пятница, 21 апреля 2017 г.

Синица в руках или образование за рубежом?

Мы все учились понемногу,
Чему-нибудь и как-нибудь
Так воспитаньем, слава богу,
У нас немудрено блеснуть.
Пушкин
Всё больше молодых людей, как во времена Петра Первого, уезжают получать образование за рубежом, хотя, казалось бы, его можно было бы получить и внутри рубежей. Вот девушка из Заречного проучилась два года на нашем инязе и уехала продолжать образование в Ницце. Решила, что, работая посудомойкой в харчевне, лучше изучит язык, читая научные рассказы о нём в толстых учёных книгах.
Ещё две девушки пытались стать на родине психологами, но, вкусив того, что в России считается душеведением, сразу же уехали учиться в Прагу: сочли, что там уровень подготовки несоизмеримо выше. Если уж МГУ вывалился из первой сотни лучших учебных заведений мира, то о чем можно мечтать остальным?
Обычно учёные мужи, объясняя понижение уровня преподавания, ссылаются на нехватку средств. Не совсем так. Лет пятнадцать назад вернулись из Франции пензенские врачи, обменивавшиеся опытом. Во Франции, оказывается, латынь не изучают. Не видят необходимости тратить время и деньги, поскольку все современные знания по врачеванию появляются только на современных живых языках. И что же вы думаете, кто-то тут же распорядился отменить мертвый язык, нужный в настоящее время только для того, чтобы сказать, не пугая окружающих: больной уже того, перешел в то же состояние, что и сам язык? Как бы не так! Как и прежде, зубрят учащиеся сотни пословиц, названий и наименований. Спрашивать, зачем, у нас не принято.
Латынь - прекрасный пример того, как явление переходит в свою противоположность. Когда-то на латыни и греческом была записана вся мудрость мира, на латыни общались ученые и вообще образованные люди всей Европы. А ныне это просто бесполезная трата времени, выдаваемая первой гимназией города за высший уровень обучения. И преподается она не для желающих, а обязательно. Иначе говоря, зубрёжка как была при царе Горохе основным способом обучения в этом учебном заведении, так и сегодня остается. Станет ли человек умнее, вызубрив сотню или две латинских пословиц – большой вопрос.
И хотя нынешний нарком просвещения с упорством, достойным лучшего применения, стремиться нырнуть в «Болонский процесс», словно в омут от несчастной любви (К заграничным соблазнам), очень сомнительно, чтобы наши дипломы, скажем, врачей признали в Европе до такой степени, чтобы принимать выпускников недавно созданного пензенского медфакультета на работу в свои больницы. Даже со знанием латыни.
«Идущие на смерть приветствуют тебя!»
Именно таким возгласом приветствовали почётных гостей римские гладиаторы. На латыни, разумеется. Похоже, неплохо было бы разучить это приветствие и людям, обращающимся за лечением в больницы.
Госдума предлагает отменить часть статьи УК, предусматривающей ответственность врачей за халатность, хотя ежегодно от врачебных ошибок в России умирает около 50.000 человек, как считает общественная организация "Лига защиты пациентов". Сколько умирает на самом деле, не известно, поскольку попытка провести через Госдуму закон о выведении патолого-анатомической службы из-под власти главврача больницы не удалась. Доля ошибочных и заведомо ложных диагнозов в России - самая высокая в мире. При этом доказать в суде врачебную ошибку невозможно.
Господин Фурсенко может сколько угодно пытаться присосаться к «болонскому процессу», но ждать, что на Западе признают наши врачебные бумажки, по меньшей мере, неосмотрительно. Ведь тамошний врач от нашего чем отличается? У западного врача на стене висит свидетельство об окончании учебного заведения, а у нашего – Божья Матерь, которая должна спасти и сохранить от врачебных ошибок. Потому и сам патриарх Алексий Второй ездил лечиться в Швейцарию, словно большевик какой-нибудь, подрывающий основы, за запрещенными книжками.
Недаром Главный Просвещенческий Чиновник время от времени, сорвавшись, начинает кричать о необходимости преобразовать ряд вузов в ПТУ? Что, думается, не помешает им готовить бакалавров, магистров, юристов и менеджеров.
Признаком крайне тяжелой болезни нашего образования в целом являются судорожные попытки что-то изменить, но на уровне бессмертной басни Крылова «Квартет». Только вместо пересаживания решили укрупнить вузы. «Это было, было…». Уже и укрупняли, и разукрупняли. Только тогда измывались над колхозами, и кончилось дело кукурузой, а нынче нанотехнологии в ход пошли. И забегаловки тогда же позакрывали, чтобы стопками народ не пил, после чего стали сбрасываться на троих. Меньше пьянки стало?
Базаров и лягушка
Дело ещё и в том, как обучать. Недавно взбунтовался очередной питомец МГУ: этот Базаров, видите ли, не хочет лягушек резать, как делали деды-прадеды, поскольку, видите ли, к микробиологии, которую он пришел изучать, это не имеет никакого отношения. Паренек-то прав, такие предметы в приличных странах изучают по выбору учащегося. Если он хочет после завершения обучения устроиться на работу по научным исследованиям в парижском институте Пастера, то кто же с такой бумажкой возьмет? А если в парижском ресторане – то с таким опытом резанья лягушек там с руками оторвут. В Париже они съедобны.
Но ведь сегодня один откажется, завтра – второй, а послезавтра преподаватель, собиравшейся читать всю жизнь по одной раз и на всю жизнь написанной бумажке, пока сам не пожелтеет, как она, останется без работы! Поскольку более современных способов обучения вуз искать не пожелал, обучаемому пришлось искать оные самому и в другом месте.
Из ста российских преподавателей заняты научной деятельностью только 16. А остальные что делают? Сообщают учащимся научные знания времён Очакова и покоренья Крыма, усвоенные ими самими много лет назад.
И хотя давно уже стало ясно, что в отличие от петровских времён один раз и на всю жизнь выучиться невозможно, зубрёжка остаётся преобладающим способом обучения. В наших военных вузах обучают так, что изуродованный зубрёжкой выпускник вызубривает досконально один тип вооружения, к которому он оказывается привязанным, словно каторжник к своей тачке, а следующий освоить уже не получается: в мозгах места не хватает. Вооружение же меняется раз в пять лет.
В США в военных вузах упор сделан, как ни странно, на гуманитарное образование, дающее возможность развивать творческие способности человека, т.е. переучиться в случае необходимости.
Возьмём, к примеру, знаменитую «начерталку». Времена, когда она была величайшей тайной, дававшей французским военным строителям возможность на протяжение всего восемнадцатого века строить лучшие в мире крепости, миновали вместе с крепостями. А наука всё ещё продолжает изучаться не только военными и гражданскими строителями, но и всеми, кто изучает какую-то техническую специальность. Хотя никто не знает, какое отношение имеет «начерталка» к спутниковой связи, компьютерному программированию или сельскохозяйственному машиностроению.
Всё познаётся, как известно, в сравнении. В США производительность труда в строительстве выше нашей в пять раз. Любопытно, как там «начерталку» преподают?
Многолетний опыт технического образования показывает, что так называемое общетеоретическое образование, на которое убивается первые два года обучения в вузе, очень хорошо осваивается девушками-отличницами. Только в конце оказывается, что они не отличают зенкер от сверла, и получается из них чертёжница с высшим образованием; да и сами они предпочитают идти работать не инженером на производство, а продавщицей.
Если же этой деве удается за хорошие оценки зацепиться в вузе, то она, не имея никакого представления о полученной специальности, всю жизнь выпекает таких же «теоретиков», как и она сама.
Замечено, что, чем менее нужен предмет для жизни и работы, тем яростнее требуют его изучения те, кто его преподаёт. Так что не всегда понятно, человек просто болеет душой за порученное дело до душевного расстройства или взятку вымогает.
Так за границей и взяток в вузах нет. И не только потому, что там преподаватели много зарабатывают и считаются приличными людьми. А тамошняя полиция не создает особых отделов для борьбы со взяточничеством в вузах: нет необходимости. Просто на их занятия записываются, и от числа записавшихся зависит зарплата преподавателя. И уж если дело доходит до вымогательства взятки, о чём всегда становится сразу известным, только не полиции, а студентам, то к нему, естественно, никто не запишется. Это ж только у нас преподаватель имеет счастливую возможность нести любой бред, поскольку посещение этого бреда обязательно.
При опросах, почему родители выбирают Чехию, а не, скажем, Москву и МГУ, ответы таковы: учить в Чехии дешевле, у человека, получившего тамошний диплом, совершенно иные виды на трудоустройство и последующую жизнь, и, что совсем немаловажно, уровень преступности в Чехии просто не сопоставим с нашим, т.е. есть надежда, что вашего ребенка попросту не убьют во время учебы. Уровень преступности в столицах Европы, таких как Париж, Лондон или Брюссель, например, по числу убийств на душу населения, в 30-50 раз ниже, чем в Москве.
Прага
Дело даже не в том, что первый университет в Праге был открыт по указу императора Карла Четвертого ещё в 1348, т.е. на четыреста лет раньше МГУ. Дело в том, как там обучают.
