Начну с того, что название нашей
сегодняшней конференции представляет собою, своего рода, эвфемизм. Ибо, если называть вещи своими именами, то
звучать оно должно было бы примерно так: возможно ли в России в 21 м веке счастье?
… Но
«счастье» - категория философская, а
«Россия» - явление жизненное. И что же? Как заметил, еще в 1923 году Иван ИЛЬИН, «Философия
больше, чем жизнь: она есть завершение жизни. Но жизнь первее философии: она
есть ее источник и предмет». Стало быть,
только в контексте проблемы – «Россия и
философия» и можно рассчитывать получить ответ на искомый вопрос.
….В этом
поиске мышление должно освоить и логически
«потребить» такие факты, которые одновременно являются как событием из
истории России, так и явлением истории её философии.
В нашем случае это, во-первых, «Постановление Политбюро ЦК КПСС об издании серии «Из истории отечественной философской мысли» от 12 мая 1988 года. И, во-вторых, государственный подарок Греческого правительства президенту РФ, во время его государственного визита в Грецию в декабре 2001 года. По сообщениям печати, ему было вручено специальное издание «Государства» Платона, заново переведенное с древнегреческого языка на русский…
В нашем случае это, во-первых, «Постановление Политбюро ЦК КПСС об издании серии «Из истории отечественной философской мысли» от 12 мая 1988 года. И, во-вторых, государственный подарок Греческого правительства президенту РФ, во время его государственного визита в Грецию в декабре 2001 года. По сообщениям печати, ему было вручено специальное издание «Государства» Платона, заново переведенное с древнегреческого языка на русский…
Вот и сосредоточимся на втором.
…..Перед
мыслящим взором каждого современного разумного человека неизбежно встают следующий ВОПРОС:
так что же хотели сказать
хитромудрые греки, когда подарили НАМ
«Государство» Платона, а вручили в лице главного официального
представителя нынешней России? (От лат. president -
сидящий впереди).
Всемирно-историческое место эллинов между
«латинством» и «россиянством» таково, что они одинаково хорошо ориентированы
как в государственной мудрости мировой, так и в классической философии, а также
и в государственном генезисе исторической России. Сегодня, когда «хозяева и вожди» современной РФ
отчаянно плутают в трех соснах, а именно:
а) России «советской»; б) России «исторической»; и в) России
«юридической» (т.е. анти-советской),
просвещенное византийство ясно
наблюдает генеральную линию нашей исторической судьбы, четко-четко
проявленной в хронологически завершенном, но все еще болезненно ноющем и жизненно обнаженном ХХ
веке…
Давайте пометим её.
Первое. С точки зрения классического
платонизма, «монархия» - это лучшая форма государственного устройства
общественной жизни. Как и «государство» - лучшая форма БЛАГО-устройства жизни
человеческой, жизни народной. Стало быть, лого-графия этого подарка заключается
в том, что до февраля 1917 года «царская Россия» находилась не просто при
«старом режиме», но пребывала в состоянии, более или менее адекватного, платонизма.
Находилась под официальным управлением «платонистов», стало быть…
Второе. Но…
России исторической это «не
понравилось» и она… «произвела замену».
Поменяла платонистов – на
«юристов». Это событие общеизвестно как отречение от российского престола
императора Николая II 2 (15) марта 1917
г., Февральская революция и Временное правительство, которое в конце-концов и
возглавил А.Ф. Керенский – дипломированный юрист.
Третье.
Однако, такая метаморфоза счастья
не принесла. И… замена произошла вновь. Через каких-то семь месяцев всего! На сей
раз произведена была смена юристов – на коммунистов (=марксистов). Что хрестоматийно известно как Великая
Октябрьская социалистическая революция 1917 года.
Как же сие понимать?
Дело в том, что с точки зрения мировой
философии, «марксизм» - это историческая
форма «софио-логического» мировоззрения, четко ориентированного на
Софио-КРАТИЮ. И как таковое, он противостоит всякой софистике. И всякой ДОКСА-кратии. Которым,
в свою очередь, равно враждебными
оказывались и «платонизм» и «христианство» и «спинозизм» и «гегельянство» и
«марксизм-ленинизм», ибо все они ориентированы на Истину, прежде всего. Вот почему В.И. Ульянов-Ленин, который
(тоже, как и А.Ф.Керенский) был
дипломированным юристом, всем своим жизненным выбором решительно заявил: не хочу быть юристом, а хочу быть марксистом! (И
«платонистом», стало быть…). Ибо
с точки зрения диалектической (т.е. платоно-гегелево-марксовой) гносеологии,
юриспруденция – это институциализированная софистика и есть! Вот почему Ленин любил повторять слова
Августа Бебеля: «Юридически – значит
фальшиво!»
- Почему же,
Владимир Ильич? – спрашивали его порой.
- А потому, что формально правильно, а по
существу издевательство! – пояснял он.
Четвертое.
Из всего следует, что СССР – это
государство софио-кратическое.
Оно официально провозгласило себя историческим проектом вполне определенной
«философской школы», а именно: школы диалектического материализма. В качестве же
общества, Советский Союз зачинался
как социальный синтез: мыслящего класса , рабочих и крестьян,
упразднивших частную собственность на мышление как таковое и спаянных, по
выражению Ульянова-Ленина, «сознательной
товарищеской дисциплиной», противоположной «дисциплине палки» и «дисциплине
голода». В качестве педагогического
норматива социального строительства был выбран человеческий идеал эпохи Возрождения. А задача его реализации (всесторонне развитая
личность) предлагалась не столько для избранных, сколько для всех. Именно этим
объясняется особое обаяние советской культуры, системы образования и советской
человечности, которые, противореча нынешней общественной реальности, тем не
менее «настырно» воспроизводятся в
общественном жизненном процессе при естественной смене поколений. (Постоянные
стенания «виннеров» сегодняшней российской жизни о том, что «совок вечен!», именно этим
обстоятельством и предопределены). 30
декабря 1922 года СССР и получил свое начало
как личный мировоззренческий
ленинский исторический проект…
Пятое.
Кадровая политика советской софио-кратии (форма «производства
человека») ряд десятилетий подряд
позволяла такому обществу решать беспрецедентные исторические задачи до тех
пор, пока её официально не возглавил выпускник юридического факультета МГУ
(1955 г.) Михаил Горбачев. Его девиз: не хочу быть коммунистом, а хочу быть
юристом! И 15 марта 1990 года он
разменял софиологический статус
Генерального секретаря ЦК КПСС (22 марта 1985 г.) на юридический статус Президента СССР.
Резюме:
софио-генетический закон
России 20-го века состоит в том, что метаморфоз юриста - в марксиста-коммуниста
(В.И. Ульянов-Ленин) Советский союз
породил, а метаморфоза коммуниста – в юриста (М.С. Горбачев), СССР похоронил.
Греческий подарок явился на свет ровно через 10 лет после
последнего события.
И прозрачный намек, философски
просвещенного, эллинского византизма состоял в том, что еще не поздно спасти
советских людей от порочной
предопределенности, заложником которой и оказался СССР. А именно: под управлением любого платонизма
(хоть коммунисты, хоть монархисты!) Россия «дружит» со Смыслом и потому у неё
есть настоящее, а будущее всенародное
счастье отнюдь не противоречит ему. Под управлением
же профессиональных доксакратов-юристов,
Россия со Смыслом неизбежно и отчаянно конфликтует («борется»!) и потому,
счастья ей, увы, уж совершенно точно, не видать…
С тех пор прошло еще 15 лет…
Валерий МОЛЧАНОВ, кандидат философских наук
(
защита – сентябрь 1983 г.)
(
ОПУБЛИКОВАНО: «АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ
– 2016». Материалы Всероссийской
научно-практической конференции. «Повышение качества жизни людей пожилого
возраста – продление активного долголетия».
Стр. 65-66. Отв. Ред. Радченко
С.Ю., Некрасов С.Н. и др. Екатеринбург,
2016 г. тир. 750. )
Комментариев нет:
Отправить комментарий