В Греции пересмотрели дело Сократа: философ оправдан спустя 2500 лет после смерти
В Афинах воспроизвели суд над Сократом, античный философ был оправдан спустя почти 2500 лет после смерти, сообщает France24.
Сократа
 судили десять известных юристов из Великобритании, Франции, США, 
Швейцарии и Греции и 866 зрителей. Мнения судей разделились поровну, 
среди зрителей 584 человека посчитали философа невиновным, 282 – 
виновным. Таким образом, Сократ был оправдан. 
Суд 
над Сократом произошел в 399 году до нашей эры. Философа обвиняли в том,
 что он не признает богов и развращает молодых людей. Он был признан 
виновным и приговорен к смертной казни. В тюрьме Сократ выпил яд – 
цикуту – и через несколько минут скончался, будучи в полном сознании.
 
 
 «Газета.Ru» 
------------------------------------------------------------------------ 
 А ПРАЗДНИКЕ ЗНАНИЙ: КАФЕДРА ПРОТИВ СОКРАТА
Поговорим о том, чем неприлично портить праздник
1 сентября и 5 октября
В наше время модно божиться Знанием. В особенности модно на него…клеветать. 
На кафедрах различных факультетов, как то: 
«фило-логических», «гуманитарных», «культуро-логических», 
«полито-логических», «философских», «социо-логических» и прочих, и 
прочих, пузатые лысые дяди и бородатые юноши назойливо твердят 
студенткам-простушкам одно, но, видимо, самое-самое для них важное: 
знать Истину – нескромно; настаивать на Всеобщем – тоталитарно; иметь 
Авторитет и блюсти к нему уважение со стороны себя и других – не 
гуманно; соблюдать Дисциплину Мысли и оберегать её – бездушно, а уж подвергать сомнению все эти заповеди  Кафедры – по меньшей мере недемократично. 
Кто попробует, тот либо «хулиган», либо – «ТОТАЛИТАРИСТ»! 
Ведь, что ни говори, а «тоталитаризм» – это первейший
 враг «демократии и плюрализма». А при известной настойчивости ведёт аж…
 (О Боже, и подумать-то страшно, КУДА ИМЕННО ОН ВЕДЁТ!) 
Между тем, логически образованным гуманистам, психологам, социологам и фило-логам  вообще,
 не может не быть ясно: СТРАХ ПЕРЕД БОГОМ – НАЧАЛО ИСТИНЫ! Другими 
словами, «тотальное» – это, для людей разумных, всего-навсего (и прежде 
всего!) суть «все-общее». И больше ровным счётом НИЧЕГО.  
Присмотревшись к этим особенностям нашего времени, 
приходишь к выводу: ох и лукавят же современные «кафедральные оракулы»! 
Хоть ты на них с точки зрения Науки, хоть с точки зрения самой Библии 
посмотри… 
А вот лукавят-то зачем? И, самое главное, почему?! 
…Нужно сказать, что ещё «учитель всех учителей» 25 
веков тому назад расставил тут всё по своим местам. Имя этому герою 
Истины и Знания - СОКРАТ. Лишь не-знание ведёт к отсутствию 
добродетели в человеке – полагал он. А хамское неуважение ко 
«всеобщности знания»,- продолжил его ученик Платон,- ведёт в том числе… 
Жить Сократу случилось как раз в то время, когда 
современники его сделали открытие, что знание, оказывается, очень даже 
можно продать… 
Ну и что же?! – быть может, скажет наш современник, 
не поддавшийся вирусу «ваучеризации». – Ежели знание может быть товаром,
 это ведь вовсе не значит, что товар должен быть именно знанием. Ведь 
производит и владеет-то знанием как Знанием именно мыслитель, мудрец, а 
уж вовсе не «продавец»! 
И будет вполне прав. 
Знания не продаются! – вслед за Сократом, можем сказать и мы. 
Они - ПЕРЕ-даются. И передача их от человека к 
человеку есть его «СОФИО-генез», но вовсе не продажа. «Не продаётся 
вдохновенье, но можно рукопись продать», - сказано давно и весьма-весьма
 умно на сей щекотливый счёт… 
Итак, не «покупатель и продавец», а ученик и Учитель –
 вот та стихия Жизни, в которой только знание как знание и живёт. Его 
легко можно фальсифицировать. Например, подменить образование – 
«социализацией»; обучение подменить «просвещением»; воспитание – 
«адаптацией» и т. д. и т.п. Но ни в коем случае её, стихию эту, нельзя 
ЗАМЕНИТЬ! 
Ведь «товару» – всё равно: чёрная банка с гуталином или белые балетные тапочки балерины. Товарность
 уравняет «всё со всем». Следовательно, кто «успешно торгует знаниями» –
 тот продаёт вам всё, что угодно, но только не их самих. 
…Исповедуя эти принципы, Сократ жил более чем скромно
 со своей семьёй. И вот однажды, вместе со своей женой Ксантиппой, он 
пришел на рынок древних Афин. Торговые ряды ломились под тяжестью 
всякого товара, будя новые потребности и ажиотажный интерес. Оглядев всё
 это изобилие вполне хладнокровно, Сократ радостно воскликнул: «До чего 
же на свете есть множество вещей, без которых я вполне могу обойтись!» 
И тут-то случилось житейски нечто знакомое и вполне 
современное. Жена Сократа, видимо, угнетённая скромностью их быта, а так
 же раздражённая его нежеланием разбогатеть, беря деньги с учеников за 
обучение, пришла в ярость. По свидетельству современников, она тут же 
окатила его из ведра. Прямо при всех. Источники не уточняют, были ли в 
этой карающей деснице с ведром помои или просто вода… 
Что и говорить! Помои на голову мудреца – вещь для 
обывателя более чем сладостная ещё и сейчас. И то сказать: разве не 
достоин помоев тот, кто труд нестяжания ценит выше, чем трудность 
что-либо иметь? 
Собралась толпа, которая, злорадствуя против 
Сократа-мудреца, поддержала Сократа-мужчину, науськивая проучить жену. 
На что тот добродушно ответил: «Вот видите? Я же всегда говорил, что за 
громами моей Ксантиппы обязательно следует дождь!» 
И какова же мораль? Она предельно проста: продавать 
знания за деньги – это женский подход и к «истине» и к самой «торговле».
 Но мало ли чего «вдруг» женщина захочет захотеть?! Недопустимо 
обманывать ни покупателей, ни учеников! На то рядом с ней и мужчина, 
чтобы обмана этого не допустить… 
Однако «женский каприз» в обращении со Знанием, за 
стенами дома Сократа, практиковали так называемые СОФИСТЫ. Знание нужно 
продавать, а покупателя можно обольстить! – полагали они. И не без успеха… Однако, и именовался их товар не «знанием», а софистикой. Так он зовётся и до сих пор… 
Так чему же учит современную школу – нынешняя 
кафедра? Уж не тому ли, что женская снисходительность к познанию как 
торговле у Ксантиппы – «прекрасна», а вот мужская непреклонность Сократа
 перед лицом всякого торгашества – отвратительна? 
Что ярость Ксантиппы на рынке /= в социуме/ - и «демократична», и «плюралистична», и «скромна» и «гуманна»? А добро-душие и понятливая мягкость Сократа в Обществе к стихийной путанице самой жизни – «авторитарна» и… даже более того? 
Решите сами. 
А вот чему учит нынешнюю школу сам Сократ? Не тому ли, во-первых, что кафедра ведёт себя так же, как тогда на рынке Ксантиппа… 
Что, во-вторых, школа по самому своему существу, есть не «социум», а софиум? И лишь потому она – подлинно общественна… 
Не тому ли, в-третьих, что не следует путать Женщину – с «бабой», а «софистику» путать с Софией? 
Ибо кто истинно ЗНАЕТ, тому, не путая школу с рынком, не приходится ни обманывать, ни обманываться, ни обольщать! 
Сократ и сегодня учит ПРОЯВЛЯТЬ МУЖЕСТВО В ПОЗНАНИИ, проще говоря… 
 Август – 1996 г. 
ОПУБЛИКОВАНО: - «Торг», сентябрь 1996 г (приложение к «Уральская газета») 
- «Новая хроника», 30 октября 1997 г. (№ 43 /147/) 
- «Учитель», № 9, сентябрь, 1997 г. 
- «Уральский университет», № 1 (2373), 23 января 1998 г. 
О Т К Л И К И на статью: 
 Заметка «Кафедра против Сократа» напомнила мне другую
 статью того же автора под названием «Демон Сократа», опубликованную в 
газете «На смену!» в 1984 году. В ней В.Молчанов доказательно и 
своевременно предупредил общество, что если дух сократовской мысли и 
дольше будет выветриваться из жизни, то ничего хорошего ждать не 
придётся. 
С тех пор прошло 13 лет и предсказания учёного 
полностью оправдались: рухнули официальные идеология и мораль; исчезли 
госэкзамены по «научному коммунизму» как последняя ступенька советского 
интеллигента на пути к вожделённому диплому о высшем образовании; 
испарились горкомы, райкомы и парткомы КПСС, как хранители истины в 
последней инстанции; кануло в Лету самое большое в мире государство; в 
прах обратились вклады на сберкнижках, но зато выросли цены и упали 
стипендии, пенсии и зарплаты… 
Если и теперь, после столь жёсткого урока, «учитель 
всех учителей» не будет, наконец, реабилитирован, то крах неминуемый 
ожидает не только кафедру, но и школу – оплот Детской Души. Так 
предупреждает автор, и предупреждает в очередной раз. 
Так в чём же дело? 
А дело в том, считает учёный В.А.Молчанов, что в 
погоне за жизненным успехом, люди по-прежнему могут поступать двояко: 
либо познать Истину, либо же обольстить Начальство. Первому должна 
научить школа. А второму до сих пор ещё учит кафедра, несмотря на своё 
недавнее фиаско. 
При этом школа всё больше и больше заглядывает 
кафедре в рот. И при этом кафедра делает вид, что именно она и только 
она всецело и монопольно истиной и владеет… 
Скрывая своё тесное родство со вчерашним парткомом, 
кафедра имитирует свою интимную близость с вечностью в лице старого 
Сократа. Публика этому простодушно верит, сохраняя прочную основу 
дальнейших жизненных катастроф. 
А жаль! 
 Геннадий СЕРГЕЕВ, сотрудник 
Департамента 
Образования Правительства 
Свердловской области 
Признаюсь, меня не удивило появление этой статьи 
Валерия Молчанова. В одном из своих публичных выступлений он признался 
аудитории, что на протяжении 15 лет работы в Свердловском медицинском 
институте его не покидало состояние полной ошеломленности от открытия, 
которое он сделал в первый же год своей преподавательской карьеры. А 
именно: студенты-выпускники, направляясь трудиться на самые трепетные 
направления современной медицины – педиатрию и психиатрию – шли к 
пациенту со святым убеждением в том, что… Сократ – шизофреник! 
Эту святую уверенность они переняли от своих 
профессоров и доцентов, чей авторитет в медицине поистине непререкаем. 
Что гуманитарные последствия от такого положения вещей поистине 
катастрофичны, я вскоре убедился и сам. 
…Несколько лет назад я, как председатель 
медико-психолого-педагогической комиссии (МППК), присутствовал на 
педсовете одной из престижно-образцовых школ Орджоникидзевского района. 
Повод был такой: на комиссию направлялись дети с предполагаемым 
«ненормальным» психическим статусом ребёнка. А характеристики, 
составленные их учителями, содержали в себе кричащие противоречия в 
оценке софиогенеза способностей. Например, диагностируется отсутствие 
воли у ребёнка на уроке и тут же – свидетельство о ярком проявлении воли
 в игре; делают заключение о пониженном интеллекте и тут же – рассказ о 
ярких логических проявлениях ума и т.д. и т.п. 
Статистика была богатой, но констатация этого 
обстоятельства вызвала неудовольствие в учительской. И на «помощь» была 
призвана зам директора по науке, выпускница философского факультета. 
Слово за слово, и выяснилась тема её дипломной работы – «Гуманизм 
Платона». Что ж, может быть. с позиций науковедения название не совсем 
бесспорно, но для педагогики разве не очень хорошо? 
Но нет! «Философский авторитет» местных учительниц 
решительно заявила, что обнажать противоречия в учительских 
характеристиках, а тем более требовать ответственности за логические 
несообразности – нельзя. 
- Но почему?! – спросил я. 
- А потому, что это негуманно! – ответили мне. 
- Как же так, противоречит сам себе учитель, а в 
«пониженном интеллекте» подозревают ребёнка? – не унимался я. – Какой же
 тут гуманизм?! 
Страсти накалялись и учительницы всё заинтересованнее заглядывали поочерёдно нам в глаза: чья возьмёт! 
Наконец, в качестве главного арбитра, помянули самого
 Платона: душевность следует проявлять, но логику-то при этом нарушать 
недопустимо. Разве не так? 
И тут моего яростного оппонента просто прорвало: «Да я
 ради гуманистического уважения к человеческой душе даже дочери своей 
разрешу хоть в проститутки пойти! Лишь бы не давить на неё даже во имя 
вашей логики», - заявила она. 
В учительской кто-то ахнул. Признаться, я сперва остолбенел. 
- Неужели? 
- Да, да, да! 
… Говорить было больше не о чем. Град пресловутых 
диагнозов «ЗПР» в этой школе был вполне объяснён. С его помощью 
выметались неугодные ученики, чтобы оставить «элитный» материал – 
угодных. 
Мои же мысли потекли в направлении вопроса: где? 
Позже я выяснил, что диплом «Гуманизм Платона» был защищён на кафедре истории философии УрГУ. 
Как видим, кафедра и тут «своё брала». Такова жизнь… 
Владимир ГУКИН, координатор 
Областного педагогического общества. 
Главную мысль статьи В.Молчанова можно отразить 
примерно так: древняя Ксантиппа – это современная «кафедра», усмирённая 
Сократом. А современная кафедра – это историческая «Ксантиппа», 
вырвавшаяся из крепких мужских рук и оказавшаяся без руля и ветрил 
Сократовой вековой мудрости. 
Объявляя себя учреждением «академическим» и 
«платоническим» по своим намерениям, нынешняя кафедра подсовывает 
обществу доцентскую суету под видом «мудрости». 
Почему это крайне опасно? 
А потому, что кафедра бесконтрольно делегирует своих 
представителей во все руководящие сферы общества, народного хозяйства и 
государства, не желая при этом брать на себя ответственность за 
положение дел в целом. И этой же элитарной безответственностью она 
заражает и среднюю школу. 
Например, почему учителя сегодня в массе своей 
оказываются без зарплаты? Говорят, что нет бюджетных средств. И они – 
жертвы обстоятельств… 
А кто же верстает такой бюджет? Да ведь делают это их
 вчерашние ученики, прошедшие «отбор» кафедры и занявшие 
общественно-государственные высоты народной жизни. 
Вот и получается, как ни крути, что голодающий учитель… наказал себя сам! 
Но разве возможно такое самокритичное признание из уст самих учителей? 
Учёный прав: вот когда сотни тысяч учителей ясно и 
внятно, на всю страну не побоятся об этом сказать, тогда-то и начнётся 
настоящее духовное возрождение России. Возрождение, которое В. Молчанов 
называет «софиологической революцией». 
Владимир ЧУЧИН, педагог 
дополнительного образования, 
член педагогического общества. 
Сентябрь - 1997 г.
 
Комментариев нет:
Отправить комментарий