понедельник, 21 сентября 2015 г.

Богатая Россия с низкими заработками

Реальное падение жизненного уровня  у основной массы населения России вызвал приступ лживых выступлений и статей в СМИ по поводу уровня жизни, в которых медийные  шоумэны стараются убедить народ, что чёрное - это белое и наоборот.
Гражданин приходит в магазин и видит, что цены, а особенно на продукты питания  растут не в той мере, как это отражается в СМИ, и совсем не в той мере, как растут его доходы, (нельзя же сказать, что добавленные в апреле 100 рублей к пенсии, компенсировали 4% инфляцию с начала года) и начинает подумывать об антинародной сущности данной власти и путях поддержки оппозиции. 

Но тут, как чёртик из табакерки выскакивает журналист, которому что-то насыпали на хвост,  и начинает убеждать, что все не так плохо, как народу кажется, что благосостояние его растет, вот данные Росстата, и в докладе ИНСОРА об этом говориться, и в отчете  ясиновского ГУ-ВШЭ,  где даже уборщицами работают кандидаты наук.  А если вы не доверяете нашим "светилам", то вот вам и выдержки из доклада Всемирного банка.
Ну, прямо всё говорит о том, что российский народ живет хорошо и год от года всё лучше, кроме самой реальности.   Вот как освещает этот вопрос "НЕЗАВИСИМАЯ", в заметке "Богатая Россия с низкими заработками". 

Богатая Россия с низкими заработками


 Анастасия Башкатова

Борьба с нищетой уже не приносит быстрых результатов
Как видим, всей статье предшествует установка, что ПРАВИТЕЛЬСТВО ведет  постоянную борьбу с нищетой, старается повысить уровень жизни простого гражданина, а он всё падает.  В реальности  же надо констатировать, что данная власть ведет борьбу за обогащение кучки прилипал и паразитов, что вызывает обнищание народа. Но установка СМИ дана иная


Согласно последним данным Росстата, численность россиян с доходом ниже прожиточного минимума в 2010 году по сравнению с 2009 годом не изменилась: за официальной чертой бедности по-прежнему находятся 18,5 млн. россиян, или около 13% населения. Независимые эксперты считают, что дальнейшее снижение бедности – после ее двукратного сокращения за последнее десятилетие – будет идти очень медленно. Впрочем, несмотря на высокий уровень бедности, Всемирный банк отнес Россию к группе стран с доходом населения выше среднего уровня. Однако на фоне развитых стран ЕС Россия выглядит неблагополучно. По разным оценкам, до 80% россиян не могут отнести себя к среднему классу.
Всего 13% за чертой бедности!!!!!!!!Тогда как в ЕЭС -17%!!!!! Но тут выяснили, что явно переврали и несколько убавили пыл: "Однако на фоне развитых стран ЕС Россия выглядит неблагополучно".
А что такое этот средний класс? Народу навязывают  мнения каких-то неопределенных экспертов, назвав их независимыми, видимо от совести, и считают что всё так и должно быть.
В прошедшие выходные Всемирный банк (ВБ) презентовал доклад о мировом развитии, согласно которому Россия – вместе с Азербайджаном, Белоруссией, Казахстаном и Литвой – попадает в группу стран с доходом населения выше среднего уровня: от 4 до 12 тыс. долл. на человека в год. Между тем относительно высокий среднестатистический доход в РФ соседствует с высокими показателями уровня бедности. В конце прошлой недели Росстат обнародовал очередной отчет о численности населения, чьи доходы остаются ниже прожиточного минимума. В течение последнего десятилетия власти вели активную борьбу с бедностью. Двухтысячные годы начались с 42,3 млн. человек за чертой бедности, что составляло около 29% от общей численности населения. Далее в течение десятилетия бедность в России, судя по статистике, неуклонно сокращалась. По итогам 2009 года она составила 18,5 млн. человек, или около 13% населения. И как показали последние данные, этот уровень бедности за 2010 год практически не изменился.
В России и в большинстве стран СНГ принято измерять абсолютный уровень бедности на основе устанавливаемого властями прожиточного минимума. В марте текущего года правительство РФ утвердило прожиточный минимум в целом по стране за четвертый квартал 2010 года в размере 5,9 тыс. руб. на душу населения.
Если у гражданин есть чем заплатить за коммунальные услуги, то он уже не нищий и автоматически попадает в средний класс!
Как замечают многие эксперты, Россия наравне с Казахстаном со своими официальными показателями уровня доходов на фоне иных стран СНГ выглядит, пожалуй, лучше других. Ведь ближайшие соседи РФ насчитывают, по разным оценкам, порой от 30 до 55% бедного населения среди городских жителей и от 40 до 90% бедных среди сельского населения.
Также радует на первый взгляд сравнение показателей России с европейскими странами.
Кого это  радует? 
В конце прошлого года Евростат сообщил, что за чертой бедности в ЕС живут 17% всего европейского населения. Наиболее высокие показатели бедности наблюдались в Латвии (26%), Румынии (23%), Болгарии (21%). Лучше всего жизнь сложилась в Чехии (бедных насчитывается 9% от общей численности населения), Нидерландах и Словакии (по 11%), Дании, Венгрии, Австрии и Швейцарии (по 12%).
Однако специалисты обращают внимание, что европейские методики измерения бедности отличаются от российских и от тех, которые использует Всемирный банк. В Европе ориентируются на относительную черту бедности, которая устанавливается на уровне 40–60% от медианного дохода. Медианный доход – это уровень, выше и ниже которого получают доход одинаковое количество работников или населения.
 Как всё запутано! Статьи писать,  это вам не метлой во дворе махать! Проще говоря, если гражданин получает менее 60% средней зарплаты по стране, то он попадает в разряд бедных. Для Германии, например, если зарплата гражданина составляет 1000 евро, то он вправе получать социальную помощь, это учитывая то, что в России цены, по основным группам товаров,  выше.
Независимые эксперты сообщают: казалось бы, победу российских властей над бедностью отрицать нельзя, но дальше статистических сводок эта победа не идет.
Опять эти независимые эксперты утверждают бред! Отрицать победу  российских властей над бедностью нельзя, но эти победы только на бумаге. Это как!

Многие россияне роста благосостояния так и не заметили. Вызывает сомнение оправданность методики определения бедных именно по уровню прожиточного минимума, который эксперты очень часто называют «прожиточным минимумом бомжа». Потому что в России этот минимум явно не предполагает наличия у гражданина квартиры, в которой надо ежемесячно оплачивать коммунальные услуги. Еще одно лукавство статистики в том, что те граждане, которые получают доход в два-три раза выше прожиточного минимума, из статистики бедных уже выпадают, однако на практике они остаются малоимущими, реальные доходы у них не только не растут, но и в условиях постоянной инфляции сокращаются.
«В Европе явления бедности и неравенства связываются друг с другом. И если использовать европейскую методику измерения бедности, то в России доля бедных насчитывала бы уже как минимум 26% от общей численности населения. Причем в период кризиса этот показатель заметно вырос бы из-за роста неравенства, – поясняет директор научных программ Независимого института социальной политики Лилия Овчарова. – При этом если бы европейцы использовали российский подход к измерению бедности, то в принципе у них бедных не было бы вообще. Так что Россия находится сейчас на совсем другом уровне благосостояния, чем европейские страны». 
По разным экспертным оценкам, к бедным в России на самом деле можно отнести более половины жителей страны. «У нас около 30 миллионов работающих получают зарплату в размере менее 10 тысяч рублей в месяц. Этот феномен «бедных работающих», как правило, считается скандальной ситуацией», – приводит пример Гринберг. Еще один скандальный пример – размер пенсий: «Сегодня в России пенсия равняется 30% от последнего заработка гражданина, в то время как в Европейском союзе она достигает от 60 до 80%».
Прогнозы на ближайшее будущее пока не вселяют оптимизма. Тенденция сокращения численности бедных – пусть даже за счет статистических методик – сходит на нет. И в ближайшее десятилетие ждать особых улучшений не приходится. «При нынешнем политическом и экономическом устройстве перспектив снижения бедности в России нет. Бедность в РФ обусловлена высоким неравенством, а причина высокого неравенства - структура экономического роста, ориентированного на сырьевой доход», – рассуждает Овчарова. Гринберг, в свою очередь, указывает, что рост благосостояния в стране сдерживается инфляцией, которая для большинства граждан достигает двузначных показателей: «Более 50% населения тратят практически весь свой доход на продукты питания и услуги ЖКХ, рост цен на которые, как правило, превышает 10–15%».
В самом названии заметки, по большому счёту, уже все сказано. Россия богатая, но блага её предназначены узкой группе лиц, оседлавших государство.  Большую часть получаемых страной доходов попадает в карманы финансовой олигархии, сырьевых магнатов и бюрократии, а  народу достаются крошки со стола.  Такое положение дел сохраняется уже более 20 лет и  продолжает действовать, когда народ отстранен от власти, когда промышленность и сельское хозяйство деградируют и обогащается лишь кучка плутократов. В такой ситуации  бедность будет только нарастать, а положение народа ухудшаться. 
---------------------------------------------------------------------------

