суббота, 22 июля 2017 г.

Попытка спокойно разобраться в магической сути бюрократии и целях национализма

Опубликовано 22.07.2017 автором Ихлов Евгений в разделе Политический расклад 
I. ПУТЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛА К ОШИБКЕ

Век назад Вебер считал, что современная (либерально-гуманистическая) высокопрофессиональная бюрократия – вверх управленческого совершенства. Жизнь же показала, её КПД предельно низок, и что система правления автократа, окружённого преданной командой экспертов, очень часто значительной эффективней. А добавить эффективность профессиональной бюрократии можно только поместив её в атмосферу террора («подсистема страха» по Г.Х.Попову).
Разгадка в том, что бюрократ имеет дело не с конкретным делом – с железом, деньгами, землекопами или солдатами, но с их символами. Работа с символами погружает в квазимагические практики.
Особое значение приобретает исполнение ритуала. И как все маги, бюрократы ведут между собой «магические битвы» - манипулируя символами и формулами. Чему и посвящают себя без остатка (это если убрать коррупцию и казнокрадство, т.е. «наколдовывание сокровищ»).
Бюрократы-маги создают свой таинственный язык, свой эзотерический культ [мы видим лишь его внешние проявления – таблички со сложными витиеватыми названиями, портреты и лозунги] и свою вселенную (волшебную страну), в которой стараются укрыться полностью. Маги искренне убеждены, что правят миром, хотя часто оказываются формально подчинены, например, монарху или герою, знающему заветное слово…
Но депутат, ставший министром, и возомнивший на этом основании, что стал хозяином ведомства, так же наивно заблуждается, как и персонаж восточной сказки, который воображает себя господином джинна только на том основании, что нашёл и правильно потёр заветную лампу…
Как мудрые сказочные персонажи, люди постепенно поняли, что маги годны только для сдерживания других магов, иные же попытки получить от них блага завершаются либо недоразумением или жестоким разочарованием, либо просто катастрофой.
Ещё одним грандиозным заблуждением является вера интеллектуалов в способность понять «простецов».
Дело в том, что «простец» - выходец из мира традиционализма, его логика – альтернативна или «гибридна» по отношению к логике человека западного типа. Это – темпоральный разрыв.
Поэтому интеллектуал не может смоделировать его сознание в принципе, тем более, что для него трудно вообразимо полное разделение сознания, в т.ч. по эпохам (играющий на бирже верит в ведовство, а конструктор-ракетчик – в «русскую идею»), и невозможность рефлексии.
Но интеллектуал – с его потенцией шизофрении - зато легко выделяет в своей многогранной личности то, что может служить моделью «простеца» и проецирует на него свои представления. Разница видна как между живым человеком и персонажем из снов.
Воображаемый «народный человек» всегда целостен (ещё одна интеллигентская добродетель, которой щедро наделяются простые люди), потому что вообразить и представить внутренний мир реального человека, который был: нежным мужем, заботливым сыном и отцом, храбрым солдатом, спасшим взвод под огнём, ворующим в госпитале орден из-под подушки у соседа-еврея, насильник и мародёр, труженик, самоотверженно поднимающий колхоз в голодный год и лупящий оглоблей дождавшуюся его с фронта жену, а потом делающий ребёнка от замужней дочери… - интеллигент не может.
Да, мною описан массовый типаж.

II. НАЦИОНАЛИЗМ - ЭТО НЕ РУГАТЕЛЬСТВО, А ПАТРИОТ - НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО КОМПЛИМЕНТ

Необходимое замечание: значение всех употребляемых терминов я даю приблизительно так, как они приняты в западной социологии («незападной» социологии не существует, точно также как и «незападной» политологии), но раскрываю их своими словами, как во время лекций.
Национализм (политический) - это восприятие этнического народа как достаточно культурно однородной общности, которая стремится к сохранению и усилению социально-культурной сплочённости (право на защиту идентичности), но самое главное - стремится к получению национально-государственного суверенитета (как вариант - в рамках широкой автономии, дающей возможность проведения самостоятельной культурно-образовательной политики) для всего своего ареала.
Это означает движение к избавлению от имперской или колониальной зависимости (право на самоопределение), а также ликвидацию политических границ, разделяющих этот ареал (право на воссоединение).
Я дополняю понимание политического национализма следующим: национализм - это доктрина, согласно которой национальные и национально-государственные интересы значимо превалируют над ценностями и интересами того «культурного круга», к которому данный народ и его государства принадлежат.
Например, ценностью европейского (шире - западного) культурного круга (субэйкумены) является соблюдение международно-признанных границ и гуманитарных прав, а также гражданских свобод.
Перекройка границ, тем более, путём войны, эти ценности попирает.
Следовательно, национализм - это форма национального и государственного эгоизма, разрушающего общекультурную (общецивилизационную) солидарность.