Обучение в Чехии является действительно бесплатным, в том числе и для иностранцев. Выпускники чешских учебных заведений могут трудоустроиться в любой из стран Евросоюза. Хотя учащиеся в Чехии пользуются правом на скидки и льготы, при желании студенты могут подрабатывать на совершенно законном основании. В стране изменился общественный строй, сменилось десятка два правительств, тем не менее, никому не надо доказывать, что учащимся нужно обеспечить, скажем, льготный проезд на метро или трамвае. Льготы учащимся в Чехии предоставляются на все или почти на все товары и услуги. При этом отметим, что в Чехии нет ни нефти, ни газа, и вообще с полезными ископаемыми не очень.
Кстати, уровень потребления наркотиков среди молодежи Европы в 5 – 8 раз ниже, чем в России. Других развлечений хватает.
Расходы на жизнь в Чехии существенно ниже, чем в таких странах как Великобритания, Франция или Германия. Один пример: молоко нашим молокоперерабатывающим предприятиям выгоднее покупать в Чехии, чем у своих селян. При этом согласно официальной статистике уровень жизни в Праге в полтора раза превышает средний уровень жизни в Евросоюзе.
Деньги в западных вузах имеются потому, что они умеют их зарабатывать. И не только в вузах. В Германии распространёно обучение иностранцев с проживанием в семьях. Как правило, принимают иностранцев немцы, имеющие отдельное жильё, у которых дети выросли и уехали, освободив комнату. Питаются они у, так сказать, приёмных родителей, а учатся в обычной немецкой гимназии. Один наш земляк проучился на таких условиях год, а теперь продолжает образование в МАИ.
В Чехии уже создано несколько учебных заведений, где обучают иностранцев по программам чешских гимназий. В том числе и с участием наших бывших сограждан, уехавших на постоянное место жительства в Чехию. Обучение платное, от 1500 до 4300 евро, но после получения государственного свидетельства о среднем образовании выпускники таких учебных заведений имеют право продолжить образование в чешских государственных вузах бесплатно. Вопрос к министерству просвещения и науки Пензенской области: когда появится нечто подобное у нас? Кроме, разумеется, призывов школам учиться зарабатывать и учить этому учащихся. Теплицы строить и поросят разводить, разумеется, надо бы, но нельзя ли попробовать заработать, прежде всего, с помощью головы? Глядишь, в этом случае не мы бы в Чехии молоко закупали, а они у нас. Да и вузам пора бы задуматься, кого они будут учить завтра?
Даже учебные заведения, подчиняющиеся ведомствам, у которых имеются средства, не имеют представления о потребностях молодёжи. Вот и долбит ежедневно дурилка: поступайте к нам. У нас горячее питание, первое место в городских соревнованиях по бегу и приём по итогам собеседования. т.е. проходной двор. А ведь это важнейшая для страны отрасль – железнодорожная. Было время, когда в разорённой войной стране для привлечения надёжных людей, у которых поезда не будут мимо путей ходить, бесплатное питание было очень важно. Но тогда в рогачёвках еще и вещевое довольствие обеспечивалось, а нынче и на это средств не нашлось.
Что касается соревнований по бегу, то очень жаль, что у одного из самых мощных ведомств страны не хватает средств на более дорогие и современные виды состязаний и путешествий, которые могли бы привлечь молодёжь.
Впрочем, скажите спасибо, что вообще кормят: при капитализме это делать никто не обязан.
Почему-то в тупых головах просвещенческого чиновничества крепко засела мысль: стоит только переименовать ПТУ в лицей – и в него сразу же очередь из желающих обучаться выстроиться. И никаких тебе забот по воспитанию, а уж дёшево так, что просто бесплатно. Между тем Царскосельский лицей по уровню образования был одним из лучших в стране, где преподавали самые уважаемые люди. Принимали в него после жесточайшего отбора, а не зазывали тех, кого не взяли в более приличные учебные заведения.
Преподаватели же были лучшие, потому что им прилично платили, а не как нынешние руководители железнодорожного ведомства, отменившие и без того небольшие надбавки в своих собственных учебных заведениях. Временщики потому и называются временщиками, что редко думают о будущем.
Об убожестве внеурочной жизни не хочется говорить даже и без сравнения с Царскосельским лицеем, где и журнал воспитанники издавали, и стихи писали. Ее просто нет. Какие уж там стихи, где читать и писать не умеют.
Глава железных дорог непрерывно летает в Иерусалим, чтобы привезти оттель чудотворный огонь. А потом еще и развезти его по всей стране вплоть до Северного полюса. И средства находятся. Нельзя ли привлечь к этому делу учащихся? Пусть развозят его на поездах. Благо от Парижа до Пекина они ходят. И молодежь очень склонна к дальним странствиям.
Но у нас государственные мужи предпочитают поменьше расходовать на молодежь и побольше возмущаться, почему это столько пропойц во вверенных им ведомствах.
Пырков Е.А.
Пенза

Комментариев нет:

Отправить комментарий