| Цивилизации и варварство 
 
 
За столетия развития исторической и философской мысли было открыто, 
описано  и изучено более тысячи различных цивилизаций и создано 
множество концепций и теорий цивилизаций. Одной из них является бинарная
 теория их происхождения и развития. Она возникла на фундаменте – 
«предпосылочном» знании – бинарной парадигмы философии истории, согласно
 которой в истории и современном мире сложилось два основных типа 
цивилизаций – антропогенно-коллективистские и 
техногенно-индивидуалистические. В первых доминирует 
коллективно-государственный способ производства, во втором – 
индивидуально-частный. Каждый из этих двух типов цивилизаций попеременно
 играет в истории человечества то ведущую роль, то роль ведомого, в 
зависимости от условий, места и времени. Так, в период своего 
восхождения и развития каждая из цивилизаций играет ведущую роль, а в 
период нисхождения и угасания – становится ведомой. Онтологически они 
равнозначны, но конкретно-исторически всегда оказываются неравными по 
своей ценности, эффективности и творческой роли в истории человечества, 
нации, государства и любого другого сообщества людей – от 
земледельческой общины до мировой империи. 
Историческая роль каждой цивилизации определяется ее доминирующими 
социальными свойствами. В антропогенных цивилизациях это коллективизм, 
социальная защищенность, доминирование общественной собственности, 
продуктивное производство, охранительство (сбережение), примат политики 
перед  экономикой, высших социальных чувств – перед эмоциями, духовного –
 перед материальным, производства – перед распределением. В техногенных 
цивилизациях это индивидуализм, свобода личности, доминирование частной 
собственности, «пиратская активность», расточительство, примат экономики
 перед политикой, разума – перед высшими социальными чувствами, эмоций –
 перед разумом, материального – перед духовным, распределения – перед 
производством. Но больше всего два типа цивилизаций отличаются по 
социальной направленности продуктивной деятельности творческой элиты 
общества: «В антропогенных цивилизациях творцы идей – писатели, поэты, 
композиторы, ученые, философы, идеократы – ценятся выше исполнителей. В 
техногенных цивилизациях – артисты, толкователи, комментаторы, попы, 
пропагандисты, подражатели, гадалки, манипуляторы, виртуозы рекламы и 
информократы – ценятся выше, чем творцы. В техногенных цивилизациях выше
 ценится разум, а в антропогенных – сердце» (Бакшутов В. К. Философия 
истории: бинарная парадигма. Екатеринбург, 2003. С. 815) .
 Свойства и качества людей разных цивилизаций подробно описаны и 
проанализированы в историческом развитии со времен возникновения 
человека по настоящее время в 45-томной «История цивилизаций». Это 
издание было начато в 1920 г. в Париже директором «Библиотеки 
исторического синтеза» философом А. Берром. Вскоре к нему присоединились
 многие видные ученые Англии, США, других стран Европы, Азии и Америки. 
Эта серия книг является первым классическим изданием по истории 
цивилизаций и самым полным по количеству исторических фактов и 
анализируемых теорий и концепций, которые позволяют увидеть предысторию и
 историю цивилизаций, понять причины их возникновения и гибели. Большое 
место здесь уделяется вопросам взаимосвязи цивилизаций и варварства, 
Запада и Востока. В 1996 г. серия «История цивилизаций» была переиздана.
 В нее были включены новые исследования по восточным и западным 
цивилизациям и по истории донаучного знания. В последние десятилетия ХХ 
в. была создана научно-популярная серия «Великие цивилизации», в которой
 авторитетные ученые опубликовали исследования по наиболее крупным 
мировым цивилизациям, адресовав их не только специалистам, но и широкому
 кругу читателей. Заметим, что научный язык становится действительно 
научным и преобразующим мир, когда он понятен и неученым. В ХХ в. о 
цивилизациях написано больше, чем за всю предшествующую историю с 
момента возникновения письменности. О причинах такого интереса к 
цивилизациям станет ясно из дальнейшего изложения. А пока обратим 
внимание на наиболее важные исторические факты, связанные с 
возникновением и развитием цивилизаций и… варварства, известные в 
научной литературе.
 Временем зарождения основных свойств, характеризующих цивилизации и 
варварство, является эпоха перехода от животной 
потребительско-присваивающей активности, собирательства и охоты к 
производительной, продуктивной экономике в земледельческих и 
скотоводческих общинах. Земледельческие общины заложили первый камень в 
основание антропогенно- коллективистских цивилизаций, в то время как 
кочевые скотоводческие общины – в основание 
техногенно-индивидуалистических цивилизаций. Это было революционное 
время перехода доминанты в историческом развитии человечества от 
природных, биологических отношений к социальным, от природного 
неравенства биологических особей к социальному неравенству людей. Это 
была первая социальная революция в истории человечества. Но она уже 
обладала главными свойствами всех последующих революций: сменой одного 
типа неравенства другим, более совершенным и плодотворным; анархией в 
отношениях между людьми. «Первобытный человек был еще более несвободен, 
чем раб: он был скован по рукам и ногам невидимыми цепями, более 
крепкими, чем железо, и был всегда под невидимой плетью, более жесткой, 
чем плеть надсмотрщика. Это был парализующий яд родоплеменных 
установлений, традиций, обычаев, наследуемых представлений. Рабство было
 в этом смысле шагом вперед, ибо рабовладельцы хоть отчасти побаивались 
рабов, тогда как человек первобытного общества даже не догадывался, что 
он носит какое-то ярмо» (Поршнев Б. Ф. О начале человеческой истории // 
Философские проблемы исторической науки. М., 1969. С. 94).
 Отдаленные предки человека были травоядными животными. Но на 
определенном этапе антропогенеза, еще в рамках биологической эволюции, 
они приспособились к усвоению мясной пищи, что весьма ускорило процесс 
антропогенеза. Между тем в ареале их обитания произошла крупная 
экологическая катастрофа: вымерли крупные травоядные животные, трупы 
которых, недоеденные хищниками, составляли главный источник мясной пищи 
нашего предка – некрофага. Доступ к головному и костному мозгу крупных 
слонов, который весил примерно 300 – 500 кг, предки человека получили 
еще на стадии биологической эволюции, благодаря пятипалым верхним 
конечностям, инстинктивно схватывавшим неотесанный камень. Но мамонты и 
слоны вымерли, а потребность в мясной пище у предков человека 
сохранилась. С этого времени развитие палеоантропов пошло по пути 
нарушения фундаментальных законов природного, биологического развития. 
«Люди – единственный вид, внутри которого систематически практикуется 
взаимное умерщвление» (Поршнев Б. Ф. Указ. соч. С. 109 – 110). Началось 
оно в то отдаленное время перехода доминанты в антропогенезе от 
биологического развития к социальному и сохраняется, увы, до сих пор. 
Мясной стол и выживание наиболее сильной части популяции стали 
обеспечиваться за счет убийства детей, стариков, а затем и женщин и 
слабых взрослых членов стада, а позднее и племени. Согласно гипотезе Б. 
Ф. Поршнева, «человеческая история началась с каннибализма, с хищности, 
противоестественно направленной на представителей своего же – тогда еще 
единого – вида. В палеоантроповом – до этого “безгрешном” – стаде 
произошел вынужденный, обусловленный внешними экологическими 
обстоятельствами, переход к хищному поведению по отношению к 
представителям своего же вида» (Диденко Б. А. Этническая антропология 
(видизм). М., 2003. С. 5).
 «Хищное» поведение сильных в палеоантроповом стаде, а затем и в родовой 
общине выражалось не только в физическом людоедстве: оно 
распространялось на более широкую сеть отношений между людьми. В период 
перехода от присваивающего хозяйства к производящей, продуктивной 
экономике хищное меньшинство стада, а затем и общины, начинает отбирать у
 слабого пассивного большинства производимые им средства к 
существованию. «Внутри общества возникал односторонний ток материальных 
благ – от тех, кто их добывал, к тем, кто их только потреблял» (Поршнев 
Б. Ф. Указ. соч. С 107). Таким образом род человеческий разделился на 
два вида – «кормильцев» и «кормимых» (Диденко Б. А. Указ. соч. С. 15, 
33, 226, 256, 308). Так, вместе с рождением человеческого общества 
появились знатные и худородные,  богатые и бедные, потребители и творцы,
 «тунеядцы и труженики» (Сен-Симон А. Избранные сочинения. М.; Л., 1948.
