понедельник, 8 мая 2017 г.

Пенсионный фонд разворовали при Кудрине

Кудрин предложил сократить число пенсионеров


Председатель совета фонда Центра стратегических разработок, бывший министр финансов Алексей Кудрин предложил сократить число пенсионеров на девять процентов, или на 3,87 миллиона человек.
Кудрин подготовил стратегию развития России до 2035 года, в которой предложил повысить пенсионный возраст: для женщин — до 63 лет, для мужчин — до 65 лет. Предполагается, что новая система будет вводиться с 2019 года (с шагом в полгода), и таким образом в России останется 38,52 миллиона пенсионеров.
Эти изменения помогут создать сбалансированную систему, которая обеспечит пенсионерам приемлемый уровень жизни, считает Кудрин.


Также ЦСР предлагает ужесточить условия получения выплат, увеличив минимальный стаж работы до 20 лет, а необходимое количество пенсионных баллов — до 52. Сейчас для получения страховой пенсии нужно не менее восьми лет стажа и 11,4 пенсионных балла.
Вопрос о повышении пенсионного возраста обсуждается в России не первый год. По словам президента России Владимира Путина, это тонкая и чувствительная тема, требующая неспешного подхода.
Источник: РИА Новости  
 Как правительство разворовывает наши пенсионные накопления    

2072210840.jpg

Из всех способов признать провал реформы, правительство выбрало наихудший.


Российское правительство походя покончило с накопительной пенсионной системой. В государстве, где горизонт планирования – год-два, а общественные интересы замещены личными и групповыми, долгосрочные финансовые проекты обречены на провал. Сейчас работники младше 1967 г.р. отчисляют в накопительную систему 6% зарплаты, старше – 2%. С 2014 года взносы всех «молчунов» должны были уменьшиться до 2%.

Правительству этого уменьшения показалось мало.


И оно придумало, как направить в общий котел все накопительные взносы за 2014 год. Мотивировка: негосударственные пенсионные фонды должны пройти акционирование и оценку Центробанком. После этого им снова будет разрешено управлять пенсионными накоплениями. С 2015 года (или позже, если оценка затянется) желающие смогут снова накапливать средства в НПФ. Кроме того, государственный Пенсионный фонд не будет перечислять НПФ взносы за 2013 год.

Авторы этой идеи (как обычно бывает с пенсионными инициативами) работают в социальном блоке правительства, Минфин идею поддержал, Минэкономразвития вяло возражает, позиция ЦБ неизвестна.

Итак, обязательные отчисления в НПФ с заработка за 2014 год (порядка 244 млрд рублей), будут потеряны для накоплений безвозвратно. Скажете, невелика потеря? Но ничего другого, кроме «маленьких трагедий», в истории российской пенсионной реформы, увы, не было.

Правительство по обыкновению много спорило, прежде чем остановиться на этом непопулярном решении. И по обыкновению выбрало худший вариант.

Справедливости ради: конкурирующая идея была немногим лучше.

На время акционирования НПФ (2014-2015 гг.) накопительные взносы предполагалось отдать Внешэкономбанку, а потом возместить их с доходностью на 1% выше инфляции НПФ, прошедшим проверку. Видимо, этот «бизнес-проект» мог «окупиться» за счет средств НПФ, которые не были бы допущены к дальнейшему управлению обязательными накоплениями. Пока же Внешэкономбанк вложил бы большую часть этих денег в инфраструктурные облигации – в проекты РЖД, Россетей, Росавтодора.

В этом случае накопительные взносы, конечно, сохранились бы в виде записи на индивидуальных счетах будущих пенсионеров. Но не более того. Госкомпании, которым в 2014 году суждено работать в условиях нулевого роста тарифов, уже заявили, что не смогут обслуживать облигации с ненулевой доходностью без правительственных субсидий. Да и вообще возвратность этих инвестиций под большим вопросом, сокрушались на недавнем сочинском форуме экономические лидеры правительства Шувалов и Дворкович.

Конечно, под вопросом. Только не говорите, что вас не предупреждали. При гигантских откатах, отсутствии конкуренции, неподконтрольности госкомпаний и допотопных технологических нормативах строительства инвестировать пенсионные деньги в такие проекты – чистое безумие.

Примерно как сыграть этими деньгами на рынке Forex. Можно, но лучше не надо.

Разумеется, НПФ нужно пройти акционирование. Но их выморочное существование в форме особого вида некоммерческих организаций – вина не НПФ (скорее, беда), а прошлых и нынешних руководителей Минздравсоцразвития и Минтруда, в чьем ведении до недавнего времени были НПФ. Конфликт интересов, при этом возникавший, никого не заботил. Но он был очевиден: ведомство, регулировавшее НПФ, никогда (это не преувеличение!) не было заинтересовано в их развитии и финансовой прозрачности. Поскольку другой рукой оно же курировало прямого конкурента НПФ – Пенсионный фонд России. Только передача контролирующих функций ФСФР, а вместе с ее упразднением – Центробанку сделала возможной начать решение проблем, которые были очевидны еще 15 лет назад.

Эта позитивная новость оказалась омрачена простым обстоятельством: при проведении любых реформ российские чиновники никогда не думают о переходном периоде. В результате НПФ рискуют стать пациентом, которого два десятилетия лечили от одной болезни, скажем, партенофобии, а потом обнаружили, что на самом деле у него хрометофобия. Но по дороге от «неправильного» врача к «правильному» пациента, который за годы лечения разучился передвигаться самостоятельно, уронили, и он скончался.

Правительство беспокоит ситуация на рынке НПФ, объясняет министр финансов Антон Силуанов идею заморозить перечисление НПФ пенсионных взносов: «Никто не хочет повторения ситуации с обманутыми дольщиками. Для того чтобы граждане имели надежные инструменты, были уверены в стабильности НПФ и других финансовых институтов, действующих на рынке, в правительстве принято решение о серьезной расчистке этого поля от недобросовестных участников рынка».

Лукавая позиция.


Во-первых, за НПФ теперь отвечает Центробанк. Он просил правительство о приостановке приема обязательных взносов? Мне сведений об этом найти не удалось. Во-вторых, тревожась за конкретные НПФ, ЦБ может вмешаться в их работу. Зачем ради системы гарантирования пенсионных накоплений (вклады в НПФ, прошедших отбор, будут гарантироваться примерно как банковские) ломать весь рынок, пусть и «кривой»?

Да, кроме акционирования НПФ обязательно надо пройти детальнейший финансовый аудит. В изменении нуждается и вся нормативная база, разрешающая создание «карманных» НПФ (руководство крупного предприятия загоняет работников в фонд, в основном инвестирующий в ценные бумаги самого же предприятия), но, мягко говоря, не поощряющая прибыльные инвестиции в недвижимость. Но почему проходящие не по своей вине эту запоздалую экзекуцию НПФ нужно лишать взносов 2013-15 гг? Если все НПФ, подозревают регуляторы, настолько плохи, то, может, лучше сразу отобрать у них все, а не только еще не поступившие, обязательные накопления? А может, сразу отобрать и добровольные – зачем доверять деньги не прошедшим центробанковского аудита финансовым агентам?

Для финансовых новаций такого масштаба Минфин, видимо, пока не созрел.

А вот возможность попользоваться (отвергнутый вариант – временно и за деньги; принятый – навсегда и бесплатно) накопительными взносами выглядела на фоне бюджетных проблем весьма соблазнительно. И теперь финансовый и социальный блоки правительства спорят, как лучше распорядиться реквизованными 240 млрд рублей, – направить на дополнительные соцрасходы или пополнить антикризисный резерв.

Ради расчистки системы от «плохих» НПФ правительственные чиновники, наконец-то за НПФ не отвечающие, готовы вволю поиздеваться над 20,3 млн работников (данные на июнь 2013), которые несмотря на госпропаганду распределительной пенсии перевели деньги в НПФ. Особенно трогательной эта забота выглядит на фоне мощнейшей концентрации вкладчиков в крупнейших фондах. 53% будущих пенсионеров сосредоточили накопления в 7 НПФ, почти 75% – в 12 НПФ, почти 90% – в 24 НПФ.

Я не верю, что проверка двух десятков НПФ (а всего сколько-нибудь существенным размером обязательных накоплений могут похвастаться не более 60 фондов) – серьезная проблема для ЦБ. Тем более что среди них немного «случайных». А на первых позициях вообще фонды «Лукойла», РЖД, «Росгосстраха», Сбербанка, «Норникеля», «Северстали», крупных энергокомпаний, ВТБ и т.д. Представляете, чтобы эти учредители позволили своим НПФ сбежать с деньгами своих работников? Я – с трудом.

Так что правы те, кто говорит об украденных накоплениях. Только с одной оговоркой: накопительные пенсионные деньги были бы «уворованы» в любом случае – не столь важно, посредством прямой/скрытой национализации или инвестиций в проекты РЖД и «Росавтодора». Пенсионная система – долгий и сложный проект, результат общественного договора. В государстве, где правила игры меняются ежегодно, такие проекты реализовать невозможно. Так что и расстраиваться нечего. К любым пенсионным взносам надо относиться как к безвозвратным налогам, а на пенсию копить самостоятельно.



Автор: Борис Грозовский, экономический обозреватель 
Источник: www.forbes.ru  
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий