрос о принятии решения по повышению будут поднимать политики, которые пользуются доверием россиян.
Комментариев нет:
Отправить комментарий