суббота, 20 мая 2017 г.

Для ослабления рубля Минфин решил купить валюты на 616 млрд

Официально это называют "пополнением Резервного фонда"
Минфин внес в бюджет поправки, из которых следует, что в 2017 году по заданию ведомства будет куплено валюты на сумму 616 млрд рублей. Это необходимо для пополнения Резервного фонда, объем которого упал ниже 1 трлн рублей. На скупку валюты пойдут дополнительные доходы от экспорта углеводородов. Другой задачей этих операций является попытка чиновников ослабить курс отечественных денежных знаков. Впрочем, дополнительных денег от экспорта «черного золота» на эти цели явно не хватит. Поэтому есть вероятность, что ЦБ может вернуться к политике валютных интервенций. Тогда «деревянный» рискует скатиться до 70 рублей за доллар.
Относительно высокие цены на нефть держатся более полугода. Несмотря на провалы, баррель торгуется выше $50. Соответственно, и российская валюта находится на своеобразном курорте. Набрав за 2016 год и начало 2017-го приличный вес — курс доллара за это время упал с 83,6 до 57,5 рубля, — она не желает сдаваться и благодаря нефти рассчитывает на большее.

В связи с таким благоприятным стечением событий Минфин решил пересмотреть параметры бюджета на 2017 год, в котором среднегодовые котировки «черного золота» запланированы на уровне в $40, и увеличить прогнозируемый объем доходов казны почти на 1,15 трлн рублей. Эту сумму ведомство Антона Силуанова подсчитало на основе нового прогноза Минэкономразвития, которое скорректировало оценку экономического роста страны с 0,6% до 2%. Дополнительные доходы должны стать следствием оживления деловой активности в России и среднегодовой цены нефти не менее чем $45,6 за баррель.

Вопреки тому, что бюджет находит дополнительные средства на покрытие расходов с минимальными потерями для резервных источников, чиновники продолжают оставаться недовольны финансовой ситуацией. В первую очередь — высоким курсом рубля, который, по их мнению, вредит росту экономики. Антон Силуанов, равно как и его другие коллеги по кабинету министров, постоянно говорит о переоцененности российской валюты на 10–12% и необходимости опустить ее стоимость до 64–70 рублей за доллар.

Пока экономический блок не располагает для этого действенным оружием. Нефтяные котировки в большей степени зависят от международных обстоятельств — предстоящего саммита ОПЕК в Вене, на котором решится вопрос продления меморандума о сокращении добычи нефти. Пока большинство прогнозов говорит в пользу такого решения, поэтому с этой стороны у «деревянного» пока нет оснований падать в цене.

Предпринимаемые Минфином собственные шаги по коррекции курса рубля также не приносят результата. Закупленная Банком России по просьбе министерства с начала года валюта на сумму в $4 млрд не стала причиной для обрушения российских денежных знаков. Но Минфин не сдается. Часть дополнительных доходов, которые государство получит от продажи нефти, может также пойти на приобретение долларов. Общий размер денежных вложений в этом направлении обещает составить 616 млрд рублей.

В долларовом выражении — это около $10,5 млрд. По оценке аналитика ГК «ФИНАМ» Тимура Нигматуллина, этого недостаточно для масштабного обрушения стоимости рубля. «Кроме того, сам Минфин не имеет права выходить на открытый рынок и вынужден осуществлять операции через ЦБ, который в теории может продавать валюту из резервов, не вторгаясь на открытый рынок», — полагает эксперт.

Между тем валютные ресурсы ЦБ не безграничны. Есть определенная доля вероятности, что регулятору все же придется снова выйти с валютными интервенциями на биржевые площадки. Глава Банка России Эльвира Набиуллина говорила, что это возможно после достижения Россией целевого показателя инфляции в 4%. Темпы роста потребительских цен уже снизились до этой отметки. По мнению старшего аналитика «Альпари» Анны Бодровой, это вынуждает внимательнее следить за настроением ЦБ. «Регулятор не выходил с интервенциями на открытый рынок с 2015 года, хотя в настоящий момент условия сходны с теми, при которых ранее он проявлял активность в регулировании курсов», — считает аналитик.

