четверг, 15 декабря 2016 г.

Естественные грабители или противоестественные монополии

Конституция Р. Ф.   Статья 34 п.2. Не допускается экономическая деятельность , направленная на монополизацию  и недобросовестную конкуренцию.

Тарифная удавка 

Рост тарифов естественных монополий в 2015-2016 гг. может стать серьезным препятствием для экономического роста

Российские монополии, вынуждая власти проиндексировать тарифы, лишают бизнес возможности эффективного развития. Это особенно чувствительно, учитывая неопределенную ситуацию в экономике. В отличие от госмонополий, компании работают в высококонкуретной среде и не могут переложить свои затраты, повысив цены на продукцию. В результате десятки предприятий могут оказаться на грани дефолта и банкротства.

Промышленность бьет тревогу

На прошлой неделе предстоящая индексация тарифов привела к целой серии митингов профсоюзов по всей стране.
Так, в Кемеровской области 7 октября на улицы вышло 8 тысяч человек с требованиями отказаться от повышения железнодорожных тарифов на грузовые перевозки.
Участники акции держали в руках плакаты с лозунгами «Нет росту железнодорожных тарифов», «Рост ж/д тарифов — крах экономики Кузбасса». В итоговой резолюции, озвученной председателем Федерации профсоюзных организаций Кузбасса Олегом Маршалко, содержится предложение к правительству «не допускать повышения тарифов на перевозку угля железнодорожным транспортом с 1 января 2015 года на 10%».
Накануне митинга профсоюзы региона подписали обращение в федеральные министерства, правительство РФ, Совет Федерации, Госдуму и РЖД с просьбой не повышать тарифы в 2015 году из-за кризиса в угольной отрасли: цены на мировых рынках угля упали более чем в 2 раза. Более 70% угольных предприятий сейчас убыточны. А учитывая, что транспортные расходы в цене угля составляют 60% и более, увеличение тарифов, как считают профсоюзы, может привести к дальнейшему сокращению инвестиций, вложений в охрану труда, снижению социальных гарантий, а также спровоцировать закрытие угольных предприятий.
При повышении тарифов на перевозки и сохранении действующих цен на уголь его попросту будет невыгодно добывать, считают в профсоюзах.
Ситуация усугубляется еще и тем, объясняют в профсоюзе, что США и страны Евросоюза ввели санкции в отношении России, и российский уголь не принимают в Польше и на Украине.
Митинги, на которых звучали требования разобраться с тарифами, прошли также в других городах России. В частности, в Саранске, Рязани, Архангельске.
Металлурги уже давно бьют тревогу. Еще в августе представители крупных металлургических компаний (в их числе — НЛМК, «Северсталь», «Мечел», «Лукойл») подготовили обращение к президенту Владимиру Путину, в котором выразили озабоченность решением правительства повысить тарифы на железнодорожные перевозки. Авторы документа отмечают, что индексация тарифов серьезно ударит по промышленности. В себестоимости продукции базовых отраслей промышленности и сельского хозяйства транспортная составляющая доходит до 20-40% в зависимости от расстояния, говорится в документе. При увеличении тарифа на 1 рубль суммарные издержки металлургических предприятий увеличиваются более чем на 4,5 рубля, пропорционально увеличивая стоимость готовой металлопродукции для потребителя, подсчитали металлурги.
«Компании вынуждены будут сокращать грузоперевозки, что нанесет удар по экономическим показателям самих железнодорожников, а четыре десятка предприятий по всей России попросту обанкротятся уже до конца 2014 года, еще порядка 30 окажутся на грани дефолта», — отмечается в документе.
От роста тарифов на услуги госмонополий страдают не только крупные предприятия. Это показывают данные недавнего исследования, посвященного причинам, сдерживающим развитие российских компаний. Оно проведено в рамках работы уполномоченного при президенте РФ по защите предпринимателей с участием «Деловой России». В опросе приняли участие представители крупного, а также малого и среднего бизнеса, и индивидуальные предприниматели. 70% респондентов заявили, что вторым по важности фактором, сдерживающем рост предприятий, после неопределенной экономической политики, является рост издержек предпринимателей. Среди издержек бесспорным лидером стали затраты на энергоресурсы, комментирует Анастасия Алехнович, руководитель направления спецпроектов «Деловой России», исполнительный директор центра «Новая индустриализация». 68% предпринимателей пожаловались именно на этот ограничивающий фактор. Даже налоги, по данным опроса производственных компаний, волнуют меньше, чем рост тарифов, говорит Анастасия Алехнович.
В условиях непростой экономической ситуации, когда инфляция в 6-8% сочетается с почти нулевым ростом ВВП, нужно бороться именно с высокими издержками, заявил также на днях глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев.
По словам министра, главной структурной проблемой российской экономики стали очень высокие издержки. «Прямые издержки - это в том числе политика контроля за тарифами на услуги естественных монополий», — отметил Улюкаев.

Под высоким давлением

Высокие тарифы и непрозрачность ценообразования на услуги естественных монополий давно вызывают нарекания со стороны российского бизнеса и населения. Однако в новейшей истории России тарифы для населения и промышленности замораживали лишь один раз — в 1999 году.
Тогда это способствовало посткризисному восстановлению отечественной экономики и помогло гражданам пережить трудные времена.
Со следующим шагом власти долго медлили. Только в 2013 году на фоне стагнирующей экономики вновь решили на год заморозить тарифы. Сначала «подарок» обещали для всех: и для населения, и для предприятий.
Но в итоге осенью приняли решение заморозить тарифы на 2014 год на уровне прошлого года только для предприятий. Тарифы на воду, газ, тепло для населения все-таки повышать с коэффициентом 0,7 от уровня инфляции за предыдущий год. Как подсчитало тогда Минэкономразвития, предприятия от такого «подарка» должны сэкономить до 130 млрд руб. в 2014 году. Особенно позитивный эффект ожидался для компаний, занятых производством стройматериалов, деревообработкой, на металлургии и химической промышленности, поскольку в этих секторах доля затрат на услуги монополий составляет от 11 до 21%.
Впрочем, монополии нашли выход из сложившейся ситуации. По словам первого вице-президента «Опоры России» Александра Калинина, в этом году в связи с заморозкой монополии «выворачивали руки поставщикам», снижая на 10% закупочные цены, а также увеличивая сроки оплаты подчас до 6 месяцев после поставки. Поскольку поставщикам некуда было деваться, они вынуждены были соглашаться на продиктованные им условия.
На протяжении всего года монополии все время сетовали на тяжелую ситуацию из-за решения правительства. Так, президент РЖД Владимир Якунин заявлял о том, что из-за отказа от индексации тарифов убыток оставит более 60 млрд рублей, а недополученная выручка — более 93 млрд рублей.
РЖД обратились к президенту с просьбой проиндексировать тарифы на грузовые железнодорожные перевозки во втором полугодии 2014 года.
Консультирующие РЖД эксперты детализируют проблемы монополии. «В 2014 году у РЖД прогнозируются убытки, и это беспрецедентная ситуация. Индексация тарифов имеет определенную долю в выручке компании, которая потом направляется на реализацию инфраструктурных проектов. Поскольку операционные затраты все время растут, то недоиндексация тарифов означает фактически невозможность развивать инфраструктуру. В том числе это и невозможность проводить капитальный ремонт, то есть осуществлять поддержку путей. При этом если с развитием каких-то проектов еще можно повременить, то поддержание инфраструктуры необходимо», — поясняет представитель консалтинговой компании AT Kearney Екатерина Шеремет.
В итоге на многочисленные заявления РЖД о планируемых убытках президент Владимир Путин в июле поручил правительству утвердить план, предусматривающий индексацию тарифов РЖД в 2014 году на перевозку отдельных видов грузов, а также индексацию тарифов на грузовые железнодорожные перевозки в 2015 году на уровне до 10%. В июле правительство еще и пообещало РЖД субсидию в размере не менее 45 млрд рублей на капремонт инфраструктуры.
Сегодня речь идет об индексации на 10%, подчеркивает Екатерина Шеремет. «С учетом «нулевой» индексации в 2014 году данная мера позволит лишь частично компенсировать накопленную инфляцию за 2014-2015 гг., то есть говорить нужно не о повышении, а о фактическом снижении тарифа в реальном выражении для грузоотправителей по сравнению с 2013 годом», — утверждает эксперт.
Не молчали и другие монополии, пугая власти сокращением рабочих мест из-за того, что они вынуждены экономить.

