Счетная палата признала профанацией госпрограмму поддержки малого бизнеса
Госпрограмма поддержки малого и среднего бизнеса, которая действует в
России с 2015 года, оказалась безрезультатной и неэффективной, а по
крайней мере часть выделенных на нее денег ушла в схемы "распила".
К такому выводу пришли аудиторы Счетной палаты, проверив действия правительства и расходование средства налогоплательщиков в 2016 году.
В общей сложности программа поддержки мелких предпринимателей стоила бюджету 152,8 млрд рублей. Однако, как выяснили в СП, в 2016 году получить помощь от государства в рамках плана общей смогли лишь 1% субъектов малого и среднего бизнеса. По сравнению с предыдущим годом охват программы упал в 4 раза.
При этом результативность даже этой скромной помощи "вызывает сомнение", поскольку "не исключается наличие коррупционной составляющей", говорится в докладе СП.
"В отдельных регионах установлены факты дробления бизнеса на более мелкий, предоставления финансовой поддержки ежегодно одним и тем же субъектам МСП", - констатирует ведомство.
Например, в Калужской области вся финансовая поддержка ушла четырем ООО, соучредителем которых является одно и то же физическое лицо. В Брянской области из 60 юрлиц, получивших поддержку, 22 организации были зарегистрированы непосредственно перед получением помощи.
"Анализ деятельности органов государственной власти Российской Федерации показывает отсутствие скоординированной политики", - констатирует Счетная палата.
И хотя количество зарегистрированных субъектов малого бизнеса в стране растет - на 27,6% за 6 лет - число занятых в этом сегменте неуклонно снижается. Если в 2010 году таких было 22,6 млн человек, то к 2016-му осталось 19 млн.
"Очевидно, что эффективность реализуемых мер недостаточна, отсутствует системный результат, пока не удается диверсифицировать экономику Российской Федерации, ключевым звеном которой стал бы малый и средний бизнес", - резюмирует СП.
В общей сложности программа поддержки мелких предпринимателей стоила бюджету 152,8 млрд рублей. Однако, как выяснили в СП, в 2016 году получить помощь от государства в рамках плана общей смогли лишь 1% субъектов малого и среднего бизнеса. По сравнению с предыдущим годом охват программы упал в 4 раза.
При этом результативность даже этой скромной помощи "вызывает сомнение", поскольку "не исключается наличие коррупционной составляющей", говорится в докладе СП.
"В отдельных регионах установлены факты дробления бизнеса на более мелкий, предоставления финансовой поддержки ежегодно одним и тем же субъектам МСП", - констатирует ведомство.
Например, в Калужской области вся финансовая поддержка ушла четырем ООО, соучредителем которых является одно и то же физическое лицо. В Брянской области из 60 юрлиц, получивших поддержку, 22 организации были зарегистрированы непосредственно перед получением помощи.
"Анализ деятельности органов государственной власти Российской Федерации показывает отсутствие скоординированной политики", - констатирует Счетная палата.
И хотя количество зарегистрированных субъектов малого бизнеса в стране растет - на 27,6% за 6 лет - число занятых в этом сегменте неуклонно снижается. Если в 2010 году таких было 22,6 млн человек, то к 2016-му осталось 19 млн.
"Очевидно, что эффективность реализуемых мер недостаточна, отсутствует системный результат, пока не удается диверсифицировать экономику Российской Федерации, ключевым звеном которой стал бы малый и средний бизнес", - резюмирует СП.
В правительстве признали тотальный распил госзакупок
Почти 95% госзакупок в России проходит на неконкурентной основе -
контракты достаются заранее определенным поставщикам; как минимум 10%
рынка контролируют картели, из-за чего бюджет переплачивает за товары и
услуги.
Такие данные на этой неделе обнародовали Минэкономразвития и Федеральная антимонопольная служба.
По данным ФАС, в режиме картельного сговора с существенным завышение цен на госторгах проходят закупки на 1 триллион рублей в год.
"Цена при закупках с участием картелей обычно выше на 20-30%. А это означает 200-300 млрд руб. убытков на одних госторгах", - рассказал на пресс-конференции в ТАСС замглавы ФАС Андрей Цариковский.
Эти цифры - лишь верхушка айсберга, в режиме реальной конкуренции проходят лишь 5% госзакупок, включая закупки госкомпаний, сообщил директор департамента развития контрактной системы Минэкономразвития РФ Максим Чемерисов.
"36% закупок осуществляется у единственного поставщика и порядка 59% осуществляется так называемым иными способами", - заявил Чемерисов на конференции «Поддержка государственной компанией «Российские автомобильные дороги» субъектов малого и среднего предпринимательства».
Креативность авторов схем по освоению бюджетных денег продолжает нарастать. "Если в прошлом году мы говорили, что заказчиками порядка 3,5 тыс способов закупок используется, то в текущем году мы насчитали 4 тысячи 480 способов закупок. Креативу нет предела", - сказал Чемерисов.
Закупки у единственного поставщика наряду с завышением смет - классическая схема распила бюджетных денег, рассказывал ранее в интервью ТАСС замглавы Федеральной антимонопольной службы Максим Овчинников.
"Ценовой конкуренции никакой нет, и выигрывает какой-то избранный участник. Это довольно распространенная схема на торгах, мы пытаемся решить эту проблему силовыми проверками, у нас для этого создано контрольно-инспекционное управление, которое осуществляет соответствующие "рейды на рассвете". В том году они провели порядка 20-30 проверок именно с выездом на место с выемкой соответствующих документов. Пока эти дела в стадии расследований", - объяснял чиновник.
Чтобы решить проблему, нужно установить исчерпывающий перечень дозволенных способов госзакупок и жестко закрепить порядок всех процедур, призывало МЭР в письме премьеру Дмитрию Медведеву, которое было направлено в июле.
Соответствующие документы были внесены на рассмотрение Госдумы полтора года назад.
В первом чтении законопроект был принят в сентябре 2015 года, после чего к нему были подготовлены поправки. По данным автоматизированной системы обеспечения законодательной деятельности Госдумы, второе чтение законопроекта в декабре прошлого года было перенесено на неопределенный срок.
По данным ФАС, в режиме картельного сговора с существенным завышение цен на госторгах проходят закупки на 1 триллион рублей в год.
"Цена при закупках с участием картелей обычно выше на 20-30%. А это означает 200-300 млрд руб. убытков на одних госторгах", - рассказал на пресс-конференции в ТАСС замглавы ФАС Андрей Цариковский.
Эти цифры - лишь верхушка айсберга, в режиме реальной конкуренции проходят лишь 5% госзакупок, включая закупки госкомпаний, сообщил директор департамента развития контрактной системы Минэкономразвития РФ Максим Чемерисов.
"36% закупок осуществляется у единственного поставщика и порядка 59% осуществляется так называемым иными способами", - заявил Чемерисов на конференции «Поддержка государственной компанией «Российские автомобильные дороги» субъектов малого и среднего предпринимательства».
Креативность авторов схем по освоению бюджетных денег продолжает нарастать. "Если в прошлом году мы говорили, что заказчиками порядка 3,5 тыс способов закупок используется, то в текущем году мы насчитали 4 тысячи 480 способов закупок. Креативу нет предела", - сказал Чемерисов.
Закупки у единственного поставщика наряду с завышением смет - классическая схема распила бюджетных денег, рассказывал ранее в интервью ТАСС замглавы Федеральной антимонопольной службы Максим Овчинников.
"Ценовой конкуренции никакой нет, и выигрывает какой-то избранный участник. Это довольно распространенная схема на торгах, мы пытаемся решить эту проблему силовыми проверками, у нас для этого создано контрольно-инспекционное управление, которое осуществляет соответствующие "рейды на рассвете". В том году они провели порядка 20-30 проверок именно с выездом на место с выемкой соответствующих документов. Пока эти дела в стадии расследований", - объяснял чиновник.
Чтобы решить проблему, нужно установить исчерпывающий перечень дозволенных способов госзакупок и жестко закрепить порядок всех процедур, призывало МЭР в письме премьеру Дмитрию Медведеву, которое было направлено в июле.
Соответствующие документы были внесены на рассмотрение Госдумы полтора года назад.
В первом чтении законопроект был принят в сентябре 2015 года, после чего к нему были подготовлены поправки. По данным автоматизированной системы обеспечения законодательной деятельности Госдумы, второе чтение законопроекта в декабре прошлого года было перенесено на неопределенный срок.
Комментариев нет:
Отправить комментарий