пятница, 9 июня 2017 г.

Кому мешает крепкий рубль?

Власть ограничивает рубль: нацвалюта испугалась Путина

Почему подешевел «деревянный»
21 июля 2016  
Атака на сильный рубль продолжается — после того, как Путин попросил Медведева задуматься об этой проблеме, помощник президента Андрей Белоусов сегодня на Форуме стратегических инициатив прямо назвал укрепление нацвалюты «работой в минус». Между тем обычный человек назвать крепкий рубль «проблемой» никак не может.
фото: Алексей Меринов
Г-н Белоусов сказал, что «переукрепленный» рубль означает сокращение бюджетных доходов, «работает против экспорта» и мешает конкурентоспособности экономики России.
В общем, на этой неделе власть как по команде выступила против сильной национальной валюты и даже стала разрабатывать специальные меры, чтобы обуздать «деревянный». И рубль испугался: после продолжительного укрепления за день он подешевел к доллару на 32 копейки, а к евро — на 60.

Строго говоря, нормальный человек назвать укрепление рубля проблемой экономики никак не может. Ведь это низкая инфляция, рост покупательской способности, доступность кредитов, оживление производства. Да в конце концов просто лишняя возможность съездить отдохнуть за границу. Что в этом плохого? Не бывает сильной экономики со слабой валютой.
Однако ситуация с растущим рублем так напрягла власть, что, повторим, стала предметом недавнего совещания у Владимира Путина. По итогам правительству были даны некие поручения «по стабилизации финансовой ситуации».
Напомним, с середины июня рубль медленно, но верно укрепляется. Дело дошло до того, что за евро на этой неделе давали меньше 70 рублей, а за доллар — около 63.
А в это время нефть, как ни странно, дешевела. Тоже не намного, но все же — с $52 за баррель в середине июня она сейчас «сдалась» до $46–47. Были дни, когда котировки пробили $46 и доходили почти до $45.
Ныне даже школьники знают, что курс нашей национальной валюты во многом зависит от мировых цен на «черное золото». И эта зависимость лишний раз подтверждается в бюджете-2016. Он рассчитан из средней стоимости нефти в $50 за баррель и среднегодового курса в 67 рублей за бакс. И при таких показателях дефицит федерального бюджета не должен превысить 3% ВВП, или 2,1 трлн рублей.
Однако в первом полугодии средняя стоимость нефти марки Urals (именно она преимущественно идет на экспорт и заложена в бюджете) не превысила $38. В результате полугодовой дефицит зашкалил за 4% ВВП, в апреле даже — 8%.
Вот почему так «вдруг» встрепенулись чиновники. При таких обстоятельствах правительству, которому президент строго-настрого приказал удержать разрыв между доходами и расходами не более чем в 2,1 трлн рублей за год, выгодны прежде всего две вещи.
Первая: рост нефтяных цен, который многие эксперты совсем недавно прогнозировали до $60 за баррель до конца этого года. Вторая: довольно низкий курс рубля. Например, в диапазоне 65–70 рублей за «зеленый». А сейчас после обмена долларов на рубли получается значительно меньше, чем надо Минфину. Бюджетный дефицит погашается практически из одного источника — Резервного фонда.
Недовольны таким трендом и российские производители. Их продажи даже на внутреннем рынке снижаются в результате конкуренции с импортными товарами. Многие из них жаловались на это Путину.
Так почему же рубль так широко шагает, невзирая на дешевую нефть?
Часть экспертов объясняют это играми на вершинах власти в преддверии парламентских выборов. Ведь на кону стоит лояльность избирателей. Эти прогнозисты, включая, кстати, Минэкономразвития, полагают, что в августе-сентябре рост потребительских цен полностью остановится. А потом можно дать рублю серьезно упасть.
Но при этом ЦБ якобы несколько перегнул палку с поддержкой нацвалюты. Хотя там по-прежнему подчеркивают свое невмешательство в курсообразование на биржевых торгах. Дескать, регулирование рынка мегарегулятор осуществляет через другие инструменты: процентные ставки, нормы резервирования, дополнительные требования к банкам.
А может, рубль укрепляется за счет того, что Россия постепенно выходит из кризиса, прекращается отток капитала, а иностранные инвестиции возвращаются? А чиновникам просто не надо стоять на этом пути. Но в эту радужную версию верят далеко не все.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Ирина Рогова, аналитик ГК Forex Club:
Опасения правительства обоснованы, учитывая экспортную ориентированность отечественной экономики. Однако для простых людей «высокие материи бюджетной целесообразности» абсолютно не понятны. Ведь снижение курса доллара и евро несет в себе несколько очевидных плюсов.
С начала года рубль подорожал к доллару в районе 20%, что сделало стоимость поездок за рубеж в рублевом эквиваленте дешевле. Кроме того, часть товаров (обувь, одежда, мелкая и крупная бытовая техника) импортируется. Следовательно, можно предполагать, что цены на них упадут. Наконец, незначительное облегчение почувствуют те, у кого есть кредиты в валюте. В целом сильный рубль позитивно скажется на ситуации с реальными доходами населения, которые напрямую зависят от инфляции и темпов роста номинальной заработной платы.





 Актуальный архив

Кому мешает крепкий рубль?

  Просматриваю прессу о встрече В. Путина с А. Кудриным и ломаю голову: о чем это они говорят? Просто ничего не могу понять. Похоже, что и многие журналисты, описывающие встречу, ничего   не поняли.
«Слишком сильный рубль, по мнению президента, способен подорвать конкурентоспособность национальной экономики», - пишет газета «Коммерсант».
Как может подорвать национальную экономику сильный рубль? Сильный, я беру ими используемое выражение, может урезать доходы сырьевых монополий, поставляющих углеводородное сырье на мировой рынок, но никак не подорвет, а скорее укрепит позиции производителей в других отраслях. Американцы, в последнее время делают все, чтобы укрепить доллар, понимая, что это основа стабильного существования американских производителей. А у нас, оказывается, все наоборот.
На невнятное заявление Путина, Кудрин еще боле запутанно отвечает: «Основные меры по предотвращению укрепления,- отвечает Алексей Кудрин, - это меры правительства, но как только правительство увеличивает свои расходы за счет нефтегазовых доходов, это угрожает дополнительным укреплением. В рамках того прогноза, который мы сейчас подготовили, мы сможем удержать в запланированных параметрах укрепление».
Кудрину бы придерживаться какой-то одной системы координат, а не заявлять абсолютно противоречащие утверждения. Депутатам и народу он говорит, что дополнительные расходы вызовут инфляцию, а поэтому их необходимо ограничивать, а, в данном случае, от увеличения расходов, за счет нефтегазовых доходов, по мнению министра, произойдет укрепление рубля. Как произойдет укрепление? Ведь расходы будут делаться в рублях, а не в долларах, а поэтому произойдет увеличение рублевой массы, по отношению к товарам, и тому же доллару, что соответственно понизит реальную стоимость рубля, а не укрепит.
Журналисты "Ведомостей" Александра Петрачкова, Александр Беккер, так и оценили ситуацию: "Укрепление рубля может угрожать экономике, в особенности реальному сектору, считает Владимир Путин. Поэтому Минфину и Центробанку придется одновременно бороться с инфляцией и укреплением курса».
Похоже, что чиновники Минфина и ЦБ, слишком рьяно взявшиеся бороться с инфляцией, по просьбе президента, наступили, на мозоль сырьевых гигантов, да так больно, что сам Владимир Путин, взялся поддержать инфляцию. 
«Президент просит срочно замедлить темп укрепления национальной валюты», - выдает "Время новостей";   "Путин поручил притормозить рубль", - пишет Лариса Кафтан в «Комсомольской правде».
 О том, что укрепление рубля, невыгодно сырьевым монополиям, и президент этим озабочен, Владимир Путин и не скрывал. Президент сообщил, что встречался с представителями крупных компаний, "у них еще есть запас прочности", но стремительное укрепление рубля может создать для них проблемы. Их товары становятся все дороже в сравнении с импортом и проигрывают мировую конкуренцию. Как собирается спасать положение правительство?»
А в области производства, каких товаров мы конкурируем, если 70% нашего экспорта составляет сырье? 
"Мы должны противодействовать укреплению рубля всеми доступными методами!" – самоотверженно и с радостью заявил министр. И как ему не радоваться! Ведь все это время Кудрин только это и делал, в угоду крупным монополиям, поставляющим на мировые рынки нефть, газ, металлы, лес, и так далее. Ну, а теперь, он еще и от президента получил поддержку. Так что теперь ждите нового роста цен, так как Кудрин начнет бороться с укреплением рубля с удвоенной энергией.  
Нет никаких сомнений, что Путин склонился на сторону сырьевых монополий. Так и только так можно охарактеризовать заявления президента, сделанные им на встрече с главой Минфина Кудриным. Полгода назад президент ставил задачу по укреплению рубля, сокращению инфляции, конвертируемости рубля, а сейчас, под давлением хозяев сырьевых магнатов, разворачивает всю политику в обратную сторону.
«Как он выяснил после “контактов с бизнесом”, курс на укрепление рубля может повредить российской экономике.- Пишет газета «Ведомости». - И вот перед ЦБ и правительством, по сути, поставлена тройственная задача: не допустить роста инфляции, сдержать укрепление рубля и по-прежнему увеличивать расходы государства. При таких вводных стоит ожидать интересного политического сезона. Если не отставки, то серьезные провалы гарантированы: задача, поставленная президентом, невыполнима.
Ситуация так и останется патовой, если не отказаться от одной из трех задач — при соблюдении лишь двух вводных уравнение можно будет решить».
«Укреплять рубль российским властям было удобно, чтобы подавить инфляцию. Но теперь, когда президент приказал этого не делать, перед Минфином и Центробанком встает необычайно сложная задача - и рубль не укреплять, и с ростом цен бороться. - Непонимающе вопрошает "Известия". – Значит, вперед инфляция».
Под натиском интересов сырьевых монополий прогнулся не только президент, но и правительство, которое разработало трех летний план по сокращению бюджетных поступлений от продажи углеводородного сырья. За три года доля налога на добычу (НДПИ) и экспортных пошлин в доходах бюджета сократится с 50 % до 30 %". Это, по мнению Кудрина, и есть путь сокращения зависимости бюджета от цен на нефть. Вот, только нефтяные магнаты и их лоббисты в правительстве, как видимо нисколько не пугаются своей зависимости от нефтяных доходов, а вовсю качают нефть и благодарят своих благодетелей.
Иван Тевризский
23.08.2006

Комментариев нет:

Отправить комментарий