четверг, 24 ноября 2016 г.

Журналистские байки


 "Коммерсант" и "Время новостей" очередной раз продемонстрировали непонимание основ инфляции и свою склонность к пустопорожней софистике. 
«Опережающими темпами в стране росли в июле цены на хлеб и стройматериалы. В Санкт-Петербурге рост стоимости продуктового набора все увереннее обгоняет московский, что подтверждает тенденцию об удорожании жизни в северной столице.   Из продуктов в прошлом месяце по причине случившейся в июне "зерновой истерии" на 7,2%, подорожал хлеб. Цены на другие продукты подросли значительно меньше: на крупу и бобовые - на 2,8%, на мясо и птицу - на 0,8%, на рыбу - на 0,4%. Цены на молоко и молочную продукцию в июле выросли на 0,5%, сливочное масло подорожало на 1,1%, плодоовощная продукция - на 1,9%. Цена на сахар в июле возросла на 1,3%, но по сравнению с началом года она упала на 3,3%. Стоимость алкогольных напитков в июле повысилась на 0,6%. В июле по сравнению с предыдущими месяцами существенно замедлились темпы прироста цен на плодоовощную продукцию. В результате поступления на рынок нового урожая капуста стала дешевле на 14%, лук - на 9%, чеснок - на 3%. Цены на бананы и лимоны снизились на 13 и 5% соответственно. В то же время апельсины за месяц подорожали на 21%, картофель - на 20%, свекла и морковь - на 5 и 4% соответственно», - подробно и основательно пересказывает статистику журналистка из газеты «Время новостей».
Все так, и с этим все согласны.   Ну и каков же вывод? А вывода нет. Так каков же смысл всей этой писанины, марание бумаги? Очевидно, что никакого. Бессмысленное заполнение информационного пространства бесполезными цифирями. 
 В таком же ключе пишет и газета «Коммерсант». «Рост цен в июле обеспечили пшеница и яйца», - пишет Алексей Шаповалов, в заметке "Питательная среда инфляции". И далее демонстрирует читателям свои аналитические способности: «С января по июль 2007 года потребительские цены выросли на 6,6%. В июле увеличению инфляции на 0,9% послужил уже не дефицит плодоовощной продукции, а рост цен на зерно и яйца». 
Заключив, что причиной инфляции стали, сначала, дефицит плодоовощной продукции, а затем рост цен на зерно и яйца, Шаповалов ударился в бессмысленные сравнения индексов роста цен на различные товары и услуги, так и не сделав каких-либо вразумительных выводов и умозаключений. Хотя, стоило бы задаться, элементарным вопросом: а почему растут цены? Почему именно сейчас и в такой пропорции? Как такое возможно, чтобы продавцы зерна и яиц обрушили рубль, снизив его покупательную способность. Ведь эта явная несуразица, если принять во внимание, что ни производители зерна, ни производители яиц, не являются монополистами, и что рост цен произошёл во всех регионах. Но Шаповалов такими вопросами не задается.   Ему, похоже, поставлена задача, спасти от критики   истинных виновников инфляции, вот он, и старается, в силу своих талантов.
А ведь стоило только поинтересоваться у самих производителей, как они точно и обоснованно пояснили бы, что они вынуждены увеличивать цены, дабы спасти само производство. Любому здравомыслящему человеку понятно, раз выросли цены на энергоносители, раз рубль стал дешевле, то неизбежно увеличатся и цены на продукцию промышленного и сельскохозяйственного производства. Но вместо того, чтобы дойти до первоисточника инфляции, Шаповалов сваливает всю вину на сельхозпроизводителя, который, между прочим, сегодня и так вынужден   работать за мизерную прибыль. (Как известно, в стоимости хлеба, доля крестьянина составляет всего 13%.) Так стоит ли еще его и винить в раскручивании инфляции? Журналисты газеты «Коммерсант», а вслед им и газеты "Время новостей", в заметке Ирины Скляровой, "Хлеб - цемент инфляции",   считают, что стоит. А потому и упражняются, в констатировании фактов нисколько не напрягаясь и не стремясь их осмыслить. Вот только что рассказывать гражданам о том, что цены растут, ведь граждане и так это видят.
 Народ интересует не сухая статистика, которую при желании можно найти и на сайте Росстата, а позиция, выявление причинно-следственных связей, смысл, но этого–то, журналистская братия, воспитанная на социологии и   учебниках по политологии, как раз и не может дать. Вот у них и выходит, что цены на хлеб растут из-за роста цен на зерно, а цены на яйца подстегивают инфляцию.
 Просто беда с этими журналистами! Учились, учились, но так ничему и не научились. Хорошо, что наши хлеборобы не подверглись такому, всесокрушающему обучению, а то вообще бы без хлеба остались.

Иван Тевризский
10.08- 2007 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий