понедельник, 28 ноября 2016 г.

А через десять лет они проснулись!

"Новая газета" расследует дело Магнитского: после смерти юриста чиновники похитили еще 11 млрд рублей









Сергей Магнитский
Издание провело собственное расследование и теперь утверждает, что через небезызвестные 25 и 28 налоговые инспекции - которые, по версии Магнитского, помогали похитить 5,4 млрд рулей - только за два года были похищены из бюджета свыше 11 млрд рублей
Пока ответственность виновных ограничивается только предупреждением о неполном должностном соответствии, вынесенным главе 28 ФНС Ольге Степановой
Скандал вокруг гибели юриста фонда Hermitage Capital Сергея Магнитского даже спустя два года не утихает. Но широкий общественный резонанс не помог громкому коррупционному делу сдвинуться с мертвой точки - до сих пор не наказан ни один из предполагаемых его фигурантов. Это заставляет некоторых наблюдателей предположить: за делом Магнитского стоит нечто большее, нежели разовое хищение бюджетных рублей. Расследованием дела Магнитского особо не занимаются, поскольку это может привести к шокирующим выводам: например, о существовании постоянной практики вывода десятков миллиардов рублей налогов из бюджета на личные нужды чиновников высшего звена, пишет "Новая газета".


Издание провело собственное расследование и теперь утверждает, что через небезызвестные 25 и 28 налоговые инспекции - которые, по версии Магнитского, помогали похитить 5,4 млрд рулей - только за два года были похищены из бюджета свыше 11 миллиардов рублей.

Схема мошенничества, по мнению "Новой газеты", вкратце выглядит так: фиктивные "фирмы-однодневки" подают запрос в налоговую на возмещение НДС - если фирма купила какую-то продукцию и не успела продать ее в отчетный период, то она имеет право возместить НДС, включенный в стоимость купленной ею продукции. Руководят "однодневками" подставные лица. Заинтересованные в деле налоговые чиновники удовлетворяют просьбу о возмещении НДС и переводят деньги, как правило, через "нужные" банки. А вот товара, на который начислялся НДС, вообще не существует.

Получив деньги, "однодневки", точнее, люди, стоящие за ними, принимают меры, чтобы "замести следы": меняют юридический, фактический адрес и просто самоликвидируются путем слияния.

Налоговики возмещали НДС щедро и быстро

О том, что налоговики знали о мошенничестве, говорит тот факт, как охотно они сотрудничали с "однодневками". Так, фирмы подавали заявление налоговикам на возмещение НДС, и те, обычно крайне неохотно возвращающие деньги, в течении пары рабочих дней перечисляли огромные суммы.

"22 июля 2009 года та же 28 налоговая инспекция приняла решение о возмещении НДС фирме ООО "Апитэкс" на сумму 500 млн рублей. В тот же день (!) это заключение поступило в Федеральное казначейство, которое уже на следующий день (!!!), 23 июля 2009 года, перечислило из бюджета полмиллиарда рублей на счет фирмы... Не прошло и недели, как та же 28 налоговая инспекция приняла еще одно решение о возмещении НДС фирме "Апитэкс" на 502 млн рублей. Уже через два дня деньги из бюджета ушли на счет", - говорится в статье.

Часто финансовые операции производились через некие "Руссобанк" и "Бенифит-банк", хотя иногда задействовали и "Сбербанк".

ЗАО "Бенефит-Банк" - вообще интересная организация, отмечает газета. Дело в том, что, по документам, он принадлежит тем же людям, которые владели "Универсальным банком сбережений". А этот банк упоминает в своих отчетах Магнитский.

Директоров "фирм-однодневок" набирали по объявлению

Главой нескольких юрлиц из тех, что проверила газета, была некая Юлия Горская. Горская вообще стала легендарной личностью в среде налоговиков и следователей - всего на ее имя в разное время были зарегистрированы сотни фирм, работавших и с "Транснефтью", и со столичными аэропортами. Правда, по данным следователей, Юлия Горская - "пьянь", продавшая московскую квартиру и уехавшая жить в деревню Мелекшино Рязанской области.

Не все подставные лица, выбранные мошенниками для номинального руководства "однодневками", были "пьянью" из Рязанской области. Один из бывших генеральных директоров, которого удалось разыскать, рассказывает, что стал "бизнесменом" по объявлению - увидел рекламу о том, что некоей юридической фирме требуются сотрудники. Когда он пришел в фирму, ему сообщили, что он будет выступать номинальным директором разных юридических лиц.