Ни один деятель, считающий, что его страна обязана соблюдать даже невыгодные ей ограничения, вводимые правом и моральными стандартами общей цивилизации, политическим националистом считаться не может.
Доктрина, требующая содействия сохранению национально-культурной идентичности и культурного развития в качестве меньшинств и диаспор для представителей данного народа, проживающих за границами его страны, в качестве националистической рассматриваться не может.
Представления о культурном превосходстве или чрезвычайной степени эксклюзивности национальной культуры, которые принято именовать «культурным национализмом», таковым, строго говоря не являются. За исключением случаев принудительной ассимиляции меньшинств или принудительного ограничения доступа людей к иным культурам и духовным традициям.
Страна народа - это географическая область, исторически связанная с жизнью данного народа (включая интегрированные меньшинства), ставшая местом создания его государственности или протогосударственных форм, например, консолидированных кланово-племенных союзов.
Нация - это народная общность, имеющая системно открытый характер, но всегда обладающая определённой этно-культурной или субкультурной матрицей. Народная общность, являющаяся системно закрытой, является этноплеменным образованием (в терминах вековой давности - «расой»).
Признаком народа (народной общности) является способность создать государство или протогосударственные социальные формы.
Идеи гражданской нации и политического национализма маскируют роль этнического ядра нации, или являются выражением совокупного государственного эгоизма альянса этнических и субэтнических общностей.
Но точнее их было назвать государственным эгоизмом, поскольку в таком случае весь народ сложился именно в рамках данного суверенного государства и нет оснований для стремления к его национальному освобождению или воссоединению. Например, не существует американской политической нации вне пределов США, поэтому для американского воссоединительного национализма нет почву.
Но есть граница США, которая с 1948 года разделила мексиканцев, и это может питать мексиканский воссоединительный национализм.
Можно пытаться перенести доктрину воссоединительного национализма от народной общности к цивилизационной или субцивилизационной , например, панарабизм, пантюркизм, панславизм, включая такой извод последнего как "Русский мир", но при совпадении этнических и государственных (и даже субгосударственных) границ создать долговременное и мощное движение за надэтническое общецивилизационное единство пока не удавалось.
Опыты с "османизмом", "исторической общностью - советский народ" и "югославами" оказались достаточно поучительны. Фактически создавались имперский или имперско-цивилизационный доктринальный государственный эгоизм и эфемерные государства на основе надэтнической религии (халифат 7 века и нынешний, Священная Римская империя или квазирелигиозной идеологии типа коммунизма и "исламской революции".
Для негативного определения имперского экспансионизма в СССР был создан термин "великодержавный национализм". Однако это было связано с тем, что понятием "национализм" объединяли и шовинизм, и ксенофобию и империализм, а также имперский реваншизм.
Патриотизм - это обоснование добродетельного поведения и верности гражданскому долгу резонами национального или национально-государственного характера, а не приверженностью этическим принципам общей цивилизации («религиозным» и «общечеловеческим»).
Радикальный национальный и национально-государственный эгоизм таковым и должен называться, без замены его понятиями «национализм» или «патриотизм».
Доктрина превосходства (значимого превалирования) интересов государства над интересами гражданского общества - суть этатизм или «государственничество», и не может быть однозначно связана с национализмом или патриотизмом, хотя может быть их составной частью.

Извините за занудство.--------------------------------------------------------------------------------------------
Алексей Казаков    НАПИСАЛ:
...Вебер - вещь, конечно, хорошая, но, для понимания русской истории, молопродуктивная... В русских общественных и политических делах важнее понять, например, почему Л.М.Каганович, познакомившись с "Диалектикой мифа", окрысился на ее автора А.Ф.Лосева. А получив разъяснения редактора книги ("это, дескать, - "философские оттенки"...) он и изрек: ЗА ТАКИЕ ОТТЕНКИ НУЖНО СТАВИТЬ К СТЕНКЕ! ...Тогда-то и связь бюрократизма-иудаизма-национализма станет более прозрачней. Да и для чтения 

Комментариев нет:

Отправить комментарий