Если это произойдет, то рублю несдобровать. Ранее для создания курсового баланса ЦБ выплескивал на рынок в среднем до $1,2 млрд ежедневно. Вернувшись к этим темпам, регулятор может создать большие неприятности тем, кто продолжает верить в российскую валюту: ее стоимость может рухнуть вплоть до 70 рублей за доллар. По словам начальника аналитического департамента УК «БК-Сбережения» Сергея Суверова, биржевые игроки могут утратить интерес к рублю в качестве инвестиционного инструмента и переложить свои накопления в валюты других стран, например, в фунты стерлингов или иены, которые в настоящее время являются достаточно привлекательным активом.

Впрочем, возложить вину за такой провал будет, скорее всего, не на кого. И Минфин, и ЦБ всегда могут сказать, что покупали валюту для пополнения Резервного фонда.

Николай Макеев  

Актуальный архив 

Кому мешает крепкий рубль?

  Просматриваю прессу о встрече В. Путина с А. Кудриным и ломаю голову: о чем это они говорят? Просто ничего не могу понять. Похоже, что и многие журналисты, описывающие встречу, ничего   не поняли.
«Слишком сильный рубль, по мнению президента, способен подорвать конкурентоспособность национальной экономики», - пишет газета «Коммерсант».
Как может подорвать национальную экономику сильный рубль? Сильный, я беру ими используемое выражение, может урезать доходы сырьевых монополий, поставляющих углеводородное сырье на мировой рынок, но никак не подорвет, а скорее укрепит позиции производителей в других отраслях. Американцы, в последнее время делают все, чтобы укрепить доллар, понимая, что это основа стабильного существования американских производителей. А у нас, оказывается, все наоборот.
На невнятное заявление Путина, Кудрин еще боле запутанно отвечает: «Основные меры по предотвращению укрепления,- отвечает Алексей Кудрин, - это меры правительства, но как только правительство увеличивает свои расходы за счет нефтегазовых доходов, это угрожает дополнительным укреплением. В рамках того прогноза, который мы сейчас подготовили, мы сможем удержать в запланированных параметрах укрепление».
Кудрину бы придерживаться какой-то одной системы координат, а не заявлять абсолютно противоречащие утверждения. Депутатам и народу он говорит, что дополнительные расходы вызовут инфляцию, а поэтому их необходимо ограничивать, а, в данном случае, от увеличения расходов, за счет нефтегазовых доходов, по мнению министра, произойдет укрепление рубля. Как произойдет укрепление? Ведь расходы будут делаться в рублях, а не в долларах, а поэтому произойдет увеличение рублевой массы, по отношению к товарам, и тому же доллару, что соответственно понизит реальную стоимость рубля, а не укрепит.
Журналисты "Ведомостей" Александра Петрачкова, Александр Беккер, так и оценили ситуацию: "Укрепление рубля может угрожать экономике, в особенности реальному сектору, считает Владимир Путин. Поэтому Минфину и Центробанку придется одновременно бороться с инфляцией и укреплением курса».
Похоже, что чиновники Минфина и ЦБ, слишком рьяно взявшиеся бороться с инфляцией, по просьбе президента, наступили, на мозоль сырьевых гигантов, да так больно, что сам Владимир Путин, взялся поддержать инфляцию. 
«Президент просит срочно замедлить темп укрепления национальной валюты», - выдает "Время новостей";   "Путин поручил притормозить рубль", - пишет Лариса Кафтан в «Комсомольской правде».
