среда, 28 сентября 2016 г.

ФРИДРИХ НИЦШЕ: О России и русских.

 1.      «У злых людей нет песен».  А почему же у русских есть песни?
2.      «Для возникновения каких бы то ни было учреждений необходимо должна существовать воля, побуждающая инстинкт, антилиберальная до яркости, - воля к традиции, к авторитету, к ответственности за целые столетия, к солидарности прошлых и будущих поколений… Если эта воля налицо, то возникает что-нибудь в роде римской империи, или вроде России – единственная страна, у которой в настоящее время есть будущность… Россия – явление обратное жалкой нервности мелких европейских государств, для которых, с основанием «Германской империи», наступило критическое время».
3.      «Для задачи, лежащей перед нами, имеет большое значение свидетельство Достоевского – этого единственного психолога, кстати говоря, от которого я многому научился;  он принадлежит к прекраснейшим случайностям моей жизни, к лучшим, чем, например, открытие Стендаля.
          Этот глубокий человек, который имел полное право невысоко ставить поверхностных     немцев, ощутил нечто совсем неожиданное для себя по отношению к сибирским каторжникам, среди которых он долго жил, к этим тяжёлым преступникам, для которых не было возврата к обществу;  он почувствовал, что они как бы выточены из лучшего, прочнейшего, драгоценнейшего дерева, которое только росло на русской почве».

4.      «Они покорялись наказанию, как покоряются болезни, несчастью, смерти, с тем глубоким фатализмом без возмущения, благодаря которому в настоящее время, например, русские имеют преимущество в жизни сравнительно с нами, западными народами».
5.      «Сильнее и удивительнее всего сила воли проявляется в громадном срединном царстве, где Европа как бы возвращается в Азию  – России.  Там сила хотеть давно уже откладывалась и накоплялась, там воля ждёт – неизвестно, воля отрицания или воля утверждения, - ждёт угрожающим образом того, чтобы, по любимому выражению нынешних физиков,  освободиться».
6.      «Мыслитель, у которого лежит на совести будущее Европы, при всех планах, которые он составляет себе относительно этого будущего, будет считаться с евреями, - и с русскими, - как с наиболее верными и вероятными факторами в великой борьбе и игре сил».
7.      «Болезненное состояние само есть вид злобы. – Против него есть у больного только одно великое целебное средство, - я называю его русским фатализмом, тем фатализмом без возмущения, с каким русский солдат, когда ему слишком тяжел военный поход, ложится наконец в снег».
8.      «Тот русский фатализм, о котором я говорил… - это и есть в таких обстоятельствах само  в е л и к о е    р а з у м е н и е ».

                                              
                                                Подготовил к публикации    В.МОЛЧАНОВ.


КОММЕНТАРИЙ  СПЕЦИАЛИСТА.
    
     История учит:  всякая философская идея всегда была подвержена двойной опасности. Вначале обыватель низводит её до своего уровня.  А уж затем казённые профессора философии возводят этот обывательский уровень в университетскую традицию, которая и становится  достоянием «кафедральных мыслителей»  всякого рода. Так рождаются мифические истории человеческого духа, производящие в людских душах отнюдь не мифические разрушения и погром.
     Не минула чаша сия и Фридриха Ницше /1844 – 1900 г.г./,  чья главная философская идея носила парадоксальное, и до сих пор еще не разгаданное, название:  ПО  ТУ  СТОРОНУ  ДОБРА  И  ЗЛА.
     Почему неразгаданное?  Да потому, что комментировать его взялась та самая кафедральная обывательщина, с которой мыслитель и вступил в борьбу.  Кафедра не место для серьёзной философии! – вслед за Лихтенбергом и  Фейербахом полагал он  Сам очень рано став профессором университета  и столкнувшись по этому поводу  с восторгами семьи, он нетерпеливо возражал матери и сестре: «Подумаешь, какое событие – стало на свете одной пешкой больше, вот и всё!»
     Ницше хорошо представлял, какая смертельная опасность поджидает его философскую продукцию в этом мире «удвоенной обывательщины».  Ведь всегда найдутся охотники возвести безнравственность в мораль, приспособив Аморализм для своих личных, групповых или всемирно-исторических целей.  И чтобы с самого начала уже чисто терминологически с этой опасностью размежеваться,  он избрал для самонаименования идеи термин  И м м о р а л и з м.  Ведь «по ту сторону добра и зла» – это по меньшей мере, не значит «по ту сторону хорошего и дурного», - пояснил он.
     Чем же объяснял мыслитель столь вызывающее и провоцирующее на домыслы название для своего принципа?  Дело в том, что современная  европейская мораль есть мораль стадного животного. Поэтому мораль исполняет роль «кривого зеркала», в котором человек всё видит искаженно:  всё здоровое и человеческое предстаёт пред ним как нечто «греховное», а все болезненное и нигилистичное по отношению к людям – в качестве якобы морального и «святого». Тень жизни принимается за самоё жизнь.  Мировое мещанство даже религию и Бога  приспособило «для дела» в этом  всемирно-историческом королевстве кривых зеркал.
     Исходя вот из таких резонов, Ф.Ницше нашел право о себе сказать:  «Говорит во мне истина. – Но моя истина   у ж а с н а:  ибо до сих пор   л о ж ь   называлась истиной. – Переоценка всех ценностей: это есть моя формула для акта  наивысшего самосознания человечества, который стал во мне плотью и гением».
     В адовой работе переоценки всех ценностей, накопленных всемирным мещанством и им же освященных, Ницше, подвергая себя опасности душевного небытия, обращался к разным средствам, предоставленным ему культурой и историей.  Одно из таких аналитических средств – сравнение славянского мира с миром современной ему Европы.
     Причину очевидных прославянских симпатий  биографы видят обычно в том обстоятельстве, что «отдаленные предки Ницше жили в Польше, имели графское достоинство и назывались Ницкие» /Даниэль Галеви/.  Такова гипотеза.  На взгляд же автора этих строк, причина симпатий в том, что мыслитель, среди прочего богатства своих философских интуиций, имел ещё одну, а именно: догадку о глубоком родстве немецкого и русского национальных Гениев. Достаточно указать, например, на понятие «истинной бесконечности»  у Гегеля и понятие «совершенного всеединства»  Владимира Соловьева…
     Немецкая душа так же вместительна и просторна для «всечеловеческого» содержания, как и душа русская – здесь, на наш взгляд, напрашивается точка соприкосновения между Фридрихом Ницше и любимым им писателем  Федором Достоевским…

                       Валерий МОЛЧАНОВ,  кандидат философских наук.

-         ж. «СЛОВО»,  № 1 – 2,  1993 г.  Тираж 23.000.
-         «УРАЛЬСКАЯ  ГАЗЕТА»,  №  2 (5), январь 1992 г. Тираж  35.000.

Комментариев нет:

Отправить комментарий