пятница, 23 декабря 2016 г.

Борщ теперь только по праздникам!!!!!!!!

Борщевой набор подорожал в два раза

А рост цен на гречку превысил инфляцию в пять раз
  С начала года инфляция выросла на 2,8%. Заметим, что за тот же период 2015 года она составила 8,3%. Существенная положительная разница. Если все дальше пойдет в том же ключе, то прогноз Минэкономразвития в 6% по итогам года не покажется такой уж несбыточной мечтой. Однако потребителю есть повод расстроиться. Продукты подорожали и прилично. По данным Росстата, с начала года капуста выросла в цене почти на 37%, морковь – на 26,5%, гречка – на 15,2%, чай – на 8%. А вот эти цифры весьма далеки от позитивных 2,8%. Разберем причины. Как выяснилось, у каждого продукта своя история.
 Традиционно в апреле-мае наступает высокий ценовой сезон на овощи и фрукты. Как известно, новый урожай дороже остатков старого, которые, впрочем, также растут в цене, ведь хранение стоит денег. Таким образом, с начала года капуста подорожала на 36,9%, морковь – на 26,5%, лук – на 12,7%, картофель – на 5,1%. Скорее всего, Росстат имеет в виду второй хлеб старого урожая. Но из-за его низкого качества многие уже переключились на молодой картофель из Египта, самый демократичный по цене, около 40 рублей за 1 кг. Заметим, что старые корнеплоды стоили 11-12 рублей. Значит, подорожание почти в 4 раза.
В списке Росстата нет свеклы. Добавим ее, чтобы борщевой набор оказался полным. В январе в столичном магазине «эконом» класса она продавалась по 15 рублей за 1 кг, сейчас – 24.55. Подорожала на 63%, даже опередив капусту. «МК» заметил, что иногда в магазинах хорошо сохранившиеся кочаны старого урожая подбрасывают к молодым. Будьте бдительны. А продают, конечно же, по одной цене. Молодая капуста в магазинах среднего класса стоит около 40-50 рублей за 1 кг.
Теперь останемся все в том же среднем классе и сравним стоимость январского борщевого набора с майским. Капуста стоила 16.90 рублей за 1 кг (сейчас 49.90), свекла – 15.90 (24.55), морковь - 19.90 (49.90), репчатый лук – 18.90 (25.50), картофель – 12.50 (39.90). Получаем, что с 84.1 рублей в январе овощи подорожали до 189.75, то есть почти в 2,3 раза.
Никуда не уйдешь от сезонного подорожания. По тем же причинам с начала года 15,2% прибавили яблоки. Но совсем необъяснимым кажется подорожание гречки в магазинах все на те же 15,2%, а по мнению аналитиков даже на 17%.
Как же так? Ведь в прошлом году был собран рекордный урожай – около 900 тысяч тонн, что почти на 150 тысяч больше, чем в 2014-м. И это при общей потребности в крупе в 485 тысяч в год.
Мало того, тревожные вести приходят с житницы гречихи – Алтайского края. Большинство предприятий работают на остатках сырья. Кто находит гречиху, возобновляет производство. Нет, так останавливается.
Китайцы уже суетятся в регионе, предлагая свою крупу. Но производители не хотят пока связываться с импортом, а предпочитают ждать нового урожая.
Похожая ситуация и в Орловской области, занимающей второе место в стране по производству гречки. Всю местную крупу производители уже продали и теперь везут ее из соседних регионов (где есть излишки). А это дополнительные издержки на транспорт. Плюс растущий спрос, который подстегивает цены.
В чем же причина такого дефицита? Не птицам же все скормили. В беседе с корреспондентом «МК» Леонид Холод, доктор экономических наук, который в свое время занимал пост замминистра сельского хозяйства, прокомментировал ситуацию. Если в сезоне 2014-2015 переходящие остатки составляли порядка 89 тысяч тонн, то сейчас (в 2015-2016) они практически сошли на нет – 6 тысяч. Экспорт тоже постарался. В сезоне 2014-2015 он составлял 26 тысяч тонн, а в новом цикле (2015-2016) увеличился до 45 тыс. Да еще гречка пользуется растущим спросом, и наши бабушки любят делать запасы.
Все перечисленные факторы привели к тому, что с начала года оптовые цены на гречку выросли на 60%, а закупочные и вовсе в 2 раза. Эксперт не исключил дальнейшего подорожания крупы в рознице. Ведь те, кто к ней привык, купят по любой цене. А раз есть спрос, есть и «свободный ход» для подорожания.
Растущая продовольственная инфляция (на фоне в общем-то не критичных 2,8%) оказывается болезненной прежде всего для малоимущих слоев населения, которые тратят почти все свои средства на еду. Для состоятельных граждан ее рост менее ощутим, ведь приобретение очередного «Бентли» можно отложить до лучших времен.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий