Мы всегда, более или менее, четко и определенно
можем сказать про историю нашей страны. Про то, через какие
государственные формообразования прошла Россия. Но мало кто твердо и
доказательно может объяснить современное государственное устройство
страны.
Сегодня даже в Интернет энциклопедии Википедия, не
говоря о простых обывателях, нет четкого определения формы
государственного устройства России, хотя формально мы имеем федеративную
президентскую республику. Авторы материала о России никак не могут
прийти к определенному мнению. Одни утверждают, что Россия
полупрезидентская республика, а другие утверждают, что
суперпрезидентская. Но как бы не рядили Россию авторы текста о
государственном устройстве, можно однозначно сказать – такой
неэффективной формы государственного устройства трудно и придумать.
В едином государстве не может быть множество
государств, так как сегодня мы наблюдаем в России. У каждого бюрократа
свое государство. Одно государство мы имеем в виде федерального
центра, второе государство в государстве – это регионы, т.е.
губернаторы, а третье – это муниципалитеты, где выбирают и мэров и
Думы.
Данную систему государственного устройства можно
определить, как монархию при анархии, потому что какую бы программу
реформ федеральный центр не начал, народ обязательно оказывается в
проигрыше, так как чиновники на местах обязательно все вывернут так, что
только им и будет благодать от этой реформы. И данное государственное
устройство продолжает существовать, хотя, всем известно, что если хочешь
завалить дело, то стоит назначить несколько ответственных за
него, и тогда делу конец. Как гласит народная пословица: «У семи
нянек дитя без глазу».
В едином государстве и закон должен быть един для
всех. Поэтому и вертикаль исполнительной власти должна быть достроена до
логического конца – президент, губернатор, мэр, чтобы этот закон
реализовывался. Ответственность не должна быть разделена между уровнями
власти. И президент, и губернаторы, и мэры должны нести ответственность
за положение на территориях.
В условиях, когда федеральный центр не может
обеспечить демократичность выборов в муниципалитетах, не может наладить
межбюджетные отношения, не может дать возможность быстрого
экономического развития, должен нести полную ответственность за
состояния территорий, а не сваливать все на самих избирателей, заявляя,
что раз сами выбрали такого мэра, то и сами расхлебывайте.
Сквозная вертикаль исполнительной власти, на мой
взгляд, может и должна сочетаться и с местным самоуправлением, которое
способно выполнять функции обратной связи и нисколько не противоречит
демократическим принципам построения общества. Если исходить из
понимания, что демократия – это власть народа.
Законодательный, демократически избранный, орган
издает законы для страны, а исполнительный, возглавляемы Президентом,
проводит его в жизнь и следит за соблюдением законности. Президент
назначает глав исполнительной власти, народ выбирает парламентариев, а
общественные организации и ТОС, совместно с депутатами, осуществляют
контроль над эффективностью исполнительной власти. И если мэр узурпирует
власть и проводит политику в интересах своего ближнего окружения,
попирая интересы горожан, то и спрашиваться будет не только с него, но с
назначившего его губернатора, а затем и с президента. В этом случае
будут и конкретные виновники провалов, а президент, и его команда, будут
нести ответственность за качество жизни на местах, и соответственно
спрашивать с глав регионов и городов. А прежде чем спрашивать надо будет
проводить соответствующую политику межбюджетных отношений и
обеспечивать средствами, то есть выстраивать соответствующую
административную систему, стимулирующую развитие местной экономики.
Сегодня же, мы наблюдаем, что исполнительная власть
на местах подавила всякую инициативу снизу, а местное самоуправление не
развивается. На самоорганизующиеся общественные организации и ТОС,
повсеместно оказывается давление со стороны исполнительной власти. Сами
общественные организации не могут достучаться ни только до мэра, но и до
центральных органов, где им резонно отвечают, что у вас есть избранные
мэры, которые и должны решать все вопросы. Но мэры, из года в год,
стараются не решать проблемы горожан, а усилить свое влияние, поставить
общество под свой контроль, провести в местные Думы своих людей,
подчинить средства массовой информации и не дать развиться местному
самоуправлению. Это подтверждается и стремлением исполнительной власти
на местах брать максимальные налоги с населения, когда имеется вилка,
дающая возможность послабления, и невозможностью отозвать мэра, по
желанию избирателей, и невозможностью решить любую незначительную
проблему горожан без учета интересов муниципальных чиновников. И никто
не задается вопросом: а почему это народ сам себя желает ободрать по
максимуму? Почему сам себе ограничивает возможность влиять на власть, а
чиновники развивают свой бизнес и отстраивают себе и приближенным
элитные поселки? Почему теневые структуры подконтрольные мэрам и
губернаторам зарабатывают миллиарды рублей и работают эффективно, а
бюджеты городов не растут, города не меняются, уровень жизни народа не
растет?
С годами я все больше убеждаюсь в том, что, в
современной России, когда общество дезорганизовано и дезориентировано,
быстро и эффективно восстановить законность и встать на путь стабильного
и поступательного развития можно только путем формирования единого
государства, с установлением сквозной вертикали исполнительной власти и
демократического парламента.
Действующее же государство отделено от интересов
народа и почти полностью парализовано в своей деятельности. Сегодня в
России незащищен никто - ни ребенок, ни рабочий, ни честный
предприниматель, ни учитель. Государство не выполнят самого главного
своего предназначения – защиты интересов народа. Защиту, в данном
случае, надо понимать в широком смысле: это и защита от внешнего врага, и
от убийцы, и от казнокрада, и от педофила, и от вора, и от болезней
или старости.
В данных условиях вольготно, как раз, ворам,
мошенникам, казнокрадам, которые умудряются в мутной воде российской
государственности, играя на противоречиях, встраивать свои интересы и
получать максимальную выгоду. И примеров тому масса. Даже
монополизированные и подконтрольные СМИ не могут сдержать вал
разоблачающей информации. Каждый день мы слышим о мошенничествах в
сфере финансовой деятельности, о преступлениях во всех областях
хозяйственной жизни, о захвате предприятий, об убийствах и похищении
детей, о насилии в армии, и т.д. И вал преступлений не ослабевает.
Многие граждане уже настолько к этому привыкли, что и
не считают повсеместное беззаконие и насилие над личностью, даже
пороком, который необходимо искоренять самым решительным образом. Но
бороться с беззаконием и насилием необходимо, так как другого пути у
нас и нет. А искоренить пороки можно только на пути восстановления
российской государственности, основывающейся, на суверенной власти
самого народа, законодательно выраженной демократически избранным
парламентом и четко проводимой подотчетной и сменяемой исполнительной
властью, на всей территории страны.
Игорь Алексеевич Зятев, Заслуженный работник ЖКХ России, Академик МАРЭ, кавалер ордена «Звезда Созидания».
Комментариев нет:
Отправить комментарий