Кушать продано: наценка на самые необходимые продукты доходит до 50%
А накрутка на одежду и алкоголь может превышать 300%
Цены
неумолимо растут, а доходы населения — не очень: теперь только на одно
питание уходит ползарплаты, как подсчитали социологи. Да и обновлением
гардероба в период кризиса себя особо не побалуешь: приходится ждать
распродаж, иначе «шмотки» не по карману. Алкоголь и тот дорожает, так
что даже выпить с горя накладно. Но наши кошельки пустеют явно в чью-то
пользу: производители и магазины наваривают огромную прибыль с накруток
на товары, которые увеличивают их реальную стоимость в 2–3 раза. «МК»
попытался разобраться, как торговля наживается на покупателях.
Продуктовый беспредел
По суровым законам торговли самый быстрый рост цен происходит всегда
на продукты питания — без них человек обойтись не может и будет покупать
при любых обстоятельствах. Поэтому в условиях свободного рынка
производители и магазины могут спекулировать на цене продуктов как
хотят. «Цены сейчас не ограничиваются государством, как во времена СССР,
но и предложение не ограничено. Поэтому теперь главный защитник
потребителя — это конкуренция. Если не нравится цена в одном магазине,
мы идем в другой. Благо в городе магазины на каждом шагу, да и крупные
гипермаркеты в транспортной доступности. Однако в одном-единственном
сельпо на всю деревню накрутка может составлять 100–200%», — рассказал
«МК» председатель Союза потребителей России Петр Щелищ.Но так ли эффективна конкуренция в борьбе за доступные цены для потребителей? Для чистоты эксперимента мы посетили три столичных магазина, доступных для жителя одного квартала: торговую сеть низового сегмента формата «у дома», несетевой магазин «Продукты 24» около остановки транспорта, где большой трафик людей, и один из крупнейших гипермаркетов, до которого от ближайшей остановки ездит бесплатный автобус. Также мы исследовали прайс-лист одной из крупных оптовых баз Москвы — поставщика несетевой розницы. Однако даже самые низкие цены в ретейле гораздо выше той стоимости, по которой продукты отпускаются с предприятий, — на этой разнице и зарабатывает свою «копеечку» розница. В докладе «Как формируются цены и качество продтоваров (взгляд потребителя)», подготовленном Союзом потребителей России, содержатся данные о долях расходов на производство, наценки посредников и прибыли организации розничной торговли в конечной цене разных продуктов. Так, себестоимость хлеба составляет 37% от цены, молока — 27%, мороженой рыбы — 24%, подсолнечного масла и мясных продуктов — не более 10%. Посредники прибавляют к цене муки, из которой делается хлеб, еще 25–30%, подсолнечного масла — 27%, рыбы — 20–23%, макаронных изделий — 19%, сахара — 16%. Наконец, магазин делает наценку от 20 до 50%, а от реализации макаронных изделий получает 9% чистой прибыли, рыбы — 7–10%, молока, подсолнечного масла, яиц, сахара, муки — около 6%. Отметим, все эти цифры актуальны для продуктов отечественного производства, которые не ввозятся на территорию России импортом. Размер наценки в рознице зависит от категории продуктов и отраслевых особенностей производства, отмечает директор «Руспродсоюза» Дмитрий Востриков. Например, наценка на муку в рознице составляет более 50% — это один из самых больших показателей среди продуктов. «Производственные мощности на предприятиях, изготавливающих муку, вдвое превышают спрос, и из-за высокой конкуренции предприятия работают на грани рентабельности, получая прибыль всего в 1–4%. Рентабельность производства мяса курицы несколько выше, а цена для населения более доступна. Так происходит из-за того, что птица набирает товарный вес за 2–3 месяца откорма, и ее себестоимость гораздо ниже свинины, баранины и говядины», — рассказал эксперт. Себестоимость продукта зависит от сырьевых цен, глубины переработки продукции, упаковки и организации бизнес-процессов, загруженности производства, подчеркивает глава «Руспродсоюза». По его словам, реальная покупательная способность населения и конкуренция в категории также влияют на отпускную цену и рентабельность. Конечно, можно задаться риторическим вопросом: не стыдно ли производителям, посредникам, рознице, а также государству с его налогами брать с граждан немалые проценты сверх себестоимости? Но на самом деле получается, что внушительная накрутка набегает в сумме наценок каждого участника товаропроводящей цепочки. Даже защитник прав потребителей Петр Щелищ не спешит обвинять пищепром в чрезмерной жадности. «Вопреки стереотипам пищепром — одна из самых низко маржинальных отраслей, в которой рентабельность производителей выше, чем розницы, — 6–7% чистой прибыли у предприятий против примерно 3% у торговли. Однако розница отнюдь не бедствует: за счет оборота суммы чистой прибыли получаются немалыми», — резюмировал эксперт.
Акциз дороже водки
В 2016 году от акцизов в бюджет России поступило 1,3 трлн рублей —
цифра огромная, учитывая, что фактически изъяты эти средства из карманов
потребителей. Акциз — это косвенный налог, который платят производители
товаров массового потребления (алкоголь, табак, бензин), заложенный в
отпускную и, соответственно, розничную цену товара. Акцизы — важный
источник доходов федеральной казны, только из-за него стоят облагаемые
товары очень недешево: иногда размер налога в три раза превышает
себестоимость продукта. Пример такого «несправедливого» ценообразования —
водка.По данным Росстата, средняя цена бутылки водки объемом 0,5 литра в России составляет 280 рублей. На ее производство уходит 48 рублей — это себестоимость, в которую включена стоимость сырья, упаковки и прочие расходы, в том числе рекламные. Плюс к этому производитель делает свою наценку — примерно 11 рублей. Когда бутылка попадает в розницу, ее цена увеличивается в среднем на 89 рублей. Оставшиеся 132 рубля — это взимаемый государством акциз, почти равный себестоимости и наценке магазина, вместе взятым. Таким образом, за традиционный русский горячительный напиток мы переплачиваем чуть ли не в 5 раз, если отталкиваться от себестоимости.
Дорого то, что брендировано
Как отмечают специалисты сферы торговли, самой рентабельной отраслью
считается индустрия моды. В магазинах одежды и обуви наценка на товары
может превышать их отпускную цену в 10–20 раз, а все потому, что мы
готовы переплачивать за бренд. Журнал Business Insider провел
исследование, в котором выявил 37 товаров с самой высокой наценкой.
Оказалось, что в список попали в основном предметы гардероба. Например,
лидируют по размеру наценки брендовые солнцезащитные очки — плюс 1329%.
На 1100% выше себестоимости продается женское белье, а джинсы на
прилавках стоят дороже на 650%.При этом на российском рынке одежда и обувь на 85% представлена импортными товарами. В наши магазины они попадают в основном из Юго-Восточной Азии, преодолев таможню и большие расстояния. А ведь логистика и «растаможка» — это две серьезные статьи расходов в формировании розничной цены на все импортные товары: в среднем на уплату пошлин, налогов и доставку уходит от 40 до 55% от первоначальной стоимости товара. Поэтому многие продвинутые модники предпочитают закупаться за рубежом: разница в цене на одну и ту же вещь в коллекции глобального бренда может составлять 30–50%. А благодаря системе tax free можно еще и частично вернуть налог на добавленную стоимость, который платят резиденты страны, а иностранцы это делать не обязаны. Вместе с тем на волне импортозамещения и падения рубля в два прошлых года некоторые мировые бренды открыли в России свое производство. Как рассказал «МК» исполнительный директор «Союзлегпрома» Игорь Ульянов, многим компаниям стало выгоднее шить в России, чем в Китае. «В последние годы в Китае вырос уровень оплаты труда: там швея получает примерно $500 в месяц, а ее российская коллега — 12 тыс. рублей, то есть примерно $200. Сокращение издержек на зарплаты влияет на себестоимость товара в сторону понижения, но конечную цену формируют бренды в зависимости от своей политики накруток», — сказал представитель отрасли. Что касается одежды и обуви российского производства, то сейчас многие предприятия работают с доходностью не больше 3–5%, отметил он. При этом розница на одежде «made in Russia» зарабатывает куда больше, чем производители, в отличие от пищепрома. «Магазины закладывают чистую прибыль минимум в 20–30%, и даже этого им кажется мало, поскольку в «жирные годы» рентабельность бизнеса по продаже одежды и обуви составляла 100–200%», — добавил эксперт. |
Комментариев нет:
Отправить комментарий