 О том, что укрепление рубля, невыгодно сырьевым монополиям, и президент этим озабочен, Владимир Путин и не скрывал. Президент сообщил, что встречался с представителями крупных компаний, "у них еще есть запас прочности", но стремительное укрепление рубля может создать для них проблемы. Их товары становятся все дороже в сравнении с импортом и проигрывают мировую конкуренцию. Как собирается спасать положение правительство?»
А в области производства, каких товаров мы конкурируем, если 70% нашего экспорта составляет сырье? 
"Мы должны противодействовать укреплению рубля всеми доступными методами!" – самоотверженно и с радостью заявил министр. И как ему не радоваться! Ведь все это время Кудрин только это и делал, в угоду крупным монополиям, поставляющим на мировые рынки нефть, газ, металлы, лес, и так далее. Ну, а теперь, он еще и от президента получил поддержку. Так что теперь ждите нового роста цен, так как Кудрин начнет бороться с укреплением рубля с удвоенной энергией.  
Нет никаких сомнений, что Путин склонился на сторону сырьевых монополий. Так и только так можно охарактеризовать заявления президента, сделанные им на встрече с главой Минфина Кудриным. Полгода назад президент ставил задачу по укреплению рубля, сокращению инфляции, конвертируемости рубля, а сейчас, под давлением хозяев сырьевых магнатов, разворачивает всю политику в обратную сторону.
«Как он выяснил после “контактов с бизнесом”, курс на укрепление рубля может повредить российской экономике.- Пишет газета «Ведомости». - И вот перед ЦБ и правительством, по сути, поставлена тройственная задача: не допустить роста инфляции, сдержать укрепление рубля и по-прежнему увеличивать расходы государства. При таких вводных стоит ожидать интересного политического сезона. Если не отставки, то серьезные провалы гарантированы: задача, поставленная президентом, невыполнима.
Ситуация так и останется патовой, если не отказаться от одной из трех задач — при соблюдении лишь двух вводных уравнение можно будет решить».
«Укреплять рубль российским властям было удобно, чтобы подавить инфляцию. Но теперь, когда президент приказал этого не делать, перед Минфином и Центробанком встает необычайно сложная задача - и рубль не укреплять, и с ростом цен бороться. - Непонимающе вопрошает "Известия". – Значит, вперед инфляция».
Под натиском интересов сырьевых монополий прогнулся не только президент, но и правительство, которое разработало трех летний план по сокращению бюджетных поступлений от продажи углеводородного сырья. За три года доля налога на добычу (НДПИ) и экспортных пошлин в доходах бюджета сократится с 50 % до 30 %". Это, по мнению Кудрина, и есть путь сокращения зависимости бюджета от цен на нефть. Вот, только нефтяные магнаты и их лоббисты в правительстве, как видимо нисколько не пугаются своей зависимости от нефтяных доходов, а вовсю качают нефть и благодарят своих благодетелей.
Иван Тевризский
23.08.2006  

У Минэкономразвития РФ и олигархии общие цели
МОСКВА, 12 мая - ПРАЙМ. Минэкономразвития РФ ожидает курса в 62-63 рубля за доллар при текущем уровне нефтяных цен, заявил глава министерства Максим Орешкин.
"При текущих ценах на нефть у нас обменный курс должен выйти где-то на диапазон выше 60 рублей за доллар, где-то 62-63. Вот эта вся история сохраняется. И с одной стороны, ухудшение платежного баланса, с другой - снижение процентных ставок - это то, что будет оказывать влияние на валютный рынок и выводить его на некое долгосрочное равновесное состояние", - сказал он в интервью телеканалу "Россия 24".
В данный момент стоимость нефти марки Brent составляет 50,6 доллара за баррель. Курс рубля на Московской бирже на данный момент находится на уровне 57,3 рубля за доллар.

