По поводу заявления доцента философского факультета УрГУ В. И. Липатниковой в отдел пропаганды Свердловского обкома КПСС
Скажу сразу: «литературная продукция» такого рода –
является, и в дальнейшем будет являться, неизбежным спутником процесса
перестройки, в особенности там и тогда где и когда эта перестройка будет
проводиться по существу, т.е. в соответствии с политическим курсом
партии и самой жизнью. Авторы подобных «заявлений» обычно делают вид,
что обеспокоены тем ПРАВИЛЬНО ЛИ ИДЕТ ПЕРЕСТРОЙКА? На самом же деле
задают вопрос: А ЗАЧЕМ ОНА ИДЁТ?
Такая позиция «с подоплекой» ведет к тому, что автор
противоречит не только фактам, о которых ведет речь, но, как правило,
обычно сплошь да рядом противоречит сам себе. Поскольку же тов.
Липатникова претендует в своем письме на роль идейно-теоретического
эксперта по проблемам перестройки, то на каждом шагу обнаруживаются и её
нелады с теорией, в частности с её АЗАМИ. Возьмём факты.
1. Главный идейно-теоретический и идейно-политический
криминал моих публикаций в газете она видит в выделении аж целых двух
марксизмов: «интересном» и «неинтересном». Но, во-первых, подобное
деление дает не автор публикации, а сами студенты. Во-вторых, деление
это далеко не полно. Например, в своих работах В. И. Ленин выделял
«словесный марксизм», «марксизм как моду», «патентованный марксизм»,
«якобы марксизм», «педантский марксизм», «школьнически-глупенький,
заученный марксизм на струвистский манер», «легальный марксизм»,
«вульгарный марксизм», «резонёрский марксизм», «девственно-вульгарный
марксизм». И не только выделял, но и противопоставлял! Противопоставлял
марксизму «революционному или коммунизму», марксизму «организованному и
дисциплинированному», или «воинствующему марксизму».
2. В. И. Липатникова утверждает, что «характеристика
капитала, данная в статье, позволяет читателю заключить, что в нашем
обществе есть капитал, т.е. труд рабочего и прибавочный, и накопленный и
т.д.» Увлекшись, она не заметила, что характеристика капитала «данная в
статье» – это характеристика строго научная и было бы весьма любопытно
услышать её возражения, будто это не так. Это – во-первых. Во-вторых,
каждому грамотному человеку понятно, что всякий капиталист – это буржуа,
но вот далеко не всякий буржуа – это обязательно капиталист. Причём
даже при капитализме! Тем более это верно для общества
некапиталистического. Что до социализма, то автор говорит о буржуазности
не только без капиталистов, но даже и без буржуазии. Удивляться, а тем
более жаловаться «в инстанции» по этому поводу может лишь человек, не
читавший хрестоматийных работ Маркса и Ленина. Скажем, «Критики Готской
программы» или «Государства и революции». Вот цитата из последней:
«Выходит, что не только при коммунизме остаётся в течение известного
времени буржуазное право, но даже и буржуазное государство – без
буржуазии!» И далее: «Это может показаться парадоксом или просто
диалектической игрой ума, в которой часто обвиняют марксизм люди, не
потрудившиеся ни капельки над тем, чтобы изучить его чрезвычайно богатое
содержание».
3. Однако, т. Липатникова желает доказать буквально
следующее: раз т. Молчанов, вслед за «Капиталом» К. Маркса утверждает,
что капитал – это: 1) труд рабочего, 2) труд прибавочный, 3) труд
накопленный, то, дескать, поэтому автор «видит» капитал везде, где есть…
рабочие и их труд. Следовательно, даже и при социализме… Я готов
согласиться с В.И.Липатниковой в её оценке моей статьи, если она докажет
следующее: как из верного суждения «все негры – люди» она с логической
необходимостью может умозаключить, что поэтому-то «все люди – негры» (?)
4. т. Липатникова сокрушается, что в моих публикациях
опущен «почему-то методологически важный момент, что капитал это еще
(!) система производственных отношений между рабочим и капиталистом». Но
если со-отношение между трудом «живым» и трудом «накопленным» она не
считает за «производственные отношения», то одно из двух: либо она
сделала новое открытие в политической экономии, либо просто не знает,
что такое «производственное отношение» между «рабочим и капиталистом».
5. Этот же упрёк повторяется ею опять, когда
опровергается сама возможность деления коммунизма на «пролетарский» и
«непролетарский», когда коммунизм не пролетарский характеризуется как
синоним буржуазности. Когда, наконец, автору напоминают, что «научный
коммунизм – есть, прежде всего, учение о коммунистической
общественно-экономической формации».
Что здесь можно сказать? Только то, что автор говорит
«про Фому», а самозванный рецензент возражает ему «про Ярему». Вопрос,
ведь, вовсе не в том, является ли научный коммунизм «прежде всего
учением о коммунистической общественно-экономической формации». Вопрос в
том, при каких именно условиях это учение о коммунистической формации
является научным, пролетарским, а, следовательно, подлинно
коммунистическим.