Так, когда обсуждалась инициатива о заморозке тарифов на услуги монополий в 2014 году и увеличении их только на размер инфляции в последующие два года, в «Газпроме» представили расчет, что недополучат в результате около 510 млрд рублей. В письме заместителя председателя монополии Андрея Круглова, направленном в Минэнерго, Минэкономразвития и Федеральную службу по тарифам, отмечалось, что в результате будут вынуждены снизить капитальные затраты в общей сложности на 407 миллиардов рублей. В то же время, объяснили в монополии, каждые сто миллиардов рублей, не направленные на капитальные затраты, приводят к недополучению бюджетами различных уровней 24 миллиардов рублей, а также к сокращению 70 тысяч рабочих мест. В общей сложности сокращение затрат на 407 млрд рублей означало бы удар по 300 тысячам рабочих, пригрозили в «Газпроме». Запрос «Газеты.Ru» в «Газпром» остался без ответа.
«Монополии давят на правительство, чтобы добиться роста тарифов, угрожая сорвать инвестпроекты. Реальные издержки монополий никто не знает, есть большие вопросы к монополиям с точки зрения расходования средств, но монополии все время угрожают, если не срывом инвестпроектов, то масштабными увольнениями.
РЖД и Газпром — одни из самых крупных работодателей, и перспективы сокращения в них создают и политические, и социальные риски для правительства», - комментирует главный экономист БКС Владимир Тихомиров.
В итоге дружного давления монополий власти сдались: тарифы вырастут даже сильнее, чем планировалось. В представленном Минэкономразвития 18 сентября прогнозе социально-экономического развития на среднесрочную перспективу одновременно с повышением уровня инфляции были увеличены и темпы индексации тарифов естественных монополий в 2015 и 2016 годы. Если ранее планировалось увеличить тарифы на природный газ, электроэнергию и железнодорожные перевозки на 6%, то теперь — на 7,5% для всех потребителей с июля 2015 года. В 2016 году планируемое повышение тарифов составит 5,5% вместо ранее планировавшихся 5%.

Замкнутый круг

«Это замкнутый круг: власти увеличивают тарифы на услуги естественных монополий, это провоцирует рост инфляции, рост инфляции дает большие издержки для монополий, что опять-таки приводит к необходимости увеличивать тарифы на услуги монополий», — комментирует Владимир Тихомиров. При этом любые заморозки тарифов или перенос сроков индексации тарифов мгновенно давали бы снижение инфляции. Учитывая, что Центробанк, действуя монетарными инструментами не в силах побороть инфляцию, это был бы именно тот реально работающий немонетарный инструмент борьбы с ростом цен и постепенного снижения инфляции до желанного «западного» уровня.
Показательным является пример первой половины 2012 года, когда было принято решение о переносе индексации тарифов естественных монополий с января на июнь в 2012 года. «В результате рост цен в целом замедлился в январе - июне 2012 года до рекордных для России величин — 3,6-4,3% в годовом выражении. Для сравнения, в январе-июне 2011 года рост цен составлял 9,4-9,6% в годовом выражении и в январе - июне 2013 года — 6,9-7,1%», — отмечается в сентябрьских комментариях Института комплексных стратегических исследований (ИКСИ).
В этом году отказ от первоначального намерения заморозить тарифы на услуги естественных монополий для населения, по оценкам главы Центробанка Эльвиры Набиуллиной, дал к инфляции дополнительные +0,5%.
В 2015 и 2016 годах, по мнению главного экономиста Deutsche Bank в России Ярослава Лисоволика, рост тарифов приведет к увеличению инфляции в России примерно на 1% в год.
«Повышение уровня тарифов естественных монополий вслед за ростом инфляции приведет к еще большему росту цен в целом и раскручиванию инфляционной спирали. В условиях, когда по различным оценкам вклад роста тарифов в инфляцию составляет от 30% и выше, повышение тарифов приведет к существенному разгону роста цен», — отмечается в комментариях Института комплексных стратегических исследований.
Эксперты Института считают, что в текущих условиях угрозам высокого роста цен из-за политических процессов должны противопоставляться внутренние меры по снижению нагрузки для потребителей и производителей. Необходимо не только не допустить рост тарифов естественных монополий, но и рассмотреть возможность снижения роста тарифов вплоть до полного замораживания, считают они. По мнению Ярослава Лисоволика, стоило бы начать проводить мониторинг эффективности работы естественных монополий, принимать меры по повышению производительности труда в них и снижению издержек. Именно от этого зависит сейчас стимулирование экономического роста, резюмирует эксперт.
Только если пойти на непопулярные меры: разбираться с прозрачностью установленных тарифов, повышать эффективность сетевых компаний и т.д. — можно будет выйти из замкнутого круга, считает Владимир Тихомиров. Иначе население и промышленность так и будут платить за неэффективную работу монополий.
В том, что она действительно неэффективна, говорят эксперты, убеждает множество исследований. Так, согласно исследованию Всемирного банка «Doing Business» за 2014 год,
по параметру «подключение к системе электроснабжение» (оценивается сложность и финансовые затраты) Россия занимает 117 место из 189 возможных. Впереди нас даже такие страны как Никарагуа (114), Судан (113) и Танзания (102).
По различным оценкам от 10 до 20% электроэнергии теряется в электрических сетях при передаче потребителям. При этом цены на электроэнергию как в целом по России, так и в отдельных регионах уже практически соответствуют уровню США, отмечается в исследовании, которое было проведено «Деловой Россией» в этом году и посвящено анализу цен субъектов естественных монополий для промышленных предприятий.


Комментариев нет:

Отправить комментарий