"Все это происходило в течение часов трех. Внутрь они не пускали, на пороге давали все документы на подпись. Потом сразу везли к нотариусу для заверения, а от нотариуса - в налоговую инспекцию для регистрации фирм", - вспоминает "директор" ООО "БизнесКонсалт", получившей налоговое возмещение на 509 миллионов рублей. По словам мужчины, за каждую зарегистрированную фирму ему платили от одной до полутора тысяч рублей. Далее никаких сведений о работе фирм гендиректору не сообщали.

"Года два назад мы сидели с подругой в "Макдоналдсе" и разговаривали о том, что вот нет работы. К нам подошел какой-то человек (видимо, услышал наш разговор), представился Андреем и предложил подзаработать. Так я стала курьером-регистратором", - вспоминает глава ООО "Техторг", которой 25 налоговая инспекция перечислила 489 миллионов рублей.

По словам женщины, этот Андрей звонил ей со скрытого номера, они встречались, она подписывала документы, затем их заверяли у нотариуса, после чего Загорнова везла их в налоговую инспекцию, где учреждала на свое имя фирмы. В инспекции ей давали расписку, она отдавала ее Андрею и получала взамен одну тысячу рублей за каждую фирму. "Ко мне уже приезжал какой-то полковник из органов по поводу всех этих фирм, зарегистрированных на мое имя. Посоветовал написать заявление в налоговую, чтобы эти фирмы исключили. Я так и сделала. Я же не знала, что бывают такие махинации", - признается бывшая гендиректор.

Путину сделали предложение

"Новая газета" отмечает, что всего журналистам удалось обнаружить около 20 подобных фирм, возместивших в 2009-2010 годах через 25 и 28 налоговые инспекции НДС на сумму более чем 11 млрд рублей. Издание отмечает, что масштаб махинаций может быть больше - газета проверяла лишь те операции, суммы которых превышали 100 миллионов рублей. Причем о действии этой схемы, по словам бывших сотрудников ФНС, знали все, но заинтересованные лица среди руководителей ведомства не давали делу ход.

По фактам, обнаруженным "Новой", в декабре 2010 года возбуждено уголовное дело в отношении "неустановленных лиц", которое не раскрыто до сих пор и, по мнению газеты, расследуется крайне вяло. Пока ответственность виновных ограничивается только предупреждением о неполном должностном соответствии, вынесенным главе 28 ФНС Ольге Степановой. Степанова, напомним, находится в "черном списке" США невъездных российских чиновников, причастных к гибели Магнитского.

"В конце прошлого года Владимир Путин заявил о необходимости "решительного налогового маневра", который направит фискальную политику на решение задач индустриального развития страны, - пишет автор статьи. - В связи с этим у "Новой газеты" есть предложение избранному президенту России. Если объективно расследовать все случаи незаконных возмещений налогов, украденных у российских граждан, то необходимость "налогового маневра" может отпасть сама собой. По крайней мере если задаться целью вернуть в казну хотя бы те деньги, о которых мы написали в этом расследовании, то на пенсии нескольким миллионам россиян хватит".



Алексей Кудрин и НДС
25 ИЮНЯ 2008 г. в заметке Сюзанна Камара  «Пожарный Кудрин», опубликованной в Газете.ru, глава Минфина Алексей Кудрин   вновь взялся защищать НДС утверждая, что  «снижение НДС — абсолютно деструктивное решение».
Пожарный Кудрин
25 ИЮНЯ, 16:14 // Сюзанна Камара
 Несмотря на обещание снизить НДС, данное президентом бизнесу, глава Минфина Алексей Кудрин настаивает, что делать этого ни в коем случае нельзя. Это деструктивно и способно только усугубить перегрев экономики и рост цен. Вместо этого лучше снизить налог на прибыль, считает министр. Бизнес и Минэкономразвития на размен не согласны.
«Снижение НДС — абсолютно деструктивное решение», — заявил министр финансов Алексей Кудрин на конференции «Налоговая политика в условиях выбора пути развития России». Свое заявление он сделал на следующий день после того, как президент Дмитрий Медведев опубликовал бюджетное послание, где пообещал, что снижение НДС состоится. Правда, глава государства не указал ни сроков, ни величины снижения ставки налога.
Кудрин всегда был противником снижения НДС. Этот налог — самый надежный источник пополнения бюджета, не устает напоминать министр. Однако после того как бывший президент Владимир Путин, а за ним и Дмитрий Медведев весной заявили о необходимости реформирования этого налога, Кудрин стал более лояльным, выступая лишь против поспешных сроков и глубины снижения. Он настаивал лишь, что нельзя опускать НДС до 10—12% в течение двух лет, как того требует бизнес. Но теперь заявления министра вновь категоричны: снижать НДС не следует в принципе.
Он приводит новые аргументы в пользу такого решения. НДС — нейтральный налог, и изменение его ставки не приведет к структурной перестройке в экономике. Если такие налоги и сборы, как НДПИ, экспортная пошлина и налог на прибыль, могут колебаться под влиянием различных факторов, то сборы НДС будут устойчиво расти, что важно для стабильности бюджетной системы. Они будут сохраняться на уровне 3,7% от ВВП, считает глава Минфина.
Министр также подчеркнул, что НДС является налогом на потребление, а в последние годы российская экономика растет в основном за счет роста потребления. «Внутреннее производство не может до конца удовлетворить растущий спрос, в связи с этим происходит значительный прирост импорта — по 40% в год», — отмечает Кудрин. Высокий спрос в России вызван ростом цен на нефть, а не ростом производства. «В условиях существенного опережения спроса над предложением снижение налогового пресса может усилить этот разрыв и создать дополнительные риски. Это означает не охладить перегрев экономики, а подлить туда керосина», — заключил министр.
Солидарное с министром многие эксперты. «Снижение ставки НДС с 18% до 12% губительно для страны», — полагает научный руководитель Государственного Университета — Высшей школы экономики Евгений Ясин. В условиях высокой инфляции, а также увеличения госрасходов снижение НДС — неправильная мера, лучше направлять средства от взимания этого налога на увеличение заработной платы работникам бюджетной сферы, считает экономист. Специалисты Международного валютного фонда также отметили, что сокращение ставок этого налога противоречило бы международным тенденциям. «Российский НДС меньше других налогов нуждается в кардинальных реформах, а его замена налогом с продаж была бы «шагом назад», говорится в заключении МВФ. Эксперты организации полагают, что несовершенство НДС связано лишь с проблемами в его администрировании и, прежде всего, длительными задержками его возмещения. «Это становится особенно тяжелым бременем для экспортеров и для компаний с большим объемом инвестиций», — говорят экономисты. Таким образом, приоритетом должно быть именно преодоление этой проблемы.
Вместо того чтобы снижать НДС до 12—13%, Кудрин предлагает сосредоточиться на улучшении администрирования этого налога, а также снизить налог на прибыль.
В ближайшие три года поступления от налога на прибыль будут снижаться из-за роста тарифов и роста издержек предприятий, а также недостаточного роста производительности труда, прогнозирует Кудрин. По его словам, развитие налоговой политики в мире сейчас идет по такому пути: за последние десять лет во многих странах НДС повышался и сейчас продолжает повышаться, при этом снижается налог на прибыль.
Но бизнес на размен не согласен. Эффект, который дает снижение НДС, не достигается альтернативными методами, в том числе и снижением налогом на прибыль, считает зампредседателя налогового комитета Российского союза промышленников и предпринимателей Сергей Беляков. «Чтобы обеспечить сохранение у предприятий средств в том же объеме, налог на прибыль придется снизить до 9%. Не думаю, что власти пойдут на это, особенно если учесть, что это не федеральный налог (из 24% ставки налога лишь 6,5% поступает в федеральный бюджет, остальные 17,5% — в региональные. — Газета.Ru)», — отмечает он.
Не согласен он и с утверждением, что НДС — нейтральный налог. Его снижение как раз направлено на обеспечение структурной перестройки экономики. «Снижение НДС создаст стимул для развития перерабатывающих предприятий в машиностроении лесопереработки и легкой промышленности, снизит нагрузку при реализации инвестиционных проектов», — говорит Беляков. А от уменьшения налога на прибыль прежде всего выиграют прибыльные компании нефтегазового сектора.
Ориентироваться на мировые тенденции тоже бессмысленно, полагает эксперт, так как перед российской экономикой стоят совершенно иные задачи.
Мнение бизнеса разделяют и в Минэкономразвития. «Необходимо унифицировать ставку НДС на уровне 12%», — заявил заместитель министра экономического развития Станислав Воскресенский на налоговой конференции. Он также отметил, что в результате этого шага собираемость НДС может вырасти с нынешних 67—69%, так что уже через четыре года мы «выйдем на нулевые потери бюджета».
Похоже, разрешить этот принципиальный спор между Минфином с одной стороны и бизнесом и Минэкономразвития с другой под силу только главным арбитрам.
В связи с этим  я предлагаю  ознакомиться с  дискуссией, по вопросу  об НДС, прошедшей на Форуме газеты «Известия» в 2006 году, и еще раз оценить  аргументы, которые высказал Алексей Кудрин в защиту НДС.  

Комментариев нет:

Отправить комментарий