      Китай обогнал Россию по средней зарплате

Ниже Поднебесной

Средняя зарплата в России в 2015 году составляет около 33 тысяч рублей и существенно снизилась в реальном выражении по сравнению с прошлым годом. Но куда более интересное статистическое наблюдение состоит в том, что впервые в истории доходы россиян оказались меньше доходов жителей Китая — страны, которая является хрестоматийным примером «резервуара рабочей силы».
Обвал курса рубля по отношению к доллару в последний год привел к резкому обесцениванию российских зарплат в валютном выражении. Еще в начале 2014-го среднестатистический работающий россиянин получал около 900 долларов. В середине 2015-го его зарплата составляла примерно 33 тысячи рублей (точная статистика будет опубликована по итогам всего года), что составляет около 500 долларов исходя из среднего курса 65 рублей за доллар.
Рубль может укрепиться, и зарплаты россиян в долларах снова подрастут. Но даже в этом случае они вряд ли догонят показатели Китая — страны, где по существующему в России стереотипу граждане работают «за чашку риса». В 2014 году средний китаец получал 8800 юаней в месяц, что при нынешнем курсе (доллар поднялся и к юаню тоже, но не так сильно) составляет 733 доллара. Таким образом, мы уже в полтора раза отстаем от КНР по данному критерию.
Можно, конечно, возразить, что сравнение в иностранной валюте не отражает реального положения дел с благосостоянием, так как цены в разных странах разные. Тем не менее до начала кризиса разница в стоимости валют по паритету покупательной способности составляла около 25 процентов в пользу Китая (то есть в среднем цены там были на четверть ниже). Сейчас рубль резко девальвировался (примерно в два раза), а цены в России выросли только на 20 процентов. Но даже с этой поправкой стоимость валюты по ППС стала в КНР лишь немногим больше, чем в России, и не компенсирует полуторакратной разницы в заработках.
По факту же увеличение китайских зарплат вполне сообразовывалось и с темпами экономического роста, и с увеличением производительности труда. ВВП в 2005-2014 годах рос в среднем на 8-9 процентов в год. При этом за десять лет производительность в Китае увеличивалась почти на 18 процентов ежегодно (что, кстати, крайне нехарактерно для стран с низким уровнем доходов, к коим Китай еще недавно относился).
Для сравнения: в 2003-2008 годах Россия демонстрировала ежегодный рост производительности труда в 7-7,5 процента. После кризиса рост существенно замедлился и, наконец, к 2013 году упал до 1,8 процента. Как результат — темпы роста зарплат тоже замедлились, и в последние полтора года она просела существенно сильнее, чем экономика в целом. Работодатели сочли, что издержки резать лучше всего именно за счет экономии на труде работников.
Разумеется, в пользу России может свидетельствовать несколько меньшее расслоение населения по доходам. Коэффициент Джини, показывающий разницу между доходами самых богатых и самых бедных граждан, в Китае составляет 47, а в России — 42. Однако эти цифры учитывают все доходы, а не только заработную плату. Кроме того, это различие в любом случае не столь велико, чтобы компенсировать столь значительный разрыв, образовавшийся сейчас в зарплатах в долларовом исчислении.
Отставание по темпам роста производительности труда объяснить легко. В первую и вторую очередь производительность — это технологии и техника. Но российский бизнес очень медленно и неспешно вкладывается в модернизацию производства и сферы услуг — достаточно посмотреть на статистику рынка промышленных роботов в последнее время. Доля Китая в мировых закупках составляет почти треть (при объеме экономики около 15 процентов от мирового), в России же закупается около процента от мирового рынка роботов, что существенно ниже доли страны в глобальном ВВП (около 1,5-2,5 процента в зависимости от методики подсчета).
Почему так происходит? Во-первых, модернизация стоит дорого, а с инвестициями сейчас вообще будут проблемы из-за санкций. Доля инвестиций в ВВП России чуть больше 20 процентов — против 45 процентов у Китая. И эти расходы, судя по росту закупок высокотехнологичного оборудования, неизбежно принесут эффект. Во-вторых, нормальных механизмов финансирования модернизации в виде целевого облегчения налогового бремени в России нет. В-третьих, в стране есть большое количество дешевых рабочих рук из ближнего зарубежья, на которых можно хорошо экономить. Как говорится, два солдата из стройбата заменяют экскаватор. Наконец, модернизация неизбежно повлечет за собой уничтожение рабочих мест (впоследствии могут появиться новые, но это уже в перспективе), а рост безработицы гарантированно означает утрату так долго пестуемой стабильности. Государству это совершенно не нужно, поэтому оно опасается поощрять бизнес в этом направлении.
Как бы то ни было, низкие зарплаты — это не только проблема, но и возможность. Для России в данном случае это означает возможность переноса к себе производств, которые ранее работали за границей. Таким образом может быть дан толчок экономическому росту. Разумеется, это означает, что страна будет развиваться по пути, принятом в государствах «третьего мира», но сейчас о чем-то другом говорить не приходится.
Хотя даже на такое экстенсивное развитие опять-таки нужны деньги. Но займы и инвестиции из-за рубежа идут не очень охотно, в том числе в связи с политическим напряжением, а внутрироссийские ставки являются карающими для любого отечественного нефинансового бизнеса. Чтобы выйти из положения, государству нужно проводить реформы для поддержки экономического роста, о чем говорят уже не первый год. Делается же, к сожалению, немного.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий