Новый мировой порядок в оптике мировой философии
В
«прекрасном новом мире» оказалось размыто представление о философии
как особом типе рациональной познавательной деятельности
(«теоретической практике» у Л. Альтюсера), а в работах
постструктуралистов в самом широком диапазоне от М. Фуко до Ж. Деррида и
Ж. Делеза сформировалось неоницшеанское видение философии как продукта
взаимосвязи власти и знания Обнаружилось, что философия более не
выступает в роли особого исследования определенных областей научного
познания, эпистемологической критики и общей теории исторического
процесса. Философия перешла на позиции устрашающего размышления о
будущей роли науки, а философы все чаще стали высказываться о
необходимости введения «научной полиции» для запрета исследований в
сферах нанотехнологии, клонирования и генной инженерии, искусственного
интеллекта – возникли призывы к «джихаду» против науки.
Такие
парадоксальные заявления на фоне озабоченности экофашистов состоянием
Земли, наступающего парникового эффекта и ростом численности населения
планеты, позволили отвергнуть прежнее абстрактное внеисторическое
противопоставление науки и идеологии вообще, а также их
противопоставление в структуре философского знания, в частности.
Философы предпочли пугать читающую публику и она предпочла испугаться,
поскольку под влиянием телевидения и сети Интернет стала мыслить не
категориально и концептуально, но образно – картинками в духе практики
«брейнвошинг» У. Липпмана.
Стало очевидным, что философия в последней трети ХХ
в. окончательно превратилась во внедрение политики в науки, а
научности в политику – в результате под научностью стали пониматься
всевозможные познавательные способности и знания в духе модного
«методологического анархизма» П. Фейербанда и в стиле его тезиса
«anything goes». Философия утратив идеологические функции научного
концептуального построения, окончательно превратилась в идеологию. Она
стала идеологией ненаучного понимания мира и человека – идеологией
завершающегося цивилизационного цикла провозглашенного «конца истории».
Если
прежде важнейшей философской доктриной современности выступал
марксистский фундаментализм и ревизионистские попытки его
дедогматизации и размягчения (то, что мы видели в советской
«Философской энциклопедии»), то в конце тысячелетия важнейшей
философской доктриной, угрожающей миру и человеческой свободе оказался
рыночный фундаментализм либерализма.
Д. Сорос,
говоря о «кризисе глобального капитализма», в качестве его источника
указывает на либеральные принципы рыночного регулирования общества.
Сегодня главной опасностью для мира является рыночный фундаментализм, в
результате насаждения которого поздний капитализм постсовременности
переходит в терроризм как в свою последнюю и терминальную стадию.
Следует привести слова революционного романтика Ф. Кастро и его три
коротких вопроса, заданные участникам конференции против расизма в
Дурбане: Развитые и богатые капиталистические страны являются сегодня
участниками империалистической системы и навязанного миру
экономического порядка, основанных на философии эгоизма, жестокой
конкуренции между людьми, странами и блоками, которая полностью чужда
любому чувству солидарности и искреннему международному сотрудничеству.
Они живут в обманчивой, безответственной и помрачающей рассудок
атмосфере обществ потребления. Какими бы искренними ни были слепая вера в
эту систему и убеждения ее самых серьезных государственных деятелей,
будут ли они способны понять всю остроту проблем современного мира,
которым правят в его непоследовательном и неравном развитии слепые
законы, колоссальная мощь и интересы транснациональных предприятий, с
каждым днем все более крупных, более бесконтрольных и более независимых?
Поймут ли они, что надвигаются хаос и всемирный мятеж? Смогут ли они,
даже если захотят, положить конец расизму, расовой дискриминации,
ксенофобии и другим связанным с этим формам нетерпимости.
Философия постсовременности как кризис мысли
Универсальную
оболочку постсовременной философской мысли составляют сомнительные для
классической и современной философии идеологические конструкты. Так,
патриотические российские философы со ссылкой на И.А. Ильина и иных
мэтров русской философии сообщают, что в ее традициях существует
представление о будущем как зле. Тезис о грядущем как зле прямо
формулирует основные задачи прикладных геополитических и
прогностических исследований, а вся эвристическая функция философии
сводится к оправданию межгосударственных конфликтов из-за нехватки
природных ресурсов. При этом говорят о загадочной метафизики зла в
мировой истории и об увеличении абсолютного зла в ХХI в. Чем это не
старые мистические ссылки на загадочную русскую душу, изумрудные
славянские глаза и прочая «развесистая клюква», вытекающая из вольных
формулировок «русской идеи» и понимания «России как страны
всечеловечности»? Эти ссылки были весьма близки национал-социалистам в
их старых и похороненных историей исследованиях соотношения «крови и
почвы», расовых штудий чистоты крови.
С другой
стороны, буржуазное упование на «невидимую руку рынка», идущее от Д.
Локка, высказывания И. Бентама - «моя мечта состоит в том, чтобы
проценты были свободны как любовь», свидетельствуют об агностической
зараженности даже классической западной философии эпохи капитализма.
Здесь философия выступает как защитница двух вариантов
капиталистического накопления - старого физиократического, выступающего
от имени феодальных землевладельцев, когда рост богатства идет от
земли и народы уподоблены щиплющему траву скоту, и ростовщического,
когда рост богатства реализуется в некоем глобальном круглогодичном
казино финансовых рынков, в которых прибыль лишь перекладывается из
одного кармана в другой, а физическая производящая экономика подлежит
уничтожению. Это глобальное казино уже привело к постсовременному
разделению мира на «золотой миллиард» и остальные пять миллиардов
ложащихся удобрением для тучного антикультурного Запада.
Такое
разделение мира, приведшее к глобальному терроризму нового мирового
порядка НАТО и подталкивающим его ответными провокациями,
организованных британской колониальной имперской разведкой, было бы
оправдано, если бы оно дало культурные плоды. Мы имеем в виду греческое
рабство, на котором как на навозе (образ А.Ф. Лосева) расцвела роза
античной культуры, не пахнущая этим навозом. На эксплуатации мира
сформировался гигантский финансовый пузырь в сотни триллионов долларов,
который лопнет быстрее, чем мы произнесем эти слова. Это пузырь
состоит из Гедоникса – экономики наслаждений, в который входят
ассоциации рестлинга, медиакартели, фармацевтические компании типа
«Пфицер» (производитель сотен миллионов упаковок «Виагры» - лекарства
от импотенции и фригидности), производители компьютерных игр, «фабрики
грез» от Голливуда до производителей «мыла», глобальные финансовые
операторы, организаторы лотерей, торговцы «джанк-фуд» («хлам-пища» из
павильонов быстрого обслуживания – символа глобализации) и т.п.
паразитические структуры нефизической экономики. Естественно, что такая
запутанная картина – от организаций сетевых педофилов Интернета до
манипулируемого разведками «зоопарка террористов» – заставляет слабых
духом и теорией философов уйти от принципа познаваемости мира и
настаивать на полной абсурдности происходящего, на накоплении мирового
зла и непонятной метафизике зла.
Отказ от
научного мировоззрения заставляет философов высказываться в забавном
духе вроде того, что в разрыв между развитой техникой и неразвитой
духовностью устремились все силы ада. Но что такое ад? У Ж.П. Сартра,
Ад - это Другие, или общество. Но эту версию экзистенциализма Европа
изжила в годы Второй мировой войны. Постсовременная философия
накликивает Третью войну для человечества, а безумные либеральные
геополитики вроде З. Бжезинского и С. Хантингтона толкуют о «Великой
шахматной доске» столкновения цивилизаций. В то же время национальные
правоориентированные патриоты совершенно в мессианистском духе
религиозных эсхатологий полагают возможным говорить об «Endkampf» –
конечной битве мировой истории. Во всем вышеперечисленном
прослеживается отказ от философии – антифилософия постсовременности.
С
одной стороны (с левой – со стороны левого мондиализма в духе
построения глобальных «дуг напряженности» и в стиле «West against the
rest»), наблюдается псевдофилософская авангардистская терминология
плюрализма (множественности истин), деконструкции, шизоанализа и
десексуализации человечества, ризоматики как антидревесности,
толерантности, религиозности, общечеловеческих ценностей, свободы,
дополняемая риторикой возмездия, наказания террористов во имя
цивилизации. С другой стороны (с правой – со стороны правого автаркизма
и конструирования «больших геополитических пространства» в духе «The
rest against the West»), складывается специфический «птичий язык»
мирового зла, апостасийности православия, воли к борьбе, джихада,
постсовременной науки.
Таковы две стороны
одной медали - левые мондиалисты и правые националисты не могут друг
без друга как полицейские шпики и террористы. Общее же у них – вера в
постсовременную науку, которая не нуждается в истине в духе науки
Ньютона, не рассматривает мир как машину, а видит в ней лазер
(преобразователь энергии – а по первым буквам «Light Amplification by
Stimulated Emission of Radiation»). Инквизиторские комиссии по лженауке
от РАН являются обратной стороной пропагандируемой постсовременной
науки. Только научное мировоззрение, союз философов и ученых может
остановить соскальзывание человечества на дно постсовременности. Этот
союз прекратит запугивание обывателей апокалипсическими картинками и
перейдет к мышлению во второй сигнальной системе, а затем и к третьей
сигнальной системе – к мышлению в категориях и на уровне высших
социальных чувств.
Признание предмета
философии как метанауки, обладающей собственными социальными и
идеологическими функциями, позволит поставить вопрос об исторической
оценке философских абстракций как правильных или неправильных. Первые
могут быть поняты как исторически детерминированные категории,
выбранные теоретиками для решения исторических проблем. В категориях
резюмируется весь опыт теоретического и практического освоения мира
человеком. Г. Делла Вольпе фиксировал историческую обусловленность
философских категорий и их включенность в социальную практику следующим
образом: началом и концом круга (конкретное - абстрактное -
конкретное) является проблематика современного буржуазного общества,
поскольку категории или абстракции в отличие от гегелевской диалектики
не имеют абстрактного значения, а лишь гипотетическое – они проверяются
только в «исторической материальности», присущей экономическому и
общественному опыту, то есть проверяются в духе тезиса «проверка
пуддинга заключается в его съедении» (Ф. Энгельс приводил иногда эту
английскую поговорку). Иначе говоря, проверка дается эффективность
категорий при решении проблем настоящего5.
Настоящая
наука позволяет развивать фундаментальные исследования и эффективно
решать проблемы сегодняшнего дня. Именно поэтому выход из
постсовременности предлагает развитие фундаментальных научных
исследований, резкое увеличение численности населения, установление
справедливого мирового порядка, строительство неспекулятивной
физической экономики. Все перечисленное нуждается в целостном научном
мировоззрении, в котором нет места неомальтузианскому мифу о
перенаселенности планеты, о необходимости «обезлюживании Земли», о
непознаваемости мира и отсутствии истины.
Десять вопросов философам
Нам
остается лишь задать десять вопросам нашим философам, сгруппированным
на Философских Факультетах страны и в Институтах Философии РАН. Это
будут вопросы к ФФИФ, особенно актуальные в связи с подведением итогов
отечественной философской мысли в виде издания «Новой философской
энциклопедии» Институтом философии РАН и философским факультетом МГУ, в
свете 35 летнего юбилея философского факультета УрГУ, выпускники
которого приняли самое активное участие в разрушении СССР и втягивании
новой демократической России в эпоху постсовременности. Эти вопросы
будут заданы в стиле ленинских «Десяти вопросов референту».
Профессиональным философам следует помнить эти полторы странички текста
Ильича, посланные в Женеву в критический момент партийной дискуссии по
вопросу об определении философских принципов для нового столетия.
Итак,
правильный ответ на эти вопросы позволит вернуть философию в наши
головы и в социальную реальность, отрицательные ответы на наш тест
позволят достоверно определить степень падения философской
общественности в состояние ФФИФ. Назовем это уровнем ФФИФ в дипазоне от
1 до 10. Введем единицу отсчета – от 1 до 10 ФФИФ (например, кафедра
истории философии Уральского госуниверситета по состоянию на 2003 г.
может быть маркирована как 1-10, или N ФФИФ:
1.Признают ли ФФИФ основное деление философских систем на материализм и идеализм?
2.Признают
ли ФФИФ, что средняя колеблющаяся линия между материализмом и
идеализмом – агностицизм, а версии неокантианства (в том числе в
социологии и феноменологической социологии познания) – разновидность
агностицизма?
3.Признают ли ФФИФ, что
существующий внешний мир отражается в человеческой голове и проверяется
правильности этого отражения достигается посредством
общественно-исторической практики?
4.Признают
ли ФФИФ, что мир принципиально познаваем для человека и человечества и
существуют лишь различия между тем, что познано и что еще не познано?
5.Признают
ли ФФИФ, что действительное единство мира заключается в его
материальности и не существует чего-либо супранатуралистического?
6.Признают ли ФФИФ, что материя без движения так же немыслима, как движение без материи?
7.Признают
ли ФФИФ, что истина есть соответствие научного знания объекту в
результате отражения в голове законов природы и действительного мира?
8.Признают ли ФФИФ, что социальная материя или объективные общественные отношения, определяет общественное сознание людей?
9.Признают
ли ФФИФ, что существующие классы и классовые интересы формируют
человеческое познание, и, следовательно, учение о плюрализме и
толерантности носит реакционный характер, маскирует интересы уходящих в
прошлое классов.
10. Признают ли ФФИФ, что
теории постиндустриализма концептуально и практически несостоятельны,
поскольку требуют сокращения населения Земли, устойчивого развития,
получение дохода от природы и перераспределения доходов в пользу
богатых стран и международной финансовой олигархии?
