воскресенье, 28 октября 2018 г.

«ПРИМЕНИТЬ… УМЕНИЕ ЧИТАТЬ И ПИСАТЬ К УЛУЧШЕНИЮ… СВОЕГО ГОСУДАРСТВА»


 



Храм на Крови,   г.  Екатеринбург.  Версия нашего времени: «КОМСОМОЛ  перед  лицом…  СОФИИ»


«ПРИМЕНИТЬ… УМЕНИЕ 
ЧИТАТЬ  И  ПИСАТЬ    К  УЛУЧШЕНИЮ… СВОЕГО ГОСУДАРСТВА»

         Хмурая, суровая Москва. Осень 1920-го. На город опускаются холодные сумерки. Со всех концов борющейся Советской республики к третьему Дому Советов съезжается комсомольская молодежь. На трёх извозчиках под проливным дождём от вокзала до Каретного ряда добирается казанская делегация. Льёт дождь, пролетки переполнены пассажирами. Путешествие длится пять часов. В конце концов, дело объясняется просто: извозчики берут за проезд (что там миллион – пустяк) фунт соли! Вот и отрабатывают они его хоть и не совсем честно, но зато остроумно: колесят по Москве, как могут!
     Второе октября. Третий съезд комсомола. Большинство делегатов только что вернулись с фронта или готовятся отправиться на фронт. Возраст от 17 до 20 лет. В анкетной графе «образование» преобладает краткая запись: «низшее». Но есть и такие ответы: «умею читать», «не учился в школе», «грамотный». Съезд ждёт Ленина. Получив свою осьмушку хлеба, чай с сахарином, суп и жаркое из воблы, с разных точек зрения обсуждают предстоящий ленинский доклад.
-         Ох, и достанется же всем империалистам и социал-предателям!
-         Достанется непременно. Но речь больше пойдёт о Польше и Врангеле.
-         Да нет же! Центральным пунктом будут наши союзные (комсомольские) разногласия.
-         Это в докладе-то о международном положении?

-         А что? Разве не решаем мы все вопросы в мировом масштабе?..
     Речь Ленина на III съезде РКСМ  сегодня известна каждому комсомольцу, каждому молодому человеку. Её ошеломляющее воздействие на слушателей, её всепокоряющую логику и мобилизующую силу, её страстный революционный пафос сохранили и донесли до нас воспоминания участников того удивительного события. «Учиться коммунизму» – такова его Центральная Мысль.
- Но коммунистом станешь лишь тогда, когда обогатишь себя Знанием всех тех Богатств, которые выработало человечество, - пояснил Владимир Ильич, предостерегая своих слушателей от облегченного понимания этой задачи.
     «Тогда-то мы и поняли, почему за несколько минут до начала выступления, - вспоминает Александр Жаров, - Ильич, к нашему удивлению, рисовал. И нарисовал он дом с крышей, с трубой и с вывеской «Школа».
     Нынешней молодежи хорошо известны ленинские уроки коммунизма. Но ведь хорошо известное еще далеко не обязательно является глубоко продуманным и понятым. Вот почему, не только тогда, но в не меньшей степени и сегодня нужна серьезная духовная работа, дабы уроки эти хорошо понять. «Коммунизм и культура» - так можно было бы обозначить важнейший из них.
        Мы называем себя коммунистами. Что такое коммунист? Коммунист – слово латинское. Коммунист – значит общий. Коммунистическое общество значит – всё общее: земля, фабрики, общий труд, - вот что такое коммунизм», - разъяснял Владимир Ильич. Раньше, в старом обществе, труд отдельной семьи, труд рабочего, крестьянина или интеллигентного специалиста соединяли, обобществляли и организовывали помещики и капиталисты. Труд коммунистический – это уничтожение частной собственности на средства производства, это объединение усилий трудящегося города, деревни и работника культуры, действующих по общему плану под руководством стоящего у власти пролетариата, добавлял он.
     Но коммунизм должен объединить не только живой труд сегодняшнего рабочего с трудом нынешнего крестьянина и интеллигента.  На сегодняшних фабриках и железных дорогах, полях и фермах, в сегодняшней музыке и стихах опредмечен, воплощён и обновлён накопленный труд творивших  до нас поколений и поколений людей. Поэтому настоящий, коммунистически организованный, творческий труд должен, помимо всего прочего, объединить живой труд сегодняшнего работника – с трудом работника вчерашнего, т.е. с трудом накопленным. (К.Маркс именовал его ещё «всемироно-историческим»).
     Вот почему ВОПРОС О КОММУНИЗМЕ, поставленный по самому своему существу, неизбежно упирается в вопрос о культурном наследии прошлого. То есть, в вопрос О КУЛЬТУРЕ.
     Думается, что именно этими принципиальными соображениями, а не просто академическим уважением «к старине», и был обусловлен знаменитый ленинский план монументальной пропаганды. «Надо составить список тех предшественников социализма или его теоретиков и борцов, а также тех светочей философской мысли, науки, искусства и т.п., которые хотя и не имели прямого отношения к социализму, но являлись подлинными героями культуры», - свидетельствует об этом плане вождя А.В.Луначарский. Ибо союз стоящего у власти сознательного пролетариата с «подлинными героями человеческой культуры» – непобедим!
     К сожалению, это было понятно далеко не каждому молодому коммунисту.
     Как раз в начале октября 1920 года проходил съезд Пролеткульта, возникшего ещё в сентябре 1917 года как независимая самодеятельная рабочая организация. Пролеткульт продолжал и после Октябрьской революции отстаивать свою «независимость», противопоставляя себя пролетарскому государству. Наибольшее развитие пролеткультовские организации получили в 1919 году, выступая со своим пониманием культуры и культурно-просветительной работы, «только для пролетариата» и «только силами пролетариата» – был их центральный лозунг.
     Отзвуком этих предсъездовских умонастроений были, например, стихи В.Кириллова, звучавшие на комсомольских вечерах и вечеринках того времени:
                      Мы во власти мятежного,
                                        Страстного хмеля;
                      Пусть кричат нам: «вы
                                         Палачи красоты»,
                      Во имя нашего Завтра –
                                         Сожжём Рафаэля.
                      Разрушим музеи, растопчем
                                         Искусства цветы –
с пафосом декламировали тогдашние комсомольцы.
     Социально-исторические, классовые корни таких умонастроений понятны. Н.К. Крупская вспоминала, как в 90-х годах прошлого века один рабочий, ученик воскресной школы, изложив очень обстоятельно все доказательства шарообразности земли, в заключение с насмешливой улыбкой недоверчиво добавил: «Только верить  этому нельзя, это баре выдумали».
     Как бы наивно это ни звучало, трудящиеся прекрасно понимали, что господствующие классы всегда обладали монополией на культуру, использовали её как средство эксплуатации, всегда старались эту «культурную монополию» сохранить
   Вот характерный исторический факт. Находясь в персидском походе, Александр Македонский узнал, что его учитель Аристотель обнародовал в книгах те философские беседы, что вместе они вели в тенистых рощах Миезы. Возмущённый этим обстоятельством, он прямо с похода написал: «Александр Аристотелю желает благополучия! Ты поступил неправильно, обнародовав учения, предназначенные только для устного преподавания. Чем же будем мы отличаться от остальных людей, если те самые учения, на которых мы были воспитаны, сделаются общим достоянием? Я хотел бы превосходить других не только могуществом, сколько знаниями о высших предметах. Будь здоров».
   Как политический и военный лидер класса  р а б о в л а д е л ь ц е в  Александр прямолинейно формулирует претензии этого класса на культурную монополию… На что, ещё более культурный представитель этого класса, и д е о л о г Аристотель справедливо возражает: хотя эти учения и обнародованы, но вместе с тем как бы и не обнародованы. Ведь философствование с самого начала предназначено и доступно для людей образованных, имеющих досуг. Следовательно, и поймёт эти книги лишь тот, «кому положено». Так что за монополию рабовладельцев на культуру можно и не беспокоиться.
     Значит ли, однако, это, что культура рабовладельцев есть культура насквозь рабовладельческая, а культура помещиков и буржуазии – насквозь буржуазная культура?
     Нет, не значит!
     Думать иначе – значит оказывать плохую услугу для коммунизма. А результат будет один: либо массы останутся без культуры; либо же сама культура останется без трудящихся масс. Будет ли это результатом контрреволюционной деятельности буржуазии или «р-р-революционной» деятельности Пролеткульта (и, кстати сказать, соблазнённых им «секретарей парткома» и «профессоров научного коммунизма») - не суть важно. «Мы можем построить коммунизм лишь тогда, когда средствами буржуазной науки и техники сделаем его более доступным массам. Иначе построить коммунистическое общество нельзя», - предупреждал В.И.Ленин. «Надо же научиться ценить науку, отвергать «коммунистическое» чванство дилетантов и бюрократов», бороться против «самомнения невежества», - добавлял он
     Именно отсутствие элементарной грамотности и культуры в массах порождает бюрократизм, рождает «советских сановников», у которых «ум за разум зашел»; «ротозейство», «обломовщину», «комвраньё», принижающие Советскую власть.
       
        Вопрос о сущности человеческой культуры – он должен и в теории и на практике ставиться всегда конкретно. И именно так ставил его Владимир Ильич.
     Известна его знаменитая фраза, сказанная на VII съезде Советов: «Или вши победят социализм, или социализм победит вшей!» Санитарное состояние Страны Советов было в то время исключительно тяжёлым. Белые, отступавшие из Сибири и с Украины, оставляли страшное развитие эпидемии среди населения, распространявшейся на Красную Армию. Это грозило подорвать оборонную мощь Советского государства на всех фронтах. Под руководством Ленина были приняты срочные меры. «Он прекрасно понимал, что без культуры и самодеятельности самого населения бороться с эпидемиями очень трудно (он не раз одобрял мой лозунг «Охрана здоровья трудящихся – дело самих трудящихся»)», - вспоминает Нарком здравоохранения  Семашко.
     Но не только личная гигиена… Невозможна никакая культура и без элементарной всеобщей грамотности населения.
- Товарищ Ленин, не следует так горько жаловаться на безграмотность, - обратилась в одном разговоре Клара Цеткин к Владимиру Ильичу. – В некотором отношении она вам облегчила дело революции. Она предохранила мозги рабочего и крестьянина от того, чтобы быть напичканными буржуазными понятиями и воззрениями и захиреть.
- Да, это верно, - возразил Ленин. – Однако только в известных пределах или, вернее сказать, для определённого периода нашей борьбы. Безграмотность уживалась с борьбой за власть, с необходимостью разрушить старый государственный аппарат. Но разве мы разрушаем единственно ради разрушения? Мы разрушаем для того, чтобы воссоздать нечто лучшее. Безграмотность плохо уживается, совершенно не уживается с задачей восстановления. Последнее ведь, согласно Марксу, должно быть делом самих рабочих…
     Однако нет культуры не только без гигиены и грамотности. Нет её и без… ХЛЕБА.
     Старый литератор А.К. Воронский вспоминает: «Горький принёс с собой пачку книг, изданных им… в Берлине при содействии Советского правительства, Владимир Ильич бегло просмотрел привезённые книги, одобрил книгу о паровозах, потом взял в руки сборник древних индийских сказок. Он перелистал книгу, спросил Горького:
-         По-моему, - сказал он, - это преждевременно. Горький ответил:
-         Это очень хорошие сказки. – Владимир Ильич заметил:
-         На это тратятся деньги. – Горький возразил Владимиру Ильичу:
-         Это же очень дёшево.
-         Да, но за это мы платим золотой валютой. В этом году у нас будет голод. – Мне показалось тогда, что столкнулись две ПРАВДЫ».
     Так что же такое  К У Л Ь Т У Р А ?
     Это верно, что она  п р о я в л я е т с я  в способности  быть сытым, в соблюдении личной гигиены, в умении писать и читать. Без всего этого её просто-напросто нет!
     Но верно и другое: «на одной грамотности, - писал В.И.Ленин, - далеко не уедешь». Нам нужно громадное повышение культуры. Надо, чтобы человек на деле пользовался умением читать и писать.
     Другими словами, где культура – там обязательно есть грамотность. Но там, где есть грамотность, - культура имеется вовсе не обязательно. И далеко не всегда…
     И сегодня можно встретить человека, добросовестно исполняющего соответствующую культурную «функцию» или «роль». Скажем, мыслителя, педагога или артиста, но при этом  не способного… ни мыслить, ни воспитывать, ни «представлять». Одно  в м е с т о  другого: «художество»… без воображения; «пение»…без мелоса; «логика»… без логоса – такова ему цена.!
     Ведь культура – это не просто какое-либо «особенное» умение. Так сказать, «одно из многих». Нет! Культура – это умениеУметь.  В таком понимании она совпадает с творчеством. А культурный прогресс совпадает с тем, что отличает человека от животного, а именно: с развитием сущностных сил человека, с развитием человеческой личности, её самодеятельности и свободы.
     Вот почему, разъясняя отличие грамотности от культуры, Ленин заключал: «Надо добиться, чтобы умение читать и писать служило бы к повышению культуры, чтобы крестьянин получил возможность применить это умение читать и писать к улучшению своего хозяйства и своего государства». Вот почему в один ряд с термином «культура» Владимир Ильич ставил такие понятия, как «человечность», «полная свобода», «полное равноправие» и «интернационализм», (который не следует путать с буржуазным космополитизмом).
     Культура по самой своей сути – это  о б щ е е  ДОСТОЯНИЕ  всех  л ю д е й. Тот или иной человек вступает во владение ею не потому, что он, например, интеллигент, рабочий или крестьянин, англичанин, негр, русский или китаец…   Владеть ею он может лишь потому, что он – Человек.
     И если в старом обществе монопольным правом на неё обладали рабовладельцы, помещики и капиталисты, то это означало, что «историю творили горстки дворян и кучки буржуазных интеллигентов при сонных и спящих массах рабочих и крестьян». Быть «рабом» – это значит, (в пределах родовой сущности человека), находится в общении с другим человеком, но «за пределами» Культуры. Или, наоборот: быть рабом – значит, (в пределах  культуры), «общаться» с другими людьми, но… «за пределами» теперь уже общей им Родовой сущности.
     С точки зрения мировой ПАЙДЕЙИ, во истину раб - это тот, кто, на скамье всегреческого театра  мировой истории,   и культуры, сидит… «как камень – на камне».  То  есть, говоря по Ленину,  «с п и т». А на языке греческой философии этот всемирно-исторический сон носит название АПАЙДЕВСИЯ.  То есть, не-ОБРАЗОВАННОСТЬ.
     Вот почему возвращение культуры трудящимся массам равнозначно превращению их в самостоятельных творцов и субъектов истории; и вот почему превращение её  в   к о л л е к т и в н о е  достояние равнозначно превращению культуры – в коммунизм.
     И наоборот, перейти к уничтожению классов (т.е. объективно-принудительного, стихийно-исторического само-распределения людей на «безлюдную культурность» и /или/ «бескультурную человечность») – значит «переходить к уничтожению разделения труда между людьми, к воспитанию, обучению и подготовке всесторонне-развитых и всесторонне подготовленных людей, людей, которые умеют всё делать. К этому коммунизм идёт, должен идти и придёт», - утверждал Ленин.
       
        Ленинское понимание коммунизма как  п е р е х о д а  к подлинному коллективизму и настоящей культуре позволяет нам сегодня яснее и четче видеть его настоящие ростки. Видеть их именно там, где «социализм, живой, творческий, есть создание самих народных масс». А коммунистический коллективизм культуры, или культурный коллективизм коммунизма, имеет место там и тогда, где и когда рядовой член социалистического общества – трудящийся человек – становится Главной Причиной, единственным инициатором своих собственных деяний. Словом, действительным творцом и субъектом истории: НАЧАЛЬНИКОМ своего НАЧАЛЬСТВА,  по-простому говоря…
     Ведь, по словам Н.К.Крупской «коллектив – не обезличка. Правильно организованный, правильно целеустремлённый коллектив – это нечто такое, в чем человек не растворяется, не тонет. Напротив, в коллективе гораздо глубже развиваются все его силы, ярче выявляется его личность».
     …Вот уже пятнадцать лет развивается, ставшее сегодня широко известным, движение северских трубников за коллективную гарантию трудовой и общественной дисциплины. В 1966 году в мартеновском цехе завода состоялся серьёзный разговор и приняты серьёзные решения : труд и быт рабочего человека - неделимы. Поэтому неделима сама дисциплина на производстве и в быту. В 1969 году идея эта обрела четкую формулу: «Моральная и материальная ответственность за состояние трудовой дисциплины». Раз работаем вместе, то все вместе отвечаем и за дисциплину – решили передовые рабочие цеха.
     С 1981 года  назрел второй этап в развитии почина. Возникла и чеканная формула, выражающая его суть: «Трудовой и общественной дисциплине – гарантию коллектива». В чем состоит его материальный, экономический механизм? Бригада, взявшая на себя обязательство жить и работать без нарушений трудовой дисциплины и общественного порядка, в случае его невыполнения, добровольно отказывается от 10 % единовременного вознаграждения по годовым результатам работы. А в случае выполнения данного обязательства, при условии выполнения коллективом годового производственного задания, каждому его члену увеличивается на 10% размер единовременного вознаграждения  по итогам работы за год…
     Треть из 13 тысяч рабочих северского трубного – комсомольского возраста. С прошлого года комсомольцы решили искать свои, комсомольские формы участия в почине. К середине декабря первые участники социалистического соревнования под девизом «Трудовой и общественной дисциплине – комсомольскую гарантию» начали принимать обязательства. Объект соревнования – не денежная премия, а преимущественное право на получение туристических путёвок по молодёжным маршрутам. Победители награждаются вымпелами , а так же дипломами комитета ВЛКСМ  «Комсомольская организация образцовой трудовой и общественной дисциплины».
     Каждый год работы приносит что-то новое. Родилось предложение принимать обязательства по коллективной гарантии так же и ИТР. Затем стало очевидным, что инженерно-технические работники должны принимать обязательства тех бригад, которые находятся в их непосредственном подчинении. Так развитие коллективистских форм организации производства ведёт в направлении преодоления общественного разделения умственного и физического труда.
     На основе творческой инициативы, трудовой и общественной самодеятельности молодежи в стране возникло такое примечательное явление, как молодёжные жилые комплексы, предложение о строительстве которых недавно рассмотрело и одобрило Политбюро ЦК КПСС.
Главную цель эксперимента председатель оргкомитета Свердловского МЖК Евгений Королёв сформулировал так: «Человек строит дом – дом строит человека». Секретарь горкома комсомола в Казани добавил: «Строит человека будущего». А ветеран МЖК из подмосковного Калининграда утверждает: «Думая о МЖК как о доме, который мы строим сами, мы думали о нём в первую очередь как о школе воспитания социально активной личности».
