вторник, 11 июля 2017 г.

Граждан вынуждают оплатить хищения банкиров

ЦБ запустит "печатный станок" для покрытия дыры в "Югре" 
Крах банка "Югра", который был лишен права вести самостоятельную деятельность и передан под контроль АСВ в понедельник, станет нокаутирующим ударом по фонду страхования вкладов, пополнять который придется за счет новой денежной эмиссии ЦБ.

По объему привлеченных от населения средств "Югра" входил в топ-15 по России - в общей сложности граждане отнесли в банк 180 млрд рублей, сообщил в понедельник зампред центробанка Василий Поздышев.
 На 1 июня застраховано 170 млрд рублей - такую сумму физлицам, державшим в банке свои сбережения, должно будет выплатить Агентство по страхованию вкладов. В результате крах "Югры" станет самым дорогим в истории российской банковской системы - в случае Мастер-банка, например, выплаты составляли всего 35 млрд рублей.

При этом в фонде страхования вкладов, которым оперирует АСВ, нужной суммы нет. В связи с этим дополнительные денежные вливания в фонд готов провести ЦБ, заявил Поздышев.

"При необходимости мы увеличим финансирование", - сказал зампред, уточнив, что "на совет директоров АСВ пока этот вопрос не выносился".

За январь-май для АСВ наступило 22 страховых случая, из фонда вкладчикам было выплачено 110 млрд рублей, еще 20 млрд - предстоит оплатить.

При этом поступило в фонд от банков лишь 63,1 млрд рублей.

Несмотря на то, что ставка отчислений регулярно повышается, а сборы превысили прошлогодние на 38%, фонд живет в режиме хронической нехватки денег - его размер по сути "имеет отрицательное значение, и это отрицательное значение растет", отмечает главный аналитик Сбербанка Михаил Матовников.

"Дыра" покрывается за счет кредитов от ЦБ, которые представляют из себя чистую денежную эмиссию, напоминает директор по исследованиям и аналитике Промсвязьбанка Николай Кащеев.

Судя по статистике, "печатный станок" центробанка стал главным источником пополнения фонда в 2014-15 гг - с того момента, как стартовала масштабная расчистка банковского сектора, в ходе которой с рынка было принудительно эвакуировано 338 банков.

За 3,5 года такой политики АСВ выплатило вкладчикам лопнувших банков 1,1 трлн рублей; из них 657 млрд рублей было получено в виде кредита от ЦБ.

Первоначально размер кредитной линии, выделенной агентству Банком России, составлял 110 млрд рублей, затем был увеличен до 250 млрд рублей, в марте 2016 года - до 420 млрд рублей, затем - до 600 млрд рублей, а в начале 2017 года - до 820 млрд рублей. В первом квартале АСВ привлекло еще 57 млрд рублей, а доступный резерв сократился до 103 млрд рублей.

В результате ЦБ просто нет другого выхода, кроме как "печатать" новые деньги, увеличивая кредитный лимит, говорит ведущий аналитик Amarkets Артем Деев.

Вброс новой эмиссионной массы на рынок создаст дополнительное давление на рубль и может спровоцировать дальнейшее падение курса, на который уже давят подешевевшая нефть и выход иностранных инвесторов из облигаций федерального займа, предупреждает Деев.

По его словам, уже к началу четвертого квартала доллар может преодолеть отметку 68 рублей даже при условии, что цены на нефть останутся у текущих отметок.


Как судят за хищение 114 миллиардов: детали дела банкирши Маркус

В среднем один год тюрьмы «стоит» 25 млрд рублей
 К девяти годам колонии приговорил в пятницу, 12 мая Хамовнический суд Москвы экс-президента Внешпромбанка Ларису Маркус, которую суд признал виновной в хищении 113,5 млрд рублей. Другая фигурантка этого дела — бывший заместитель Маркус Екатерина Глушакова — получила четыре года колонии. Штрафов для Маркус и Глушаковой, которые бы покрыли причиненный ими ущерб, суд не назначил. А ведь их действия фактически развалили банк, за что отвечать перед его обманутыми вкладчиками пришлось государству, то есть, всем нам, налогоплательщикам. Сроки наказания подсудимым были назначены с момента их фактического задержания в декабре 2015 года. А это означает, что уже довольно скоро у подсудимых появится возможность подавать прошение об условно-досрочном освобождении (в случае Маркус, достаточно провести в колонии около 3 лет). Грубо говоря, за похищенные 25 с лишним миллиардов рублей достаточно отсидеть год!
 Этот процесс был скоротечным, поскольку обе попросили об особом порядке рассмотрения дела — то есть, без исследования доказательств. Проходил он примерно по такой схеме: «Признаете себя виновными?». «Да». «Вам предоставляется последнее слово». «Мы очень сожалеем о содеянном. Просим не судить строго». «Суд удаляется на приговор». Вот, в принципе, и все.
Особенно жалостливым было последнее слово Екатерины Глушаковой. Она вспомнила трагические события 20-летней давности, когда ее мама потеряла сына, а потом и мужа и Глушакова осталась ее единственной надеждой и опорой. Сообщила, что сейчас маме 77 лет. А еще она рассказала суду, что за полтора года, что провела в заключении, «переосмыслила свою жизнь и поняла, как ошибалась в выборе приоритетов». И попросила сжалиться над ней, для которой теперь главное желание — иметь большую семью, а молодость то уходит и шансов все меньше... «Не лишайте меня свободы», - взмолилась Глушакова. Во Внешпромбанке она работала с 17 лет (с 1999 года), это было ее единственным местом работы за всю жизнь и она, якобы, слепо доверяла руководству и владельцам банка, и даже подумать не могла, что их указания противозаконны. Маркус, адвокаты которой указывали, что она участвует в руководстве Внешпромбанком с момента его создания в 1994 году и имеет награды от Патриарха, тоже попросила не давать ей реальный срок. Но растрогать суд до такой степени, чтобы выйти на свободу, им все-таки не удалось.
В чем же обвинялись банкирши? По версии следствия, Маркус и ее родной брат, руководитель банка Георгий Беджамов, в мае 2009 года создали организованную группу, в которую вошли Глушакова (на тот момент вице-президент и директор департамента кредитования и депозитных операций банка) и другие «неустановленные» лица. До декабря 2015 года (когда Маркус, а вслед за ней и Глушакова были задержаны, - «МК»), обвиняемые списывали деньги со счетов вкладчиков банка без их ведома, а также раздавали налево и направо невозвратные кредиты. Так, за это время, было выдано кредитов без фактического обеспечения возврата средств 286 фирмам, зарегистрированным на подставных лиц.
В конце концов такое руководство банком привело к тому, что в его капитале образовалась огромная дыра — размером в 187,4 миллиарда рублей. Естественно, от этого пострадали вкладчики. Частным клиентам перестали выдавать наличные, компаниям — переводить платежи. Со счетов начали исчезать деньги.
Проверка ЦБ показала, что отчетность в банке фальсифицируется. Вскоре за свою проверку взялись и правоохранительные органы, что и закончилось возбуждением уголовного дела.
Агентство по страхованию вкладов выплатило вкладчикам банка 45 млрд руб, а еще 25 млрд рублей под страховку государства не попали. В банке так и «зависли» миллиарды рублей различных компаний, всего более сотни. Пострадали и многие из VIP-вкладчиков. Назывались такие, как ж​ена Дмитрия Козака Наталья Квачева, зять главы «Транснефти» Николая Токарева Андрей Болотов, родственники Артура Чилингарова, экс-губернатор Тульской области Владимир Груздев...
Куда же девали фигуранты дела деньги тех, кто доверял им? Да туда же, куда девают их любые расхитители — тратили на дорогие особняки и аппартаменты, драгоценности, автомобили, одним словом, вкладывали в собственную красивую жизнь. В случае с Маркус это была, в частности, не только движимость на Рублевке (судом арестованы два дома общей площадью более 500 кв. м и земельный участок в 30 соток), но и, например, более 20 апартаментов в кондоминимуме на Манхэттене в Нью-Йорке, инвестиции в нефтебизнес...
Когда Маркус и Глушакову приперли к стенке, они сдали и брата Маркус, президента Федерации бобслея и скелетона России Георгия Беджамова. Но сразу после ареста сестры он успел сбежать в Монако. Там ему сделали операцию на сердце. После того, как Беджамова объявили в международный розыск, князь Монако, с которым он давно дружит, отказался его выдать. Сейчас, по некоторым данным, он проживает в Лондоне. По данным журнала Forbes, у Беджамова 33% элитного пятизвездочного отеля Badrutt’s Palace Hotel в Швейцарии с видом на озеро Санкт-Мориц, квартиры в Париже, Лондоне, Нью-Йорке, Израиле и Латвии, дома на юге Франции и в Италии, а также в Монако - магазин и винный бар.
Кстати, изначально Маркус и Глушаковой инкриминировалось хищение 114 млрд рублей, но Агентство по страхованию вкладов, которое и стало пострадавшей стороной в этом деле, сообщило, что они возместили часть ущерба. По целых 200 тысяч рублей каждая.

Комментариев нет:

Отправить комментарий