Делегаты
не пришли к единому мнению и после длительного обсуждения решили
доработать требования и обсудить их на втором этапе конференции. Всем
присутствующим было предложено изложить свои точки зрения в заводской
газете, еще раз обсудить их в коллективах.
Хотелось
бы внести своё предложение, которое нами сформулировано следующим
образом: «Передать средства производства (основные и оборотные фонды) в
полное хозяйственное владение и распоряжение трудовому коллективу
Уралмаша при сохранении функции юридического собственника за
государством».
Другими словами, важно не то, что государство владеет всем, а важно то, кто владеет государством.
В. МОЛЧАНОВ,
кандидатфилософских наук.
С. РАДЧНЕКО,
народный депутат
Орджоникидзевского
райсовета.
* От редакции. Это письмо ещё раз подчеркивает непреходящее, актуальное значение темы собственности
Как вы, читатели, относитесь к мнению В.Молчанова и С.Радченко? Ждём откликов.
Тираж 4624.
Вечерний Свердловск, 28 января 1991 года. Тираж 60.000.
КТО НА ЗАВОДЕ ХОЗЯИН?
На
прошедшей в ноябре минувшего года конференции трудового коллектива ПО
«Уралмаш» делегаты, обсуждая экономическое положение предприятия, почти
единодушно сошлись на том, что давным-давно пора уже превратить
рядового труженика в действительного, а не номинального хозяина родного
завода. Но вот в том, как практически реализовать это пожелание,
мнения присутствующих коренным образом разошлись. В конце концов после
бурных дискуссий был принят проект требований, адресованных Верховным
Советам Союза и республики. В этом документе, в частности, говорится,
что необходимо «передать средства производства в акционерную
собственность трудовых коллективов посредством выкупа с зачетом доли
каждого гражданина в стоимости приватизируемого государственного
имущества».
Обращение составили, но в
принципе-то вопрос ещё открыт, его можно обсуждать. И моё внимание
привлекла другая формулировка, которую предложили сотрудники НПК «Урал»
– философ В.Молчанов и депутат Орджоникидзевского райсовета
С.Радченко.
Привлекла она прежде всего своей
кажущейся парадоксальностью. Судите сами: авторы предлагают «передать
средства производства в полное хозяйственное владение и распоряжение
трудовому коллективу ПО «Уралмаш» при сохранении функции юридического
собственника за государством».
Согласитесь,
что такое решение рождает множество вопросов. И вот в порядке
продолжения дискуссии я обратился к В. МОЛЧАНОВУ за пояснениями.
-
Валерий Алексеевич, в этом тезисе многие усмотрели явное противоречие.
Так объясните подробнее, кто же должен быть собственником основных
средств на «Уралмаше»?
- Давайте разбираться.
Прежде всего я считаю, что противоречий бояться не нужно, если они не
являются результатом чьей-то ошибки, путаницы. Противоречие способно
обнажить действительное положение вещей. А в нашем случае оно таково,
что юридически, то есть формально, каждый уралмашевец, работники других
предприятий – это собственники всех средств производства, всех фабрик и
заводов в стране. По крайней мере именно так нужно понимать положение
Конституции СССР об общенародной собственности. Ну а фактически вся
полнота хозяйственного владения этими средствами производства
осуществлялась всегда государством, точнее, теми людьми, которые
выполняли государственные функции. Короче говоря, управляла экономикой
административно-командная система. К чему привело такое «управление»,
теперь известно всем. Советскую экономику порой называют «экономикой
наоборот». Так вот, мы с С.Радченко и предлагаем вернуть все на свои
места, поставить отношения собственности с «головы» на «ноги».
Государство должно быть лишь юридическим собственником, а трудящиеся – фактическим собственником своих предприятий.
Это
значит, что государственные органы не имеют права вмешиваться в
действия фактических собственников, если эти действия совершаются в
пределах компетенции трудового коллектива. Иными словами, те же
уралмашевцы могут на своем предприятии делать все, что не противоречит
интересам государства. Это мы и назвали «полным хозяйственным владением и
распоряжением средствами производства».
- Ну а как вы относитесь к приватизации, разгосударствлению?
-
Сегодня обществу, на мой взгляд, предлагаются иллюзорные средства.
Термин «разгосударствление» означает буквально – отсутствие всяких
государственных гарантий для всякой собственности. Спрашивается, кому и
зачем нужно отсутствие государственных гарантий стабильности отношений
собственности? Уверен, что это не нужно даже самому убежденному
«частнику». Но разговоры о разгосударствлении все не умолкают.
Видимо,
это происходит потому, что у нас сплошь и рядом путают собственность
государственную с общественной. А ведь специалисты знают, что
государственная собственность может одинаково успешно оформлять собою
как частную, так и общественную.
Суть же
общественной собственности на средства производства состоит вот в чем:
это хозрасчет, идущий «снизу» при государственной гарантии этого
процесса. Хозрасчет с рабочего места до министерства, но никак не
наоборот! При таком «низовом» хозрасчете происходит рост
производительности труда и снижение цен. А при «верхушечном», как
сейчас, - всё наоборот. Можно сказать и так: общественная форма
собственности – это хозрасчет рабочих. Всякая иная – это хозрасчет без
участия рабочих.
- А при частной собственности?
-
Думаю, что не правы те, кто приписывает все достижения современной
цивилизации только заслугам частного предпринимательства. На мой взгляд,
речь сегодня нужно вести о движении именно к общественной
собственности.
- Ну а как все это должно выглядеть на практике?
-
Если коротко, то вот как: рабочее самоуправление и рабочий хозрасчет
«снизу вверх». Одно вместе с другим, а не одно вместо другого, как ещё
часто у нас бывает. Ассоциированные рабочие должны «нанимать»
специалистов, администраторов. Отсюда должна идти цепочка
ответственности.
- И что, тогда коренным образом изменятся отношения собственности?
-
Конечно. Ведь администрация превратится из фактического коллективного
собственника предприятия в наёмного коллективного исполнителя воли
трудового коллектива в лице его суверенных органов власти – конференции и
СТК. Впрочем, не следует за всеми этими рассуждениями забывать
главного: что без конкретной систематической организаторской работы с
бригадами результата не добиться. Рабочее самоуправление потребует и от
самого рабочего достаточно высокого уровня осознания в первую очередь
своих же собственных интересов. Но я думаю, что современные рабочие с
этим справятся.
Вот такое личное мнение на
тему, волнующую многих. Не правда ли, оно любопытно? Можно в чем-то не
согласиться с автором, а можно поддержать его предложения. В любом
случае задуматься по этому поводу стоит.
С. МУСТАФИН, сотрудник пресс-центра Орджоникидзевского рай-совета.
Комментариев нет:
Отправить комментарий