Что касается правомерности самого деления коммунизма
на пролетарский и непролетарский, то пусть В.И.Липатникова прочтет 3-ю
главу «Манифеста Коммунистической партии». А так же заключительные
строки «Развития социализма от утопии к науке», где социализм научный в
отличие от ненаучного определен Энгельсом как «теоретическое выражение
рабочего движения». Нелишне ей ознакомиться и со следующим местом из
выступления М.С.Горбачева на январском Пленуме ЦК КПСС: «Определенное
хождение получили легковесные представления о коммунизме, разного рода
пророчества и абстрактные суждения».
«Коммунизм отнюдь не случайно представлен как наука
рабочего класса» – хватает нас за руку рецензент. Конечно, не случайно! –
согласимся мы с ней. Правда, согласимся для того, чтобы разойтись в
главном: для неё пролетарский характер коммунизма – это синоним
пролеткульта и невежества в философии и культуре. Для нас же
пролетарский характер теории – это ничто иное, как близость к жизни или,
говоря философским языком, - МАТЕРИАЛИЗМ.
Не умея отличить пролеткульт от материализма в
понимании общественных отношений вообще и производственных отношений в
частности, тов. Липатникова способна лишь на беспредметную иронию там,
где встречает факт общения между рабочими и философами, организованного
газетой «На смену!» в целях обобщения социальных инициатив трудящихся.
«Говорят в основном северцы, затем северцы и уралмашевцы о проблемах
связанных с развитием и внедрением почина, а ученые отделываются
наводящими вопросами типа: «Смежники вас не подводят?» – иронизирует
она. Ей и невдомек, что отношения со смежниками – это и есть ни что
иное, как производственные отношения, о якобы недостаточном упоминании
которых постоянно сетует она. Заинтересованный разговор о том, как на
языке марксистской теории выразить действительные проблемы и
противоречия жизни передовых коллективов области, она свысока третирует
как НЕНАУКУ!
Вот характерный образчик. …Рабочие отдают по
условиям коллективной гарантии часть премии администрации.
«Почему…именно администрации? Что, она занимается поборами?» – вопрошает
наш рецензент. А не угодно ли примерить свою иронию, да на самое себя?
Если, являясь членом партии, т.Липатникова сдает партвзносы своему
секретарю… Нешто он «занимается поборами?» Вывод, конечно, нелепый, но
логика-то нашего оппонента!
7. Собираясь за круглым столом, рабочие и философы
хорошо понимают друг друга. Почему? Да потому, что размышляют о реальных
производственных отношениях. А в силу этого о «тяжелых гирях» старых
отношений, которые, в соответствии с духом перестройки, и следует
убрать. Что в этом видит т. Липатникова? А что убрать, дескать, надо…
теорию, интеллигенцию и правопорядок. Откуда такая деформация
восприятия? Чем её объяснить? Думаю, что личность т. Липатниковой здесь
не причем. На 27 съезде КПСС это было уже объяснено: тот, кто сжился с
«тяжелыми гирями», с «механизмом торможения» социализма, тот неизбежно
расценивает всякое покушение на такие гири как покушение на… социализм.
Наш оппонент просто добросовестно (и думаю бескорыстно) выражает эту
доперестроечную позицию и больше ничего.
8. Впрочем, если присмотреться к её позиции
повнимательней, то увидим… Прочитав наши публикации в газете, она узрела
там идейное обеспечение того, «что происходило в 20-е и 30-е годы,
привело к свертыванию демократии, утверждению власти «сильной личности» и
многому другому». И вот, дабы подобного кошмара не допустить, …побежала
жаловаться в «инстанции», дабы ей ненаучными способами помогли одолеть
оппонентов в научном споре. Ну, прямо-таки как в конце 30-х годов!
9. Впрочем, отвечать на все претензии т. Липатниковой
нет никакого смысла. Достаточно просто сказать о главном и это главное
объяснит нам все.
А) в мае 1986 г. газета «На смену!» опубликовала
материал «Буржуазность без буржуазии», посвященный анализу негативных
явлений и классово-пролетарскому характеру концепции ускорения. Через
неделю после этого вышло постановление о борьбе с нетрудовыми доходами, а
через несколько месяцев статья в «Правде» о рабочем классе, как ведущей
социальной силе ускорения.
Б) в августе 1986 г. вышла статья «Ум – твой
вожатый», где речь идет о диалектике как науке, об уме, ориентирующем на
перестройку, а в октябре на совещании обществоведов т. Горбачев М.С.
провозгласил, что воспитывать новое мышление, – значит, воспитывать
диалектику.
В) в августе же этого года была опубликована серия
статей по северскому почину, а через неделю вышло постановление ЦК КПСС
по Северскому трубному заводу.
Г) в декабре 1986 г. вышла статья рабочего Буртника
об отрыве уральской философии от жизни, а через месяц январский Пленум
ЦК констатировал то же самое относительно в с е г о советского
обществоведения.
Словом, газета идет в ногу со временем,
руководствуясь политической линией партии на перестройку. Выдерживает
четкую классовую линию в теоретических вопросах, в частности в вопросах
коммунистического воспитания молодежи, вообще. Эта позиция газеты нашла
поддержку и сочувствие рабочих, студентов, обществоведов, причем не
только Среднего Урала, но и других городов страны. Газету уважают и
знают именно за это.
И именно этим можно объяснить те или иные попытки её ошельмовать.
В.Молчанов,
кандидат философских наук, научный консультант по коммунистическому воспитанию газеты «На смену!»
7 апреля 1987 г.
г. Свердловск.
Комментариев нет:
Отправить комментарий