     Попасть в отряд МЖК непросто. В Свердловске сегодня соревнуются полторы тысячи – попадут в состав сто пятьдесят человек. Но трудности эти не внешние, механические , так сказать. Это – трудности созидательные, трудности самого творчества. Условие победы в конкурсе – высокая трудовая и общественная активность соискателя. Не случайно производственные нормы выполняются ими , как правило, на 140 – 150 процентов.
     Первый МЖК был построен 10 лет назад. Сегодня молодёжные жилые комплексы создаются уже почти в 60 городах. Они задуманы как ядро обычного микрорайона , усваивающего коллективистский стиль жизни – стиль инициативы, творчества и культуры.
     …В Свердловске трагически погиб боец Холманский, не успев отработать своё на стройке. Осталась жена с двумя маленькими детьми на руках. Отряд отработал положенное за него , и семья въехала в новую квартиру. К подъезду этого дома сегодня ведёт аллея Холманского. Отряд посадил её в память о товарище.
     Сейчас свердловский МЖК – это пять многоэтажных домов, поликлиника с бассейном, два детских сада, станция детского технического творчества, дом культуры. Это трёхкилометровая «тропа здоровья» в Шарташском лесопарке, самообслуживание, летние фестивали, ёлки подъездов, торжественная регистрация новорожденных, эффективная работа с подростками, практическое отсутствие разводов, высокая рождаемость, социальная программа, взаимопомощь. Это - комплексное решение молодёжных проблем на основе культуры и социалистического коллективизма…
     Выполнению ленинского завета «учиться коммунизму» – умению на основе сознательной дисциплины, организованности и самодеятельности «решать практически ту или иную задачу общего труда», - посвящены помыслы и дела молодых.
     Сегодня около 24 миллионов, т.е. более половины, всех членов ВЛКСМ  занято в народном хозяйстве. На 135 всесоюзных, около четырёх тысяч республиканских, краевых, областных ударных комсомольских стройках  трудятся они. Ударным фронтом на селе объявлено животноводство. За время между XVIII и XIX съездами ВЛКСМ  более полумиллиона человек по общественному призыву направлено в эту отрасль. В Нечернозёмную зону РСФСР направлено более 150 тыс. молодых добровольцев.
     …Почти половина нашей научно-технической интеллигенции – люди моложе 30 лет. Молодым принадлежит более половины всех изобретений в стране. Ежегодно экономический эффект от разработок выполняемых в студенческих конструкторских бюро и внедрённых в производство, составляет несколько десятков миллионов рублей. Только среди комсомольцев – 121 тысяча научных работников, около двух тысяч докторов и кандидатов наук.
     В Верховном Совете СССР достойно выполняют обязанности 330 молодых депутатов  Около 790 тыс. юношей и девушек являются депутатами местных Советов. Ныне около 75 % принимаемых кандидатами в члены КПСС – комсомольцы. Всего за годы существования ВЛКСМ  в партию пришло почти 16 млн. комсомольцев. За годы Советской власти комсомол стал школой идейной закалки для 160 млн. советских людей.
        Второе октября 1920 года. III съезд РКСМ. После доклада.
     …Осторожно перешагивая через чужие ноги, поминутно спотыкаясь и извиняясь, пробирается к Ленину воронежский делегат. Он идёт как зачарованный, близко подошёл к самому краю стола и остановился за плечами окончившего свою речь оратора. Владимир Ильич почувствовал на себе его упорный взгляд и оглянулся, ожидая вопроса подошедшего. И, действительно, воронежец заговорил глухим, прерывающимся от волнения голосом:
-         Владимир Ильич!..  Я?..  Увижу коммунистическое общество?  - Глаза Ленина засияли.
-         Да, да! – сказал он громко и взволнованно. – Вы!  Именно Вы, дорогой товарищ!
     Воронежец по-детски всплеснул руками, мгновенно повернулся и ринулся вперёд, забыв про сидящих на сцене людей и отчаянно наступая им на ноги.
     Пока он не скрылся за пределами сцены, Владимир Ильич смотрел ему вслед серьёзным и внимательным взглядом. Затем ослепительно улыбнулся и снова взялся за карандаш.