 С. 83). И все люди мира и созданные ими социально-политические 
организации также разделены на два непримиримых лагеря – на варварство и
 цивилизацию, – которые ведут между собой непрерывную войну за свое 
место в человеческом обществе. Каждая из этих социальных ветвей обладает
 множеством положительных и отрицательных свойств. В начале статьи уже 
говорилось о двух типах цивилизаций – антропогенных и техногенных. Для 
полноты картины необходимо назвать и два вида варварства – прирожденное 
(или первичное) варварство, основанное на природных свойствах людей, и 
приобретенное (или вторичное) варварство, возникающее в период угасания и
 гибели цивилизаций. Варварство того и другого вида по своим главным 
свойствам, социальным функциям и ценностям противоположно цивилизации:
 1. Варвар и варварское общество потребляет больше, чем производит, за 
счет присвоения материальных и духовных благ, создаваемых цивилизованным
 человеком и обществом. Цивилизованный человек и цивилизованное 
государство, наоборот, производят больше, чем потребляют. Эта «прибавка»
 является материальной и духовной основой восходящего, прогрессивного 
развития человека и человечества.
 2. Варвар и варварское общество агрессивны по своей социальной природе, 
поскольку им всегда надо восполнять недосозданные ими самими средства к 
существованию. Цивилизованный человек и цивилизованное общество всегда 
занимают оборонительную, охранительную внешнюю и внутреннюю политику. 
Цивилизованные китайцы в свое время создали знаменитую Великую стену, 
обороняясь от набегов северных варваров. Сегодня они создали новую 
оборонительную систему, мощность которой в тысячи раз превышает 
возможности древней стены. Это – возрожденная 
антропогенно-коллективистская цивилизация с доминирующим 
коллективно-государственным способом производства, теоретически 
разработанная Лениным и практически воплощенная Дэн Сяопином. (Сегодня 
уже половина человечества идет по этому пути.) Поскольку Китай 
производит больше, чем потребляет, у него нет объективных материальных 
причин для агрессивных войн.
 3. Варвар и варварское общество относятся к миру вещей в соответствии с 
принципом Абрамовича – «когда-нибудь я куплю весь мир» (Дорофеев В. 
Принцип Абрамовича. Талант делать деньги. М., 2010. С. 19). 
Цивилизованный человек и цивилизованное общество относятся к вещам по 
принципу Теренция – «я предпочитаю не иметь ничего лишнего», поскольку 
лишние вещи – это орудие растления человека, которое ведет его к 
духовному вырождению, к «озверению», к психологии и практике дикаря и 
варвара. «Роскошь – это лекарство, что горше той болезни, которую оно 
якобы исцеляет, или, скорее, она сама себе – худшее изо всех зол, 
которые могут существовать в Государстве… Чтобы кормить толпы слуг и 
нищих, ею же порождаемых, она притесняет и разоряет земледельца и 
гражданина… Чем больше ослепляют столицы бессмысленные взоры народа, тем
 больше следовало бы скорбеть душою при виде покинутых деревень, 
невозделанных полей и больших дорог, наводняемых несчастными гражданами,
 превратившимися в нищих или воров и обреченных кончать жалкую свою 
жизнь на колесе или куче навоза. Так Государство, обогащаясь, в то же 
время ослабляет себя и лишается населения, и самые могущественные 
монархии, положив немало трудов, чтобы стать богатыми и безлюдными, 
становятся в конце концов добычею бедных народов, которые поддаются 
пагубному искушению их завоевать и, в свою очередь, обогащаются и 
ослабляют себя до тех пор, пока и их не завоюют и не уничтожат другие 
народы» (Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М., 1969. С. 103 – 104).
 Вот та кровавая дорога, по которой внутренние и внешние варвары 
самоуверенно следуют, взаимно сменяя друг друга, разрушая цивилизации и 
уничтожая человека-творца, создателя материальных и духовных ценностей –
 тех, кто производит больше, чем потребляет, и создает на Земле условия 
для бессмертия человечества. Самое трагическое время в жизни народов и 
цивилизаций – это когда одряхлевшие варвары-тунеядцы за спиной народа 
заключают союз с самоуверенными новыми варварами-оккупантами. Время это,
 как правило, заканчивается гибелью цветущих цивилизаций, обломки 
которых становятся достоянием исторических музеев. Такова судьба 
египетской, вавилонской и многих других цивилизаций, которые погибли от 
соединения бюрократизма своих старых варваров-тунеядцев с 
ростовщичеством новых варваров-оккупантов.
 4. Победы варваров и варварства всегда вели к сокращению 
народонаселения. В эпоху, когда хищная ветвь палеоантропов установила 
людоедство, численность формирующихся людей сократилась примерно на 70% 
или даже больше. В Китае, во времена варварских завоеваний, численность 
населения Срединного царства сокращалась на 30 % и даже на 50 %. В 
России в результате сионо-марксистской варварской диктатуры русские 
потеряли 100 млн человек; немцы в годы гитлеровского варварства – 
несколько десятков миллионов человек. Сегодня западные варвары планируют
 сократить численность населения Земли на 5 млрд человек, чтобы создать 
«рай» для так называемого «золотого миллиарда». Современные варвары 
успешно продолжают традиции того доисторического общества с его 
бесчеловечной практикой людоедства и самоедства, о котором писали Б. Ф. 
Поршнев и Б. А. Диденко.
 Первой заботой цивилизованного человека антропогенно-коллективистских 
цивилизаций является забота о сохранении и развитии человека. Сегодня 
это наглядно показывают миру возрождающиеся цивилизации Великого 
Востока, который идет по пути, начертанному самыми выдающимися 
мыслителями человечества. Говоря о признаках хорошего правления, Ж.-Ж. 
Руссо писал: «Какова цель политической ассоциации? Бережное 
благоденствие ее членов. А каков наиболее верный признак, что они 
убережены и благоденствуют? Это их численность и ее рост. Не ищите же 
окрест сей признак – предмет столь многих споров. При прочих равных 
условиях такое Правление, когда без сторонних средств, без 
предоставления права гражданства, без колоний граждане плодятся и 
множатся, есть, несомненно, лучшее. Правление, при котором народ 
уменьшается в числе и оскудевает, есть худшее» (Руссо Ж.-Ж. Указ. соч. 
С. 213). В тот же год, когда Руссо писал свой трактат, первый русский 
ученый, М.В. Ломоносов, говоря о путях развития Российского государства,
 на первый план ставит сохранение и умножение русского народа: «Начало 
сего полагаю самым главным делом: сохранением и размножением российского
 народа, в чем состоит величество, могущество и богатство всего 
государства, а не в обширности, тщетной без обитателей» (Ломоносов М. В.
 Избранные философские произведения. М., 1950. С. 599). Почти 300 лет 
Россия шла по пути, указанному великим мыслителем, и только после 
контрреволюционного переворота 1991 г., когда внутренние 
варвары-бюрократы и внешние варвары-ростовщики объединились, уже открыто
 отстранив трудящихся и от власти, и от собственности, численность 
русского населения впервые в мирное время стала сокращаться по одному 
миллиону человек в год.
 Со времен возникновения письменной истории и государств эти четыре 
основных признака цивилизации и варварства проявляются во всех странах 
мира, как на Западе, так и на Востоке, отличаясь только некоторыми 
нюансами и действующими персонажами, которые возглавляют столкновение 
цивилизаций и варварства. Американский политолог С. Хантингтон, высказав
 идею столкновения цивилизаций, очень быстро ретировался, прижатый к 
стене неопровержимыми фактами, которые противоречат его утверждению, 
поскольку в истории главное столкновение всегда происходило между 
варварством и цивилизациями. Столкновения же между цивилизациями, 
государствами, классами, партиями и их вождями, лидерами, реальными 
правителями и их марионетками всегда являлись и являются только частным 
случаем столкновений, борьбы или войны между варварством и 
цивилизациями. Именно эти столкновения приводили к «концу истории», к 
своеобразным апокалипсисам многие народы и нации. Гипотеза Ф. Фукуямы о 
конце истории могла бы стать истиной, и вполне научной, если бы у него 
хватило духу сказать, о конце какой истории он ведет речь. Скорее всего,
 о конце американской истории и цивилизации, придушенной современными 
варварами-кочевниками, одетыми с иголочки в «цивилизованные» пиджаки – 
банкирами-ростовщиками. Чтобы увидеть и понять сущность варварской 
природы реальных хозяев современной Америки, надо взглянуть на победы и 
поражения западного варварства за последние три тысячи лет. В 
значительной мере это облегчается тем, что начальный период этого 
варварского движения подробно изложен в Ветхом завете.
 24 мая 2012 г.
 В. К. Бакшутов,
 доктор философских наук
 | 
Комментариев нет:
Отправить комментарий