Грязь “маркизовой лужи” и чистота философской методологии
“Сон
разума рождает чудовищ” – отсутствие научного мировоззрения производит
бредовые новейшие реконструкции загадок психики как источников
истории. При этом переносится театральный, психоаналитический механизм
объяснения мира на саму реальность. Но людям уже надоели примитивные
объяснения типа – “Портрет Дориана Грея” о ревности гомосексуалистов,
“Анна Каренина” – о наркомании и вреде опиума, “Пиковая дама” – о
сексуальной тяге к графине, а не к картам. В том же духе складывается и
история русской революции в духе примитивного повествования о братьях
Ульяновых. Так, Г. Горин (драматург) сообщает нам по сети Интернет, что
мать Ленина как фрейлина двора родила Александра от Александра III, ее
убрали с глаз долой и выдали замуж за гомосексуалиста Илью Ульянова,
отправили в Симбирск, где она продолжала гулять – там родился Володя и
еще трое детей, отцовство которых установить трудно. Насмешки
травмировали Сашу, который решил убить отца-государя, мать была принята
царем, и вместе с государем-де отправились в Петропавловку, но сын их
отверг, причем был не казнен, а спрятан от глаз публики. Потому Володя
и сказал, что «мы пойдем другим путем» (лесбийским, что ли?). Весь
этот забавный систематизированный бред является попыткой понять историю
нашей Великой революции не через Маркса, но через труды Фрейда: а на
снимке к статье изображен ликующий Янковский в тылу молчаливых Марка
Захарова и Григория Горина. Театр абсолютного абсурда Ленком – театр
Ленинского Комсомола! 6 «Уберите Ленина с денег», - писал когда-то чистый душой поэт.
Чистый
маркиз де Сад, прославлявший инстинктивное убийство, а также
разнузданную эротику в литературе, был бы неприятно удивлен при встрече
с машинизированной системой социального насилия и содомии. Самые
чудовищные извращения, которые придумал де Сад, есть текст или
садистический эрос, система словесных знаков. Что мог придумать Сад? Он
пишет: «Он рассказывал, что знал человека, который трахнул троих
детей, которых он имел от своей матери, из которых один был женского
пола, и ее он заставил выйти замуж за одного из своих братьев, и, таким
образом, трахая ее, он трахал свою сестру, свою дочь и свою сноху, а
своего сына он заставлял трахать свою сестру и свою тещу». Слова в этой
цитате заменены Б. Парамоновым в передаче «Радио Свобода» из серии
«Русские вопросы». Передача называется «Маркизова лужа» и в ней
заменены обсценные слова на менее обсценные. Выясняется, что садическое
преступление существует лишь в меру вложенного в него количества языка
по тому, что только язык может его построить. Сад говорит: «Дабы
объединить инцест, адюльтер, содомию и святотатство, он входит в зад к
своей замужней дочери с помощью облатки» (облатка здесь – гостия,
причастие). В результате из чисто констатирующего высказывания
вырастает дерево преступления. Все происходит и в тексте, и в
реальности.
С кем бы сегодня был кумир
советского народа В.С. Высоцкий? Л.Н. Якутин из Дубны посвящает свои
стихи-ответ предположению о том, что нам нужен В. Невысоцкий. 7
Но нам нужен и в качестве философа не-Хайдеггер и не-Деррида.
Неосовременность не примет этих философов постсовременности. Нам
осталось только повиниться как историку философии, который во второй
половине 80 гг. ввел в обращение отественной философии имена, концепции и
идеи Деррида и Делеза.
Однажды Т. Адорно
задал вопрос – возможно ли искусство после Аушвица, то есть в
постсовременности? Возможно лишь новое послесадовское искусство (сам
Сад слишком чист и наивен) – постсовременный текст вообще лучше
Аушвица, но именно этот текст и готовит глобальный концентрационный
лагерь постсовременности, за которым следует заря неосовременности. Как
любил повторять В.И. Вернадский «Ноосфера победит». Он произносил эти
слова в момент, когда танки Вермахта заняли Тулу. Ноосфера победит и
негэнтропийное движение уже привело от амебы до рыбы, от рыбы до
обезьяны до Ельцина с Гайдаром, затем начинается движение к человеку,
от постсовременности к неосовременности.
Стоит
ли любить после этого постсовременную интеллигенцию как
интеллектоидов? Приведем другую фундаментальную цитату: «К старой
дореволюционной интеллигенции, служившей помещикам и капиталистам,
вполне подходила старая теория об интеллигенции, указывавшая на
необходимость недоверия к ней и борьбы с ней. Теперь эта теория отжила
свой век и она уже не подходит к нашей новой, советской интеллигенции».
Откуда это? Кажется, что это чистая, прозрачная, классическая по форме
и содержанию мысль, принадлежащая будущей неосовременности.
Методология классического мышления требует предположить неизбежность
краха постсовременности.
НЕКРАСОВ С. Н,
Комментариев нет:
Отправить комментарий