К ВОПРОСУ ОБ «ОБЩЕЙ ФОРМУЛЕ ЛОСЕВА» и (или)
«ЕГО ФИЛОСОФИИ. В. ЦЕЛОМ»
«ЕГО ФИЛОСОФИИ. В. ЦЕЛОМ»
К сожалению, новой книги о А. Ф. Лосеве я ещё не имел возможности прочитать.
Относительно же искомой формулы… Безо всякого желания «говорить парадоксами», следует, однако, сказать, что задача эта сложна потому, что… ОНА – ПРОСТА.
Относительно же искомой формулы… Безо всякого желания «говорить парадоксами», следует, однако, сказать, что задача эта сложна потому, что… ОНА – ПРОСТА.
Почему же?
Потому, что «философия Лосева» — это ФИЛОСОФИЯ. Тут-то и вся суть!
Иными словами: её следует брать как «универсум философии». (А не следует «брать» как-то иначе…). Ибо она-то, в нём (универсуме), сам, этот «универс», и есть…
Потому, что «философия Лосева» — это ФИЛОСОФИЯ. Тут-то и вся суть!
Иными словами: её следует брать как «универсум философии». (А не следует «брать» как-то иначе…). Ибо она-то, в нём (универсуме), сам, этот «универс», и есть…
Отвлекаясь (но не забывая!) от того, что философия –
это эпоха, схваченная в мысли, и рассматривая её как очень специальное
«аудиторное занятие», эту ФОРМУЛУ ЛОСЕВА (вполне исчерпывающе) можно
выразить, например, знаменитой «бритвой Оккама»: Entia non sunt
miltiplicanda praeter necessitatem. Что в пересказе вольном звучит как:
не плодите сущности без надобности (необходимости)!
Ведь об этом, именно об этом и ещё раз об этом – все его тексты, которые, до сей поры, удалось прочитать.
Ведь об этом, именно об этом и ещё раз об этом – все его тексты, которые, до сей поры, удалось прочитать.
По-моему, эта же мысль Оккама (1300-1349), (по
существу являясь версией принципа Парменида (540-470 до н.э.) «Одно и то
же есть мысль и то, о чем она мыслит»), ЗВУЧИТ у ЛОСЕВА(1893-1988) ТАК:
меон – полная противоположность эйдоса. Но, ведь, возможен же и «эйдос
самого меона!»
Вот тут, в этом самом категориальном ТОПОСЕ, и рождается САМ ФЕНОМЕН СОФИСТИКИ:
…и как всепроникающего феномена всей нашей Жизни;
…и как ПРЕДМЕТ и как ВРАГ философии;
…и как МУЧИТЕЛЬ всякой гениальности в философии;
…и как ПАЛАЧ всякого «героизма в культуре»;
…и как МЕТОД преодоления софистики – ради торжества философии.
…и как всепроникающего феномена всей нашей Жизни;
…и как ПРЕДМЕТ и как ВРАГ философии;
…и как МУЧИТЕЛЬ всякой гениальности в философии;
…и как ПАЛАЧ всякого «героизма в культуре»;
…и как МЕТОД преодоления софистики – ради торжества философии.
Вся эта история РОЖДЕНИЯ софистики, ПРЕОДОЛЕНИЯ
софистики, ИСКУШЕНИЯ софистикой – И ЕСТЬ история философии «как
таковой». И лосевской её версии, в частности.
Другими словами,
«философия как НЕОБХОДИМОСТЬ» — это: …ЭЙДОС-МЕОН-ЭЙДОС…
«Софистика как ВОЗМОЖНОСТЬ» — это: …МЕОН-ЭЙДОС-МЕОН…
Другими словами,
«философия как НЕОБХОДИМОСТЬ» — это: …ЭЙДОС-МЕОН-ЭЙДОС…
«Софистика как ВОЗМОЖНОСТЬ» — это: …МЕОН-ЭЙДОС-МЕОН…
Ясно, что возможность одного превращается
в необходимость другого (и наоборот), когда эта «цепочка» эйдоса и меона
рвется и соединяется совсем «не там». От «эйдетической судьбы меона –
к меональной судьбе эйдоса!», по-лосевски говоря…
…Ну, кто же в том виноват, что слово «меон»,
схватывая все факты Жизни (особенно те, что крайне нам неприятны!),
так много объясняет потому, что так же много оно, для философски
мыслящего разума, и значит!?
Валерий МОЛЧАНОВ,
член совета городского семинара
по русской, немецкой и греческой философии
«Русский Логос».
член совета городского семинара
по русской, немецкой и греческой философии
«Русский Логос».
г. Екатеринбург.
Комментариев нет:
Отправить комментарий