Ретро-философия I (1)
СОБЫТИЯ И ЛЮДИ
СОБЫТИЯ И ЛЮДИ
ВЫСОКАЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ
Своеобразие философии, издавна
подмеченное и профессиональными учёными, и просто образованными людьми,
наиболее ярко выразилось в своего рода преклонении перед ней как пред
«золотым крестом на храме познания», ставшей уделом мудрой и достойной
жизни. Однако, почти одновременно, философия породила и другое, резко
отрицательное к себе отношение. С этих позиций она воспринималась в
качестве занятия для «учёных эрудитов», или же просто чудаков, начисто
оторванных от интересов повседневной жизни.
Эта альтернатива и по сию пору
возникает перед всяким, кто приступает к систематическому освоению
философской науки или же работает в ней. Всему философскому творчеству
выдающегося советского философа Э.В.Ильенкова, всем его произведениям,
большим и малым, в высшей степени присуще органическое единство
профессионализма и чуткого отклика на самые актуальные, животрепещущие
проблемы современности.
В феврале Эвальду Васильевичу
исполнилось бы 60…Его вкладу в развитие философии марксизма-ленинизма и
было посвящено расширенное заседание студенческого научного общества
философского факультета Уральского государственного университета имени
А.М.Горького и философской общественности Свердловска.
Одна из самых больших учебных
аудиторий не смогла вместить всех желающих… Заседание открыл декан
факультета заслуженный деятель науки РСФСР, доктор философских наук,
профессор К.Н.Любутин. В кратком вступительном слове он дал высокую
оценку тому импульсу, который придал своими работами Э.В.Ильенков всему
развитию советской философской науки. Ильенков, - сказал Любутин, - был
блестящим знатоком не только мировой философской классики, но и
советской философской литературы, что позволило ему работать на наиболее
перспективных направлениях философии марксизма, стать в один ряд с её
наиболее выдающимися представителями…
На заседании рассматривались
следующие вопросы: культура и целостность философского творчества
Ильенкова; предмет философии и сущность мышления; природа идеального;
проблемы диалектической логики; проблема личности и коммунистический
идеал.
Выступавшие особо подчеркнули,
что актуальность, гражданский пафос и популярность сочинений
Э.В.Ильенкова объясняется его верным пониманием предмета философии, тем
обстоятельством, что разработка диалектики как логики и теории познания
марксизма-ленинизма была главным делом его жизни, его подлинной
страстью. «Если бы потребовалось кратко, в двух словах выразить самую
яркую, самую характерную черту всего творчества философа, - отмечал
слушатель Института повышения квалификации при УрГУ из Пензы
И.М.Мануйлов, - то этими словами были бы: мужество мысли.
В умении видеть главную
проблему, основное противоречие в каждой области знания, привлекавшей
внимание философа, будь то собственно философия, или психология и
педагогика, этика и эстетика, или политэкономия социализма, как глубоко и
верно писала об этом О.И.Салимова, и наметить грамотное,
научно-теоретическое, подлинно марксистское, классово-партийное, смелое,
творческое решение их, и надо скорее всего искать сокровенный нерв
всего творчества Э.В.Ильенкова.
Он научил нас, - сказал
Мануйлов, - общаться с классиками мировой философии как со своими
современниками, замыкать их логическую культуру на «проклятые» вопросы
бытия современного человечества. В прямой связи с этим находится
образцовый историко-философский анализ достижений в философии
Аристотеля, Спинозы, Гегеля, Фейербаха, осуществленный философом.
Спорят зачастую о том, что такое
диалектика как логика: искусство или наука? И в связи с этим: можно ли
научить диалектическому методу мышления? Каждый мыслящий человек,
которого занимает этот вопрос, ответ может найти в книгах и
многочисленных статьях Э.В.Ильенкова, который не только развивал
диалектическую логику. Великолепное владение ею позволило Э.В.Ильенкову
свободно двигаться в каком угодно конкретном материале: естествознании,
экономике, политике, нравственности, психологии или педагогике.
Философско-материалистическое истолкование природы человеческих
способностей позволило ему дать блестящий анализ проблем того раздела
педагогики, который занимается развитием всего спектра психики
слепоглухонемых детей, и увидеть в её достижениях
научно-экспериментальное подтверждение марксистского положения о
социальной природе человека».
В разгоревшейся за «круглым
столом» дискуссии приняли участие преподаватели и студенты. В
выступлении А.П.Аулова (Уральский политехнический институт им.
С.М.Кирова) рассмотрен вопрос о вкладе Ильенкова в анализ логики
«Капитала» К.Маркса. Д.В.Пивоваров, Г.В.Болдыгин (Уральский
государственный университет им.А.М.Горького) и В.А.Молчанов
(Свердловский государственный медицинский институт) посвятили свои
выступления философскому статусу принципа тождества мышления и бытия.
Значимость идей Ильенкова для развития диалектической логики была
отмечена С.З.Гончаровым (Свердловский инженерно-педагогический институт)
и Н.И.Савцовой (УрГУ). Урок гражданской и научной ответственности
философа-профессионала перед народом – так было оценено философское
творчество Э.В.Ильенкова во взволнованных выступлениях А.И.Лучанкина
(Свердловский юридический институт) и Г.П.Мужура (кафедра психологии и
педагогики УрГУ им. А.М.Горького)…
Редколлегия «Вестника НСО»
подготовила специальный выпуск газеты, посвященной творчеству
Э.В.Ильенкова. В неё вошли материалы заседания заочного «круглого стола»
с участием философов из Москвы (А.А.Сорокин, О.И.Салимова),
Ростова-на-Дону (А.В.Потёмкин), Новосибирска (Г.И.Попов), Горького
(А.Н.Шимина, И.Г.Гавриленко), Вологды (Н.Я.Иванова), Свердловска
(Г.П.Орлов, В.Д.Семёнов).
Доктор философских наук
А.Н.Шимина пишет: «Работам Э.В.Ильенкова присуща внутренняя
диалогичность. Читателя не покидает впечатление, что излагаемое обращено
именно к нему, что с тобой доверительно беседует очень умный
собеседник, который обладает удивительной способностью обнажать
сокровенный смысл самых сложных и трудных философских проблем».
«Увлечение молодёжи творчеством
Ильенкова, - отмечает его товарищ по философскому факультету МГУ, ныне
заведующий кафедрой теории культуры, этики и эстетики философского
факультета Ростовского государственного университета А.В.Потёмкин, -
обусловлено, видимо, тем, что Эвальд Васильевич органически не принимал
всякого рода формалистику. Для него марксизм был не только глубоко
продуманным, но и сердцем принятым мировоззрением. Материалистическую
диалектику, как единственно научную логику и теорию познания, он
обосновал и развил, остроумно и умело отбивая набеги приверженцев
многочисленных и скоротечных мод».
«Наиболее впечатляющей для меня
была высокая гражданственность его философской позиции, не имеющая у нас
прецедента в 50-70 годы, - пишет об Э.В.Ильенкове кандидат философских
наук из Горького И.Г.Гавриленко. – Четверть века противостоял он натиску
и ударам противников разного толка, не сгибаясь и не отступая от своих
принципов и позиций. Привлекательны в его характере глубокая
человечность, доброжелательность, простота и демократизм натуры».
«Исключительным человеком был
Эвальд Васильевич, - пишет доктор педагогических наук О.И.Салимова. –
Добрым, преданным другом и товарищем, глубоко и действенно переживающим
чужую боль. Всем известно его участи в судьбе слепоглухонемых,
одарённых, но обездоленных жизнью детей».
«Некоторые студенты, - пишет
ученик Ильенкова, старший научный сотрудник Института философии АН СССР
А.А.Сорокин, - увлекаются К.Поппером, Т.Куном и другими «властителями
дум» современной западной философии. Лично мне этих молодых людей жалко.
Перспективы у них в философии безрадостные, ибо они запутались (иногда
не без помощи некоторых преподавателей) с самого начала и основательно…
Я не верю в генетическую
предопределённость человеческих способностей – эту современную форму
наукообразной религии, которой поклоняются некоторые биологи и вообще
люди, склонные к предрассудкам.
Для того, чтобы стать философом в
серьёзном смысле слова, нужно прежде всего познакомиться с историей
философии, и основательно, как это и советовал Эвальд Васильевич,
особенно с буржуазной классической философией, с Гегелем и с марксизмом.
Нужно интересоваться современным состоянием философской мысли, быть в
курсе её основных проблем и споров, уметь видеть предметный, социальный
смысл и значение проблем и предлагаемвх решений. Философия существует не
ради философии. Она служит решению общих проблем, стоящих перед
человечеством сегодня. Поэтому условием всякой серьёзной работы в
философии является, на мой взгляд, умение видеть философию не только в
книгах по философии, а в реальной жизнедеятельности людей, в их
теоретическом отношении к действительности. Надо уметь переводить
философское знание - в реальное действие, а реальную деятельность, опыт
исторического развития – в теоретические положения философии. Мне
хотелось бы, чтобы из среды современной молодёжи, готовящей себя к
профессиональной деятельности в философии, появились новые Ильенковы –
люди умные и образованные, умеющие работать в материалистической
диалектике осмысленно и с пользой для дела».
Участники заседания единодушно
приняли обращение в адрес «Политиздата» с просьбой решить вопрос о
переиздании его книги «Об идолах и идеалах», давно ставшей
библиографической редкостью. Заседание на философском факультете УрГУ
им. А.М.Горького, посвящённое творчеству Э.В.Ильенкова, является
значительным событием философской жизни Свердловска. Оно свидетельствует
о профессиональном росте молодых философов Урала, их живом отклике на
призыв партии осуществлять решительный поворот марксистов-обществоведов в
сторону актуальных проблем коммунистического созидания «на высоте
теории» (В.И.Ленин), на высоте диалектики как живой души марксизма.
«Наука Урала», 17 мая 1984 года, тираж 2000.
(в соавт. с С.Гончаровым)
Комментариев нет:
Отправить комментарий