Валерий Молчанов, научный консультант газеты «На смену!»

                                             «На смену!»,  2 октября  1985 года,  тираж 155000.


Закономерность или случайность?

Закономерно или случайно памятник комсомолу, символ молодежи советского времени,   оказался рядом с храмом, отражающим дух нового времени? Почему вчерашние  комсомольские вожаки, призывавшие беззаветно служить народу, сегодня стали инициаторами  и спонсорами в строительстве храмов?
 Эти и другие подобные вопросы возникают в сознании каждого мыслящего гражданина и требуют ясных ответов, чтобы правильно понять историю страны, чтобы жить с истинной в ладу, а не вопреки ей.
К сожалению, в нашей современной действительности, молодой человек, ни на кафедре, ни в храме не  может получить ясные и четкие ответы,  на терзаемые его вопросы. Ему  предлагают не познавать историю, а верить. На кафедре предлагают верить заученным штампам и  твердят, что все советское прошлое было ошибочно и антинародно,  что не было свободы и демократии, и только теперь  у всех свобода, а власть  демократическая. Поэтому и храмы строятся. В церкви, молодым людям внушают, что необходима вера и послушание, а власть дана от бога и поэтому она строит храмы.
 Сама же по себе истинна, проста, как арифметическое действие. Комсомол, родившийся под крылом партии, весь период своего существования жил по законам партии и менялся вместе с партией. История партии – это и история комсомола.  Перерождение партии коммунистов  в партию совокупных капиталистов повлекло за собой и перерождение комсомола.  Вместе с этим перерождением партии, идеология революционного рабочего класса, превратилась в  религию, под названием -  марксизм-ленинизм, а партийные и комсомольские функционеры стали жрецами этой новой религии.   
Выхолостив  революционную душу марксистко-ленинского учения, и тем самым, утратив связь с трудовым народом,   они обрекли себя на поражение  и провал, на утрату своего господствующего положения. Но если с марксистско-ленинским учением они расставались легко, так как были ему чужды, то с властью они расставаться никак не желали, а для этого необходимо было найти замену идеологии, оправдывающих их власть. Вот они и заменили марксизм-ленинизм,  трактуемый ими в виде религии, на  религию более струю и боле надежную. Поэтому мы и наблюдаем сегодня вновь возводимые  храмы рядом с комсомольскими и партийными памятниками, а  бывших партийных и  комсомольских функционеров, превратившихся в хозяев властных кабинетов и крупных собственников,  в качестве спонсоров и прихожан новых церквей.
Все закономерно.

Виталий Глухов

























http://rpr.ur.ru/article/KOMISOF.doc


© Политучеба. Екатеринбург, 2006.
При полном или частичном использовании
материалов ссылка на http://rpr.ur.ru обязательна.

Комментариев нет:

Отправить комментарий