Также Орешкин прокомментировал последние данные ФТС, сообщившей о профиците торгового баланса России в январе-марте на уровне 38,3 миллиарда долларов (рост в 1,5 раза). Экспорт России в январе-марте составил 83,8 миллиарда долларов, увеличившись на 35,2% в годовом выражении. Импорт увеличился на 25,5%, до 45,5 миллиарда долларов.
По словам Орешкина, росту импорта способствует восстановление спроса населения и сильный рубль. "Процесс идет небыстро и постепенно. В итоге эти тенденции приведут к тому, что импорт вырастет до такого уровня, что текущий счет платежного баланса перестанет быть крепким. А крепость его вначале года, в том числе, связана с сезонностью", - пояснил министр.
"Если тот тренд, который есть сейчас, продлить на летние месяцы и наложить сезонность, то мы получим довольно серьезный дефицит текущего счета как раз в эти месяцы. Конечно же, вряд ли мы увидим тот крепкий рубль, который есть сейчас, при таком дефиците платежного баланса", - отметил глава Минэкономразвития.

ЦБ РФ признал разрушительной свою предыдущую деятельность
Слабый рубль мешает росту зарплат и производительности
В ЦБ указали на минусы занижения курса рубля
15.05.2017 
Аналитики ЦБ включились в дискуссию о возможностях и рисках искусственного ослабления рубля. По их мнению, ослабление национальной валюты может иметь негативные последствия для российской экономики: ценовой демпинг не стимулирует рост качества и эффективности производства и мешает росту благосостояния населения.
По мнению экспертов Банка России,— авторы обзора «Валютный курс и конкурентоспособность экономики» (.pdf) отмечают, что оно может не совпадать с официальной позицией регулятора,— идея ослабления национальной валюты плоха по нескольким причинам. Отметим, что макропрогноз Минэкономики предполагаетослабление курса рубля до 68 руб./$ к концу 2017 года. Как подчеркивается в аналитической записке ЦБ, в политике занижения валютного курса «больше минусов, чем плюсов».

Во-первых, политика слабой валюты тормозит рост производительности труда. Слабая валюта «дотирует» трудоемкие отрасли (обычно с низкой производительностью труда) за счет остальной экономики. Это, в свою очередь, консервирует структуру производства. «Низкий валютный курс ограничивает производственные возможности экономики»,— делают вывод эксперты ЦБ. В пример аналитики приводят Китай, который в течение 15 лет придерживался политики, направленной на развитие трудоемких торгуемых отраслей. В период активной индустриализации и урбанизации слабый юань способствовал росту трудоемких производств. Однако после достижения определенного уровня индустриализации занижение курса юаня стало помехой для экономического роста.
В обзоре отмечается, что конкуренция за счет искусственного занижения курса национальной валюты — это «ценовой демпинг», который не стимулирует рост зарплат и, как следствие, благосостояния населения. России, которая проводит политику занижения валютного курса, придется участвовать в гонке с бедными странами с низким уровнем заработков на понижение зарплат, что в итоге негативно скажется на росте доходов россиян.
«В современном мире устойчивый рост благосостояния страны требует встраивания в глобальные производственные цепочки на все более высоком уровне создания добавленной стоимости, где уровень курса национальной валюты имеет второстепенное значение»,— говорится в документе. При этом аналитики ЦБ отмечают, что попытки страны конкурировать по цене, выпуская товары, производимые полностью внутри страны с использованием не самых современных технологий, потребуют все большего снижения зарплат и прочих издержек и в конечном итоге будут вести к нарастающему технологическому отставанию.
Укрепление валютного курса — это «нормальный процесс» для стран «догоняющего» развития, которые хотят уменьшить свое отставание, отмечают аналитики ЦБ.
Впрочем, крепкий рубль содержит угрозы ускорения оттока капитала и роста импорта. Как ранее отмечал “Ъ”, по оценке Банка России, в январе—апреле 2017 года профицит текущего счета платежного баланса достиг $25,7 млрд, почти вдвое превысив уровень
Дарья Николаева

Комментариев нет:

Отправить комментарий